ВМФ России: «Каракурт» кусает наверняка. Крымский «Шторм»: для чего Черноморскому флоту нужен новый ракетный корабль Корабль 22800 каракурт

Балтийский флот не получит в 2017 году "Ураган" – головной малый ракетный корабль проекта 22800 (шифр "Каракурт"). Сроки его сдачи сдвинулись на следующий год, сообщил FlotProm источник в ВМФ, знакомый с ситуацией.

По его словам, точная дата пока неизвестна, но скорее всего Балтфлот получит "Ураган" в первом полугодии. Сроки сдачи корабля перенесли "вправо" из-за нового вооружения. Так как "Ураган" – головной корабль с целым рядом нового оборудования, технику устанавливают и тестируют дольше обычного. "Никаких форс-мажоров не произошло, задержка связана с испытаниями", – добавил источник.


"Каракурты", в частности, получат модернизированную артустановку калибра 76,2 мм АК-176МА. Петербургский машиностроительный завод "Арсенал" в начале марта об успешных испытаниях орудия.

Начиная с третьего корабля МРК проекта 22800 оснастят корабельным зенитным ракетно-пушечным комплексом "Панцирь-М". Как в феврале заместитель гендиректора НПО "Высокоточные комплексы" – управляющий директор "Конструкторского бюро приборостроения" Дмитрий Коноплев, "Панцирь-М" примут на вооружение до конца 2017 года.

В сентябре 2016 года "Коммерсантъ" писал , что петербургский дизелестроительный завод "Звезда" запаздывает с изготовлением двух силовых установок для "Каракуртов". В середине марта предприятие увеличило число станочников с 350 до 450 человек, чтобы ускорить темпы производства силовых установок для МРК. Об этом FlotProm руководитель завода Павел Плавник.

Экипаж корабля в июне закончит обучение в петербургском Центре подготовки экипажей надводных кораблей объединенного учебного центра ВМФ, сообщил ЦВМП информированный источник. После этого к 1 августа моряки отправятся осваивать корабль на завод "Пелла". Сейчас там продолжаются работы по затяжке кабеля на "Урагане". "По отсекам через переборки и палубы планируется протянуть около 120 км кабеля", – сообщили в пресс-службе компании "Нэмо", которая проводит эти работы. Их планируют завершить к началу августа.

По словам другого источника, в апреле-мае 2017 года сроки сдачи корабля флоту неоднократно корректировались. Он добавил, что ряд испытаний проведут до конца 2017 года. Источник также сообщил, что проблем с подготовкой экипажа нет, задержку могли вызвать "испытания нового вооружения".

Корабль заложили в 2015 году на ленинградском судостроительном заводе "Пелла". "Ураган" планировали передать флоту в этом году. Заместитель гендиректора судоверфи Вадим Подосочный в беседе с FlotProm в декабре 2016 года обозначенную в плане строительства дату передачи ВМФ корабля "безусловной". 19 мая корреспонденту ЦВМП связаться с Подосочным не удалось. На судоверфи "Пелла" ситуацию не комментируют.

В октябре 2016 года генеральный директор ЦМКБ "Алмаз" Александр Шляхтенко , что головной корабль проекта 22800 передадут ВМФ в 2017 году.

Контр-адмирал Виктор Гокинаев, в 1975–1982 годах командовавший ТАКР "Минск", рассказал FlotProm, что передача флоту головного корабля с новым вооружением может иногда запаздывать. Причина – проблемы с испытаниями и установкой техники.
По его словам, так было с головным авианесущим крейсером проекта 1143 "Киев": "Корабль уже начал ходовые испытания, а все необходимые ракеты "Базальт" поставить еще не успели, – сказал Гокинаев. – С "Минском", первым серийным крейсером проекта "Кречет", таких сложностей уже не было. Мы подняли на корабле флаг в феврале 1978 года, а неделю спустя уже вышли в межфлотский переход".

"Каракурты" вооружат ударным ракетным комплексом "Калибр-НК", артиллерийской установкой калибра 76 мм, а также зенитным ракетно-пушечным комплексом. Водоизмещение кораблей – 800 тонн, скорость – 30 узлов, автономность – 15 суток.

Малый ракетный корабль проекта 22800 разработан ЦМКБ "Алмаз" в качестве

В четверг на судостроительном предприятии «Пелла» (Санкт-Петербург) были торжественно заложены два малых ракетных корабля (МРК) нового проекта 22800 «Каракурт». Главное достоинство этих весьма скромных по размерам, но достаточно мощных боевых единиц (водоизмещением всего в 800 тонн) — на каждом будет установлено по восемь высокоточных крылатых ракет большой дальности «Калибр-НК», уже успевших доказать свою эффективность в Сирии. Другой комплект оружия — для стольких же сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет «Оникс» (дальность стрельбы — до 500 километров).

Ракетным оружием боевой потенциал «Каракуртов» не исчерпывается. Еще на них будут 100-мм или 76-мм универсальные автоматические артиллерийские установки, зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-М» или «Пальма». Длина каждого корабля — 60 метров, ширина — 9 метров, осадка — 4 метра. Скорость — до 30 узлов. Дальность плавания — до 2500 миль. Из чего следует, что перспективные МРК, как и их предшественников проекта 1234, предполагается использовать, главным образом, в ближней морской зоне.

Приказом главнокомандующего ВМФ оба будущих корабля уже получили грозные имена — «Тайфун» и «Ураган». Вполне в традициях наших знаменитых «дивизионов плохой погоды», основу которых в последние десятилетия составляли и составляют малые ракетные корабли прежнего поколения — «Туча», «Буря», «Мираж», «Накат», «Зыбь»…

«Тайфун» и «Ураган» в боевой состав Черноморского флота рассчитывают поочередно ввести в 2017 и 2018 годах. Всего запланировано строительство серии из десяти таких МРК. Кроме Черного моря, их ждут, как заявили в Главном штабе ВМФ, на Балтийском и Тихоокеанском флотах. Северного флота почему-то в этом перечне не оказалось. Возможно потому, что туда, в суровые условия Заполярья, собираются направить пополнение помощней и посолидней размерами.

Словом, казалось бы, во всех отношения приятная новость. Наши моряки давно заждались хоть какого-нибудь пополнения своих сильно устаревших соединений надводных кораблей. Но есть несколько обстоятельств, которые наводят на мысль, что с новыми российскими малыми ракетными кораблями не все так просто.

Десяток даже самых замечательных МРК «Каракурт» даже не на четыре, а всего на три российских флота — это очень мало. Всего по три, а где-то — четыре единицы на огромный морской театр военных действий. Что это, к примеру, для Тихого океана? Особенно, если учесть, что вдали от своих баз подобные небольшие корабли в одиночку вести боевые действия просто не в состоянии. Иначе с их не самой сильной системой ПВО на морском или океанском дне можно оказаться раньше, чем успеешь выстрелить собственными «Калибрами» или «Ониксами».

Безусловно, проблему понимают в Главном штабе ВМФ. И совсем недавно там строили совершенно иные планы. Во всяком случае, летом минувшего года главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков , отвечая на вопрос о размерах будущей серии «Каракуртов», ответил совершенно определенно: «Минимум 18 единиц».

Но дальше, видимо, вмешались строгие дяди из Минфина и принялись резать по живому кораблестроительную программу. С учетом свирепеющего экономического кризиса, хорошо, если они проделали это с «Каракуртами» в последний раз.

Второе. Одним из основных недостатков еще советского ВМФ всегда считалось разнотипье боевых кораблей, предназначенных для решения одних и тех же задач. Скажем, одно время у соседних причалов 7-й оперативной эскадры и 2-й дивизии ПЛО в Североморске стояли большие противолодочные корабли проектов 1134а, 1155, 57а, 61 и 1135 (только с начала 90-х годов последние два стали называться сторожевыми). Построенные в разное время, они имели совершенно разное оружие, радиолокационные и гидроакустические станции, множество иных приборов и механизмов. Что влекло за собой сложное штабное планирование, дорогостоящее и неповоротливое тыловое обеспечение, огромную номенклатуру горюче-смазочных материалов и ЗИПов, просто необъятную береговую учебную базу.

Наши вероятные противники так никогда не делали. В ВМС США если уж начинают серию крейсеров, эсминцев или фрегатов, то клепают их во множестве и «под копирку». Скажем, фрегатов «Оливер Перри» с 1977 по 1989 год американцами было построено 51. Эсминцев типа «Арли Берк» с 1988 года по нынешнее время изготовили 62 и собираются спустить на воду еще 13.

Мы в советские времена денег на Военно-Морской флот не жалели и не считали, поэтому могли себе позволить любое расточительство. Но сейчас-то? Сейчас-то зачем нам столько проектов тех же малых ракетных кораблей?

Ну ладно, выведем за скобки построенные еще в Советском Союзе МРК проекта 1234 «Овод» различных модификаций с противокорабельными крылатыми ракетами П-120. В конце концов, их время на исходе, в боевом составе на всех четырех наших флотах таких кораблей осталось всего двенадцать и им нужна замена.

Казалось, она на подходе в виде малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М». Тех самых, три из которых («Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг») 7 октября впервые в истории из акватории Каспийского моря триумфально ударили крылатыми ракетами «Калибр-НК» по целям на территории Сирии. «Буяны-М» во всем мире немедленно были признаны очень удачными и современными: никто кроме нас пока не сумел втиснуть столь грозное (по сути — стратегическое!) оружие в столь тесные корабельные корпуса.

Эскиз корвета пр.21631 "Буян-М" (Фото: vpk.name)

Кроме «Углича», «Града Свияжска» и «Великого Устюга», в Зеленодольске спущены на воду еще их собратья — малые ракетные корабли «Серпухов» и «Зеленый Дол». Оба отправлены в Севастополь, только что завершили испытания и вошли в боевой состав Черноморского флота. А от севастопольской Минной стенки по противнику в Сирии «Калибрами» пока не отстрелялись, видимо, только потому, что палить в таком случае пришлось бы через недружелюбную к нам с недавних пор турецкую территорию.

Но в Зеленодольске для черноморцев продолжают строить еще четыре «Буяна-М» — «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетию» и «Грайворон». Причем, «Ингушетию» по плану флот должен получить в 2017-м, а «Грайворон» — в 2018 году. То есть именно тогда, когда в Санкт-Петербурге собираются достроить заложенные там на этой неделе «Тайфун» и «Ураган». С теми же восемью крылатыми ракетами «Калибр-НК» или «Оникс» на каждом. Для той же 41-й бригады ракетных катеров ЧФ.

Снова наступаем на те же грабли? Может, все же стоит определиться, что нужнее Черноморскому флоту — «Буяны-М» или более мореходные, судя по исходным характеристикам, «Каракурты»? И строительство какой-нибудь серии для экономии средств прекратить? Ну, или сильно ограничить, вложив оставшиеся деньги в наиболее подходящие корабли? С учетом того, что «Буяны-М» изначально предназначались только для плавания в мелководных Волге и в Каспийском море. И снабжены для этого даже водометными движителями, которые никому бы в голову не пришло устанавливать на МРК, если бы кто-то заранее предполагал, что бороздить им придется бурные Черное и Средиземное моря, а не куда более ласковые Волгу и Каспий.

И еще одно обстоятельство. С чего мы вообще при наличии опробованных в боевых условиях и поразивших мир «Буянов-М» вдруг взялись еще и за «Каракурты»? Причем, взялись в авральном режиме? Ведь тот же Чирков всего несколько месяцев назад обещал закладку головного и первого серийного МРК этого проекта только в 2016 году. Инженеры и конструкторы с подготовкой, как стало сегодня понятно, вынуждены были уложиться, по крайней мере, на несколько месяцев раньше. С чего бы это?

Все дело в том, что, судя по всему, плохи наши дела со строительством шести фрегатов проекта 11356 (так называемой «адмиральской серии») на калининградском заводе «Янтарь». Санкции, введенные Украиной, привели к тому, что построенные в ее городе Николаеве газотурбинные двигатели получены только для половины из запланированных к спуску на воду кораблей («Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров»). Еще на три фрегата («Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов») придется ставить свои, отечественные. Которые нужно еще создать на почти голом месте. Ибо такие корабельные сложнейшие агрегаты в России не делали никогда.

Двигателестроители из Рыбинска и Санкт-Петербурга делают все возможное, но ранее 2020 года с заменой поспеть не обещают. Соответствующим образом задерживаются и последние три «адмирала». Вот их-то и решено как можно скорее заменить «Каракуртами». Малые ракетные корабли, в которых все до последней заклепки российское, довести до ума можно намного быстрей, чем фрегаты, водоизмещение которых вчетверо больше.

Собственно, об этом адмирал Чирков и говорил 1 июля нынешнего года: «Чтобы мы не отставали от темпов строительства кораблей, то на замену, к примеру, проекта 11356 приступаем к строительству новой серии — малых ракетных кораблей, корветов с крылатыми ракетами на борту — проекта 22800».

Отлично, но насколько полноценной получится замена? В какой мере малый боевой корабль ближней морской зоны вообще способен заменить крупный фрегат, построенный для океана? Ни по мореходности, ни по дальности и продолжительности плавания, ни по радиоэлектронному и зенитному вооружению они несопоставимы. Противолодочного оружия на «Каракуртах» не будет вообще. А на фрегатах оно есть. Есть даже противолодочный вертолет.

Схожее только одно: ракетное вооружение. Вот ради него все и делается.

На фрегате проекта 11356 ракет «Калибр-НК» ровно столько же, сколько на «Каракурте» или на «Буяне-М» — по восемь. А учитывая, что при максимальной дальности стрельбы в 2,5 тысячи километров практически любую цель в Европе или на Ближнем Востоке этими крылатыми ракетами можно поразить, не покидая Севастопольской бухты, мореходность, дальность плавания и прочие тактико-технические характеристики сильно нивелируются.

Так, может быть, чрезвычайно дорогостоящие крупные боевые корабли дальней океанской зоны нам теперь и вовсе ни к чему? Обойдемся «Каракуртами» и «Буянами»?

Не обойдемся. Хотя бы потому, что кроме Европы и Ближнего Востока на свете существует еще и Америка. Так что замена все равно получается временной.

Сирийская кампания предоставила Министерству обороны России неоценимую возможность проводить испытания новейшего вооружения не просто в условиях, максимально приближенных к боевым, а на самом настоящем поле боя. Пожалуй, главной оружейной «премьерой» Сирии стало успешное использование по наземным целям 7 октября 2015 года тремя малыми ракетными кораблями (МРК) проекта 21631 и ракетным кораблем проекта 11661К ракетного комплекса «Калибр».

Позже последовали новые пуски данных крылатых ракет, а Минобороны РФ продолжило курс на масштабную «калибризацию» флота. В рамках этой программы осуществлялось не только оснащение «Калибрами» строившихся надводных кораблей и подводных лодок, но и переоборудование в носители «Калибров» уже находившихся в строю вымпелов.

«Калиброносные байдарки»

Практически одновременно с «калибризацией» флота российскому военному руководству пришлось решать еще одну задачу. Ситуация на Черном и Средиземном морях после воссоединения Крыма с Россией настойчиво требовала экстренного усиления Черноморского флота. Причем в первую очередь, ударными единицами.

Поскольку физически ускорить ввод в строй предназначенных для пополнения КЧФ фрегатов проекта 11356 и дизель-электрических подводных лодок проекта 636 не представлялось возможным, Минобороны пошло на неожиданный шаг. Исходно создававшиеся для Каспийской флотилии МРК проекта 21631 (шифр «Буян-М») «Серпухов» и «Зеленый Дол» решено было отправить на Черное море.

Конечно, это являлось паллиативным решением. «Буяны-М» были спроектированы для действий в закрытой акватории Каспийского моря. Они имели габаритные ограничения, вызванные необходимостью вписаться в габариты шлюзов, а также проходить под пролетами мостов Волго-Балтийского водного пути.

В общем, МРК проекта 21631, с их водометными движителями, пониженными мореходностью и автономностью, для действий в Черном и, тем более, Средиземном море подходили не особо. Но то обстоятельство, что каждый из «Буянов-М» мог нести 8 дозвуковых «Калибров» или сверхзвуковых «Ониксов», продолжительное время в глазах военных искупало вышеперечисленные недостатки. Тем более что ударный потенциал данных МРК равнялся таковому у фрегатов проекта 11356, вчетверо (!) превосходящих «Буяны-М» по своему водоизмещению.

К осени 2016 года Министерству обороны РФ стало понятно, что дальнейшее присутствие МРК проекта 21631 в составе Черноморского флота перестает себя оправдывать. Черноморский регион уже достаточно плотно контролировался наземной группировкой и авиацией ВС РФ, базирующимися в Крыму. Одновременно КЧФ начал получать фрегаты и подводные лодки, т.е. новые «калиброносцы» с куда лучшей, чем у «Буянов-М», мореходностью и автономностью.

По этой причине «Серпухов» и «Зеленый Дол» были отправлены на Балтику, более подходившую «Буянам-М» по условиям базирования и эксплуатации. Это избавило «калиброносные байдарки», как за глаза называли на Черном море МРК проекта 21631, от службы «на грани подвига».

Актуальную для всего отечественного ВМФ проблему скорейшего пополнения корабельного состава новыми «калиброносцами» с более приемлемыми показателями автономности и мореходности, чем у «Буянов-М», теперь должны были решить уже находившиеся в постройке МРК проекта 22800.

Чтобы понять, откуда эти корабли взялись, нам придется мысленно вернуться лет на 16 назад.

От «Скорпиона» до «Буянов»

Желание получить современные мореходные МРК, сконструированные по методике «дешево и сердито», позволяющие за достаточно короткие сроки создать действующие под «зонтиком» береговой ПВО ударные корабельные группировки, стало посещать флотское командование еще в «лихие девяностые». Это явилось отправной точкой для появления в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» в начале «двухтысячных» идеи постройки серии ракетно-артиллерийских катеров проекта 12300 (шифр «Скорпион»).

Имея полное водоизмещение всего в 465 тонн, «Скорпионы» должны были нести 100-мм универсальную артустановку А-190Э со скорострельностью 80 выстрелов в минуту, зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан-1», а главное - 4 противокорабельные ракеты «Яхонт» вертикального старта с дальностью стрельбы 300 км и массой боевой части 200 кг.

Предсерийный «Скорпион» заложили 5 июня 2001 года в Рыбинске на стапелях открытого акционерного судостроительного общества «Вымпел». Изначально планировалось сдать катер заказчику уже в 2005 году, но… Сначала достройку «Скорпиона» притормозил недостаток финансирования, а позже военные и вовсе потеряли к детищу «Алмаза» интерес. Объяснялось это тем, что «Скорпион» был «узко заточен» под действия лишь против надводных целей.

В то же время Опытное конструкторское бюро «Новатор» имени Люльева Л. В. уже успешно заканчивало работу над созданием ракетного комплекса «Калибр». Широкая ракетная номенклатура «Калибра» позволяла поражать не только надводные, но и наземные цели.

При этом из того же универсального корабельного стрельбового комплекса можно было осуществлять запуск и сверхзвуковых противокорабельных ракет, являвшихся главным убойным «козырем» малютки-«Скорпиона». Стоит отметить, что дальность пуска «Калибров» превышала 500 км, что де-факто нарушало условия Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). Но поскольку «Калибры» декларировались как ракеты морского, а не сухопутного базирования, де-юре они РСМД не нарушали.

В общем, военному руководству захотелось получить нечто более универсальное и дальнобойное, чем «Скорпион», пусть и по большей цене. Как результат, первенец проекта 12300 так и остался недостроенным, ибо в него «Калибр» никак не влезал! Зато у Зеленодольского проектно-конструкторское бюро имелся как опыт создания первого в России ракетного корабля с «Калибрами», «Татарстана» проекта 11661К, так и строившиеся 500-тонные малые артиллерийские корабли проекта 21630 (шифр «Буян»), спроектированные для каспийской акватории.

В отличие от «Скорпиона», переделать под «Калибры» «Буяны» с попутным увеличением тоннажа кораблей почти вдвое оказалось заметно проще. Что «зеленодольцы» с благословения государства и сделали, получив на выходе уже знакомые нам «Буяны-М».

Форсированная по срокам постройка столь компактных, но обладавших высоким ударным потенциалом боевых кораблей вызвала у аналитиков массу вопросов. Последние исчезли лишь 7 октября 2015 года, когда, как уже говорилось, 3 «Буяна-М» и «Татарстан» отстрелялись из акватории Каспия по целям в Сирии «Калибрами».

Но, при всех имеющихся у проекта 21631 плюсах, в ходе эксплуатации «Буянов-М» на Черном море у зеленодольских МРК обнаружились и минусы, перечисленные нами в начале статьи.

Его Величество «Каракурт»

Отсутствие в составе отечественных флотов, особенно КЧФ, «товарного» количества «калиброносцев», пусть и в виде мореходных МРК, стало ощущаться еще острее после того, как в связи с прекращением поставок двигателей с Украины застопорилась постройка второй тройки фрегатов проекта 11356. Мореходные МРК оказались нужны «уже вчера», при этом Зеленодольское проектно-конструкторское бюро было загружено работой над другими проектами. Вследствие совокупности всех этих факторов, спустя 14 лет после закладки «Скорпиона», круг замкнулся - проектирование мореходных МРК вновь было поручено ЦМКБ «Алмаз».

«Алмазовцы» не стали изобретать велосипед. Соединив удачные конструктивные решения своего «Скорпиона» с имеющимся у «Буяна-М» универсальным корабельным стрельбовым комплексом на 8 «Калибров» или «Ониксов», ЦМКБ спроектировало малый ракетный корабль проекта 22800 (шифр «Каракурт»).

Впервые облик нового МРК был представлен общественности на международном военно-техническом форуме «Армия-2015». Головные два корабля проекта 22800, получившие названия «Ураган» и «Тайфун», заложили 24 декабря 2015 года на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».

Необходимость импортозамещения, а также отработки отдельных узлов и агрегатов, в частности созданной санкт-петербургским машиностроительным заводом «Арсенал» корабельной 76,2-мм артустановки АК-176МА, несколько задержали достройку «Каракуртов». И все же 2 июня 2017 года СМИ опубликовали информацию о том, что первый МРК проекта 22800 - «Ураган» - будет спущен на воду до конца этого лета.

Всего военные моряки планируют получить от промышленности не менее 18 «Каракуртов», предназначенных для пополнения состава Черноморского, Балтийского и Тихоокеанского флотов. Необходимость постройки МРК проекта 22800 для нужд Северного флота пока не озвучивалась.

Любопытно, что при лучших показателях мореходности и автономности «Каракурты» будут иметь на 149 тонн меньшее водоизмещение, чем у «Буянов-М». Более скромные размеры, по сравнению с проектом 21631, повысят скрытность новых МРК. Возможности же обнаружения целей у «Каракуртов» повысятся - проект 22800 оснащен интегрированной мачтой с размещенными на ней неподвижными фазированными антенными решетками многофункционального радиолокационного комплекса.

Уступая «Буянам-М» по мощи артиллерийского вооружения - 76,2-мм артустановка вместо 100-мм - «Каракурты» будут нести тот же, что и у проекта 21631, ударный ракетный комплекс, позволяющий поражать надводные цели в радиусе около 500 километров, а наземные - в радиусе около 1500 километров. Таким образом, подобно «Буянам-М», скромные по размерам, но имеющие на вооружении восьмерку «Калибров» МРК проекта 22800 вполне могут именоваться малыми ракетными кораблями стратегического назначения.

Военные корабли - это одна из самых ценных единиц боевой мощи каждой страны, поэтому ведущие инженеры мира постоянно работают над проектированием и производством все более и более эффективных и функциональных проектов. Ни для кого не секрет, что Военно-Морской Флот России является одним из сильнейших в мире, но и в данном случае прогресс не остановился на одном месте. Российские инженеры также работают над тем, чтобы ВМФ РФ становился все сильнее и сильнее с каждым годом. Именно поэтому в 2015 году и был введен проект 22800 «Каракурт», который предполагает строительство почти двадцати новых эффективных боевых единиц, которые пополнят Военно-Морской Флот. Однако что это за единицы? Каковы их технические характеристики? Какие у них имеются особенности конструкции? Из данной статьи вы узнаете все о проекте 22800 «Каракурт».

О проекте

В первую очередь нам стоит разобраться с тем, что представляет собой проект 22800 «Каракурт». Такую шифровку будут носить малые многоцелевые ракетно-артиллерийские корабли малого водоизмещения, которые будут функционировать в ближней морской зоне. По некоторым классификациям такие корабли описываются как «малые корветы». Они предназначены для того, чтобы вести боевые действия в ближней морской зоне, а также на реках, так что им приписывается условный класс «море-река». Также «Каракурты» будут выполнять определенные задачи и в мирное время, так что сложно переоценить важность данного начинания. И именно поэтому сейчас вы узнаете все важнейшие детали, касающиеся проекта 22800 «Каракурт»: начиная от истории его возникновения и заканчивая обзором текущих работ.

История проекта

История проекта 22800 «Каракурт» является пока что не очень длинной, так как впервые он был представлен общественности только в 2015 году. Однако его корни уходят гораздо глубже в прошлое. Дело в том, что основой этого проекта считается «Скорпион», который был спроектирован в конце девяностых и начале нулевых. Однако проект оказался далеко не таким успешным, как планировалось. Единственный «Скорпион», который был поставлен на производство в 2001 году, так и не был достроен. Очень большое влияние на «Каракурт» оказал также крайне популярный на сегодняшний день малый ракетный корабль «Буян-М», который широко используется в Каспийском море. Однако он гораздо более эффективен на реках и в малых водах, поэтому в условиях открытого моря он не показывает своих лучших качеств. Именно для того, чтобы дополнить функциональность «Буянов», и было запланировано производство «Каракуртов», которые, как предполагается, будут мореходной альтернативой «Буянам». Всего в рамках проекта 22800 «Каракурт» запланировано строительство 18 кораблей, но более детально это будет описано немного позже, сейчас же стоит сосредоточить внимание на основных технических характеристиках корабля, за которым видится будущее российского Военно-Морского Флота.

Технические характеристики

Как уже было сказано ранее, малые ракетные корабли (МРК) проекта 22800 «Каракурт» имеют не самое большое водоизмещение - 800 тонн. При этом в длину такой корабль после завершения первого строительства будет достигать шестидесяти метров, в то время как его ширина будет составлять десять метров. Осадка корабля, то есть глубина, на которую он будет погружаться в воду, составит четыре метра. Приводиться в движение данная модель будет дизель-электрическим двигателем, при максимальных оборотах скорость хода «Каракурта» составит тридцать узлов. Также стоит обратить внимание на еще две характеристики: дальность и автономность плавания. Первая характеристика показывает, сколько корабль может пройти без дозаправки, а вторая - фактическое время, которое корабль сможет пробыть в открытой воде, не приставая к берегу, чтобы пополнить запасы. Дальность плавания у данной модели составит ориентировочно две с половиной тысячи миль, а автономность плавания - около пятнадцати суток. Как видите, по техническим характеристикам малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» является крайне эффективным, компактным и имеет высокий потенциал. Но что насчет его вооружения, которым он будет оснащен?

Вооружение

Если говорить о вооружении ракетного корабля проекта 22800 «Каракурт», то здесь стоит выделить пять различных групп, каждая из которых заслуживает отдельного внимания. Во-первых, на борту корабля будет находиться радиолокационное вооружение в виде РЛС «Минерал-М». Во-вторых, он будет снабжен и радиоэлектронным оружием: одновременно «Каракурт» будет оснащен и радиолокационным комплексом «Трасса-Э», и информационно-управляющей системой «Сигма-Э». В-третьих, основной ударной силой будет восьмизарядная установка вертикального пуска ЗС14. В-четвертых, не обойдется и без артиллерийского орудия: здесь будет выбор между 100-миллиметровой и 76-миллиметровой автоматическими установками. Ну и наконец, в-пятых, будет на борту и зенитная артиллерия. Для этих функций был выбран зенитно-ракетный комплекс «Панцирь-М». Как видите, корабль проекта 22800 «Каракурт» будет очень неплохо вооружен, но более подробно о его боевой мощи будет рассказано немного позже.

Особенности конструкции корпуса

У каждого корабля имеются свои особенности и уникальные черты, которые отличают его от стандартных моделей. Это может быть расположение мачт, орудий, наличие или отсутствие каких-либо элементов и так далее. Корабль 22800 «Каракурт» имеет несколько таких особенностей, и самые главные из них касаются конструкции корпуса и надстроек на нем. Как уже было сказано ранее, этот корабль будет во многом похож на «Буяны», которые сейчас широко используются в ВМФ России. «Буян» также имеет которая расположена в задней части надстройки, только она размещается вдоль диаметральной плоскости. Что касается «Каракурта», то в случае с этим кораблем установка будет располагаться поперек. Также стоит отметить наличие на борту интегрированной мачты, на которой можно будет найти антенны, входящие в состав радиолокационного комплекса. Однако МРК проекта 22800 «Каракурт» имеет гораздо больше особенностей, о которых стоит рассказать отдельно.

Силовая установка

Одной из самых ярких отличительных черт, имеющихся у проекта МРК «Каракурт» 22800, является его силовая установка. На различных кораблях можно найти разные двигатели, если сравнивать с наиболее близкой моделью, о которой в статье было упомянуто уже не раз, то у нее устанавливается исключительно дизельный двигатель. Что касается «Каракурта», то в данном случае двигатель является дизель-электрическим, что является внушительным шагом вперед во всех аспектах, в том числе в дальности и автономности плавания (по последнему параметру «Каракурт» превосходит «Буян» на целых пять суток). Двигатель нового поколения проекта 22800 «Каракурт» производится на отечественном заводе «Звезда» и может стать универсальным для кораблей похожего типа в ближайшем будущем.

Особенности вооружения

Учитывая тот факт, что данный корабль является боевым, стоит более детально остановиться на вопросе его вооружения. Как вы уже могли понять ранее, вооружение на борту корабля будет крайне разнообразным, что делает модель многофункциональной. Основным орудием, естественно, будет восьмизарядная вертикальная пусковая установка, которая может использовать ракеты семейств «Оникс» и «Калибр». Что касается артиллерийской поддержки, то окончательный вариант пока что не утвержден, но, вероятнее всего, основным орудием станет либо 100-миллиметровая АУ А-190, либо 76-миллиметровая АУ АК-176. Если будет утвержден второй вариант, то дополнительную огневую мощь более слабому орудию будут придавать две малокалиберные артиллерийские установки АК-630. Также существует предположение, что основным артиллерийским орудием будет 57-миллиметровая АУ А-220М, но этот вариант кажется наименее вероятным. Что касается противовоздушной обороны, то последний вариант зенитной установки - это «Панцирь», однако ходят слухи о том, что на ее месте может оказаться ЗРАК «Палаш». В ближайший год ответ на этот вопрос вряд ли появится, поэтому стоит ждать появления первого готового корабля, созданного в рамках данного проекта. О том, когда он будет спущен на воду, речь пойдет позже.

Мореходность

Выше уже было указано, что корабли данной модели будут обладать лучшей мореходностью по сравнению с наиболее близкими родственниками - «Буянами». Инженеры, спроектировавшие «Каракурт», сообщают, что причиной этому является тот факт, что «Буяны» используются в основном на побережьях морей, а также в речных условиях, то есть им не нужен большой запас дальности и автономности плавания. Что касается «Каракуртов», то их планируется использовать в открытых морях, так что им нужна была лучшая мореходность, которая и станет одной из основных их отличительных особенностей.

«Ураган»

Итак, вы узнали все подробности о проекте 22800, имеющем шифровку «Каракурт». Теперь пришло время обратить внимание на конкретные корабли, которые уже находятся в процессе строительства. Первый из них получил название «Ураган». Его производство было начато 24 декабря 2015 года на заводе «Пелла». Все корабли проекта «Каракурт» будут производиться в рамках программы импортозамещения. Это значит, что все комплектующие к ним будут выполнены на отечественных заводах. «Ураган» будет предназначен для Северного Флота ВИФ России. Планируется, что его строительство будет завершено в 2017 году.

«Тайфун»

В тот же день, 24 декабря, на том же заводе "Пелла" было начато строительство второго корабля данного проекта. Ему было дано название «Тайфун». Он также после завершения процесса производства будет отправлен в ВМФ России, однако стоит отметить, что произойдет это немного позже: запуск второго корабля на воду планируется не на 2017, а на 2018 год.

«Шторм»

Что касается третьего корабля, то он немного выбивается из общей картины. Дело в том, что на его производство право получил завод «Море» в Феодосии. Производиться он будет не для Северного, а для Черноморского Флота ВМФ России. Произошло это десятого мая 2016 года, именно тогда и началось строительство «Шторма». В соответствии с представленным планом, завершение производства ожидается еще на год позже - в 2019 году.

«Шквал»

29 июля 2016 года началось производство четвертого «Каракурта», который получил название «Шквал». Этот корабль также будет строиться на заводе «Пелла» и, как и другие корабли, которые будут изготовлены там, отправится в стан Северного Флота. Завершено строительство «Шквала» будет в 2019 году, но он, определенно, не станет последним кораблем проекта 22800, произведенным на заводе «Пелла».

Дальнейшие планы

Как вы прекрасно понимаете, все не ограничится четырьмя кораблями: планируется производство гораздо большего количества корветов в рамках данного грандиозного проекта. Ранее речь шла о том, что всего будет 18 кораблей этого типа, но сейчас пока что такая информация не подтверждается. На сегодняшний день, по общим подсчетам, кроме четырех кораблей, находящихся на стадии производства, будет изготовлено еще восемь штук. На три из них заказ уже получил завод «Пелла», который уже занят производством сразу трех «Каракуртов». Однако стоит принять во внимание тот факт, что завод «Море» был выкуплен «Пеллой», поэтому велика вероятность того, что часть этих заказов (может, и все три) будет передана заводу в Феодосии. Но что с оставшимися пятью судами? На них 3 августа 2016 года получил заказ имени А. М. Горького. Работы над их производством еще не были начаты, но факт того, что в ближайшие пять лет у ВМФ России будет двенадцать новых и современных кораблей, уже неоспорим. А если проект 22800 окажется успешным, то велика вероятность того, что первоначальная норма в восемнадцать судов будет выполнена, а может, даже и перевыполнена. Пока еще нельзя сказать, получит ли «Пелла» больше заказов на изготовление «Каракуртов», достанутся ли они Зеленодольскому заводу или же к производству кораблей этого типа будут подключены другие предприятия. Остается дожидаться того момента, когда в 2017 году на воду будет спущен первый «Каракурт» и его можно будет опробовать в реальных условиях, чтобы понять, насколько масштабным будет данный проект в будущем и что его ждет.

Администрация Зеленодольского завода имени Горького сообщила, что на период с 2019 по 2021 год предприятие запланировало постройку пяти малых ракетных кораблей типа корвет проекта 22800 «Каракурт». Еще три корабля предполагается выпустить на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла», а на мощностях феодосийского судостроительного завода «Море» построят еще один. Малые ракетные корабли в количестве еще трех единиц будут построены предприятиями «Пелла» и «Море».

С местами строительства еще шести кораблей пока еще не определились. Таким образом, Черноморскому, Балтийскому и Тихоокеанскому флотам прибудет достойное пополнение из восемнадцати малых ракетных кораблей типа «Каракурт». Первый из них, сторожевой корабль с наименованием «Ураган», не исключено, что появится на вооружении Черноморского Флота уже в течение следующего года. Последующие корабли также уже нарекли не менее грозными именами - «Тайфун», «Шквал» и «Шторм»

Малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт»

Малые ракетные корабли типа «Каракурт» были разработаны питерским ЦМКБ «Алмаз» — Центральным морским конструкторским бюро как альтернативный вариант кораблей в проекте 21631 «Буян-М» . Этот проект создавался всего лишь пятью годами ранее Зеленодольским проектно-конструкторским бюро. Соответственно, строительство этих «Буянов» также ведет Зеленодольское предприятие. Каспийская флотилия и Черноморский флот располагают уже сейчас пятью такими кораблями. Кроме того, еще четыре находятся в стадии постройки. Планировалось, что «Буяны» будут построены в количестве до десяти единиц. Вследствие того, что было отдано предпочтение «Каракуртам», последний девятый малый ракетный кораблю проекта 21631 начали собирать в апреле 2019 г. Спустя восемь месяцев удалось запустить в серию и «Каракурты».

Уникальный МРК нового поколения проекта 22800

Что касается ударного вооружения этих двух катеров — то оно приблизительно одинаковое. Почти такими же характеристиками обладает и сторожевой корабль того же класса «Ураган». Водоизмещение обоих катеров не слишком велико, тем не менее, «Буян-М» считается кораблем класса «река-море». Он уверенно себя чувствует как в волжских устьях, так и в акватории Каспийского моря. Однако при его невысокой мореходности даже просторы относительно небольшого Черного моря окажутся великоватыми. «Каракурт» проектировали как корабль для действий на открытых морских театрах.

Как недочет стал преимуществом российской промышленности

Не так давно прибавился еще один недочет к этому проекту. По причине введения западными странами против российского государства санкций, немецкая компания-производитель двигателей для «Буянов» приняла решение прекратить дальнейшее сотрудничество и отказалась предоставлять нам двигатели. Но им быстро нашли замену. Зеленодольские корабелы стали приобретать аналогичных 16-цилиндровые двигатели у Коломенского предприятия и петербургского завода «Звезда».

Слава о русском оружии прокатилась по всему миру

Осенью 2017 г. «Буранам-М» удалось прогреметь на весь мир. Четыре корабля из состава Каспийской флотилии - малые ракетные корабли «Углич», «Град Свияжский» и «Великий Устюг», а также ракетный крейсер «Дагестан» обстреляли цели с помощью крылатых ракет «Калибр». Массированный ракетный удар был нанесен по позициям террористической организации ИГИЛ (запрещенной в РФ), которые находились на дальности приблизительно полторы тысячи километров от точки старта.

О дальности и точности боевых стрельб, произведенных российскими кораблями, в мировых СМИ дискутировали почти неделю. Тем не менее, это не все, на что способны ракеты такого класса, ведь предельная дальность их полета может достигать более двух с половиной тысяч километров.

На вооружении малого ракетного корабля, «Каракурта» имеются те же самые ракеты, а именно «Калибр-НК ». Кроме того, используются еще и сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс», дальность стрельбы которых равна пятистам километров. Корабль вооружен также автоматической артиллерийской установкой калибра 100 мм либо 76 мм. Средства противовоздушной обороны оснащены зенитным ракетно-артиллерийским комплексом 3М89 «Палаш».

Всеракурсная многофункциональная радиолокационная станция, имеющая четыре неподвижные фазированные антенны решетки, а также высокоэффективная оптико-локационная станция обеспечивают «Палашу» возможность всепогодного и круглосуточного обнаружения любых целей, которые могли бы хоть как-то угрожать кораблю. Это могут быть, к примеру, самолеты, вертолеты, крылатые ракеты, даже беспилотники . Открытие огня на поражение этих целей может производиться на дальности до десяти километров и на высоте до пяти километров. Режим функционирования всего комплекса — автоматический.

Оснащение кораблей станциями радиоэлектронной борьбы

МРК «Каракурты», корабли проекта 22800, являются кораблями для действий в ближней морской зоне с дальностью плавания до 2500 миль и автономностью до пятнадцати суток. Катер водоизмещением восемьсот тонн имеет в длину шестьдесят метров, в ширину — десять метров, осадку - четыре метра. Скорость достигает тридцати узлов.

«Каракурты», так же как и «Буяны-М», создавались для того, чтобы заменить малые ракетные корабли «Овод» проекта 1234. Самые разнообразные их модификации были выпущены в 1967-92 годы. Всего построили сорок семь кораблей, но сейчас их осталось только двенадцать.

«Оводы», разработанные «Алмазом», выглядели куда солиднее «Каракуртов» по их ходовым качествам. Так, скорость «Овода» достигала до 35 узлов, а дальность - до 4000 миль. Однако устаревшее морально и физически вооружение все эти достоинства сводит к нулю. «Овод» вооружен «Малахитом», шестью противокорабельными ракетами П-120, имеющими предельную дальность до ста двадцати километров, а это значительно уступает восьми «Калибрам-НК» или «Ониксам».

Уникальность нового малого ракетного корабля

Заместитель министра обороны Юрий Борисов при закладке на стапеле судостроительного завода «Пелла» в конце июля прошлого года четвертого малого ракетного корабля по проекту 22800 заявил: «кораблей с аналогичной классификацией в мире просто не существует». У конструкторов КБ «Алмаз» получилось расположить на малом пространстве «Каракурта» множество грозного оружия. Кстати, это оружие можно именовать стратегическим, потому что любая ракета «Калибр» может быть оснащена ядерной боеголовкой.

Радиус действия ракетного вооружения «Каракуртов» в составе Черноморского и Балтийского флотов, а также представляющих Каспийскую флотилию, перекрывает ближневосточный регион и почти весь европейский континент. Если будет принято решение о поступлении этих кораблей в распоряжение Тихоокеанского флота, тогда перекроется почти все восточное полушарие в северной его половине.

Кто в классе сравнится «Каракуртом»: западные образцы кораблей

По мнению многих военных экспертов, «Каракурты» своей ударной мощью опережают все современные аналоги.

С «Каракуртами» может пойти в сравнение лишь один корвет на планете — к тому же, выпущенный пока в единственном экземпляре. Это последний корабль серии многоцелевых шведских корветов типа «Висбю». Он был принят на вооружение шведскими военно-морскими силами весной 2013-го года.

Его водоизмещение составляет шестьсот сорок тонн, длина семьдесят один метр, а ширина почти десять с половиной метров. При скорости тридцать пять узлов его дальность составляет две тысячи триста миль. Строили корабль с учетом требований стелс-технологий. Четыре первых серийных корвета были сконструированы преимущественно как противолодочные корабли. Пятый имеет восемь дозвуковых противокорабельных ракет с дальностью до двухсот километров.

Израильский аналог — «Эйлат»

Имеется также израильская аналогия, но также выпущенная в единичном экземпляре. Речь идет об «Эйлате», ракетном корвете. Военно-морские силы Израиля приняли его в эксплуатацию еще в девяностых годах. Он обладает водоизмещением тысячу двести семьдесят пять тонн, длиной восемьдесят пять метров, шириной почти двенадцать метров. При дальности хода в экономном режиме может пройти три с половиной тысячи мили, а его максимальная скорость равна тридцати трем узлам.

Вооружение «Эйлата» также не дотягивает до уровня «Каракурта». Израильским конструкторам удалось разместить на борту корвета американские противокорабельные ракеты «Гарпун» с дальностью до ста тридцати километров и массой боевой части двести двадцать семь килограмм, при этом корабль располагает и дополнительным противокорабельным вооружением.

Противовоздушная оборона оснащена зенитно-ракетным комплексом «Барак» с 32 ракетами в боекомплекте, их дальность достигает десяти километров. «Эйлат» имеет в своем распоряжении 20-ти мм скорострельную пушку для стрельбы на дистанциях до полутора километров.

Проект 22800 — экономическая составляющая

Ракетные корабли с водоизмещением менее 1000 тонн — практически уникальная российская особенность. Вследствие этого сопоставлять «Каракурт» можно только лишь с более солидной техникой. По функциональности и дальности хода она превосходит наши корветы, но по ударному оружию и по мощи не дотягивают до российских кораблей. При этом противолодочное оружие, а также вертолеты или беспилотники усиливают живучесть кораблей более солидного водоизмещения.

Однако есть и обратная сторона медали — стоимость их строительства и эксплуатации, что нынешней российской действительности чрезвычайно актуально. Как бы там ни было, но по классическим параметрам «цены и качества» «Каракурты» получились прекрасными ракетными кораблями, пожалуй, даже мировыми лидерами.

Немецкий корвет «Брауншвейг»

Более основательным по массе является немецкий корвет проекта К130. Спуск на воду «Брауншвейга» в 2013-ом году, пятого корабля этой серии корветов, ознаменовал завершение ее выпуска. Корабли серии имеют водоизмещение тысячу восемьсот сорок тонн, длину до девяноста метров, оснащены вертолетом на борту. Корвет располагает противолодочными торпедами, зенитно-ракетным комплексом, спаренной зенитной пушкой калибра 27 мм, и 76 мм артиллерийской установкой.

Главным ударным вооружением, как и у шведов, является ПКР RBS 15M Mk3. Однако ракетных единиц в два раза меньше - только четыре. У «Брауншвейга» такая же дальность хода, как у «Каракурта» — до двух с половиной тысяч миль, но он обладает меньшей скоростью — двадцать пять узлов.

Американские эсминцы

Не мелочится и американский флот. Самыми малыми ракетными кораблями, построенными в количестве шестидесяти двух единиц, являются эсминцы, на вооружении которых — управляемое ракетное оружие проекта «Арли Берк». Эти корабли обладают дальностью хода шесть тысяч миль и водоизмещением до девяти тысяч тонн. При длине сто пятьдесят метров, высоте сорок пять метров обладают скоростью до тридцати двух узлов.

Противокорабельное вооружение укомплектовано 8 ракетами «Гарпун». Эсминцы располагают и зенитно-ракетными комплексами с артиллерией (зенитной и обычной), и противолодочным оружием (ракетами, торпедами и минами), а также вертолетом.

При необходимости они могут оснащаться общеизвестными «Томагавками », крылатыми ракетами численностью от восьми до шестидесяти единиц. Конечно, оружие солидное — но дозвуковое, имеющее дальность полета до тысячи шестисот километров. Однако оно лишь немного уступает «Калибрам» по скорости, точности и дальности, управление этим вооружением возложено на широко разрекламированную систему «Иджис».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них