Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Транспорт, профессии на транспорте. Игра «Кто чем управляет Как называют человека который управляет поездом

Цель: закреплять умение употреблять существительное в форме творительного падежа.

Ход игры. Воспитатель выставляет на панно картинки с изображением транспорта и предлагает сказать, кто каким транспортом управляет.

(Водитель) ... управляет автобусом. (Шофёр) ... управляет грузовиком. (Машинист) ... управляет поездом. (Вертолётчик) ... управляет вертолётом. (Лётчик) ... управляет самолётом. (Капитан) ... управляет кораблём. (Мотоциклист) ... управляет мотоциклом. (Велосипедист) ... управляет велосипедом. (Космонавт) ... управляет ракетой.

Игра «Кто чем занимается?»

Цели: развивать грамматический строй речи, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы.

Например:

Врач (что делает?) лечит людей.

Учитель... Повар...

Пожарный... Портниха...

Дворник... Почтальон...

Продавец... Художник...

Воспитатель... Парикмахер...

Игра «Объясняй-ка»

Цели: развивать грамматический строй речи, словообразование: учить пониманию и толкованию сложных слов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям объяснить, из каких слов получились названия профессий.

Слова: рыболов, лесоруб, дровосек, зверовод, коневод, овощевод, садовод и т. д.

Игра «Кому что нужно?»

Цели: развивать слуховое внимание, формировать грамматический строй речи, учить употреблению дательного падежа существительных, образованию относительных прилагательных.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложение, найти ошибку, исправить ее, повторить предложение правильно.

Кастрюля нужна... повар {повару). Пила нужна... плотник (плотнику). Станок нужен... токарь (токарю). Мука нужна... пекарь (пекарю). Кисти нужны... художник (художнику). Топор нужен... лесоруб (лесорубу). Ножницы нужны... портной (портному). Молоток нужен... сапожник (сапожнику).

Игра «Рассыпанные слоги»

Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и зрительную память, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям «починить» слова, которые рассыпались. На ковролинографе - слоги: ТОР - ПО - ПА - ЖЕ - РИК - МА - ДОВ - НИК - СА - ДОЖ - ХУ - НИК -ИН - ХЕР - НЕР - ДОК - ВАР. Дети составляют из них слова.

Слова: художник, парикмахер, доктор, садовник, инженер, повар.

Игра «Назови звуки»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый и последний звуки в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый и последний звуки в словах - названиях профессий.

Слова: повар, врач, инженер, плотник, машинист, столяр, каменщик, художник, маляр, архитектор.

Среди множества рабочих специальностей есть такие, о которых грезят с детства. Они окутаны ореолом романтики и высокого профессионализма. Одна из них - профессия «машинист поезда». Он самый главный на железнодорожном транспорте, и его деятельность связана с управлением локомотивом.

Краткий экскурс в историю профессии

Как только были проложены первые рельсы и выпущен первый поезд, остро встал вопрос об его управлении. Чтобы поездка была удачная, необходимы не только соответствующие знания, но и специфические черты характера.

В России профессия «машинист поезда» возникла в далеком 1834 году. Изначально по рельсам ходили небольшие составы всего из четырех вагонов. Их скорость не превышала 33 км/час. Но после увеличения мощности и скоростного режима до 42 км/час потребовались люди, которые бы справлялись с возрастающей нагрузкой. Поэтому были организованы обучающие курсы для получения знаний и навыков управления железнодорожным транспортом.

Особенно востребованы были машинисты во времена Советского Союза. Прокладка рельс шла огромными темпами, в стране производились различные составы для перевозки грузов и пассажиров. Требовались квалифицированные люди, полностью подготовленные для управления составом.

Характерные особенности специальности

Профессия машиниста чаще рассматривается как сугубо мужская. Однако никто не ограничит предстательниц женского пола, если они соизволят обучиться данному мастерству. Но чтобы выбор был осознанным, необходимо точно знать описание профессии «машинист поезда».

Специальность обладает рядом специфических особенностей, на которые следует обратить внимание. Деятельность требует не только выносливости, но и отменного здоровья. Поэтому при поступлении в соответствующее учебное заведение потребуется медицинская справка о пригодности.

Профессия «машинист поезда» подразумевает знание технических особенностей машины и автоматических устройств, находящихся в кабине локомотива.

От машиниста требуется предельная концентрация внимания. Чтобы не допустить несчастного случая, необходимо обращать внимание на дорожные знаки, погодные условия и показания приборов. На поезда дальнего следования всегда ставятся помощники, которые подстраховывают главного машиниста и дают возможность отдохнуть.

Основные обязанности машиниста локомотива

При движении поезда машинист с помощником выполняют следующие основные функции:

  • следят за знаками и сигналами на железнодорожном пути;
  • наблюдают за показаниями приборной панели, которая указывает на бесперебойную работу всего подвижного состава;
  • следят за состоянием локомотива, его целостностью;
  • подают установленные сигналы при въезде на станцию;
  • ответственны за безопасность маневров;
  • при обнаружении неисправностей обязаны немедленно сообщать дежурным по станции.

Профессия «машинист поезда» предполагает частые отлучки из дома. Но дает возможность увидеть множество новых мест. Поэтому люди, которые жаждут новых впечатлений и готовы изучать технические характеристики железнодорожного транспорта, часто выбирают данную специальность.

Детская железная дорога

Тем ребятам, которые во время уроков по профориентации пишут сочинение на тему - «Моя будущая профессия - машинист поезда», необходимо посетить детскую железную дорогу.

Такие организации существуют уже во многих городах России. Тем, кто мечтает водить по рельсам не только игрушку, а настоящий полноценный состав, организовывают специальное обучение. После получения необходимых знаний ребята могут работать настоящими проводниками, дежурными по станции, и даже помогать машинисту вести самый настоящий поезд с пассажирами.

Детская железная дорога не только оказывает развлекательные услуги по катанию маленьких детей, но и является учреждением дополнительного образования. Ребята в возрасте от 8 до 15 лет могут изучать различные железнодорожные специальности и закреплять полученные навыки на практике.

Профессия «машинист поезда» для детей осваивается не только в учебных классах. На настоящих поездах чуть уменьшенного формата и по более узкой рельсовой колее, под чутким руководством взрослого подросток осваивает азы сложного мастерства.

На детской железной дороге все по-настоящему. По мере технических возможностей, все оборудование соответствует аналогичному на путях общего назначения. И, хотя рельсы не имеют выхода на общую колею, состав полностью соответствует полноценному пассажирскому локомотиву и люди самые настоящие.

Обучение мастерству вождения

Мечтающим покорить себе тяжелую машину и стать управленцем длинного состава полезно знать, где получить профессию машиниста поезда. Обучают специальности в железнодорожных техникумах, поступление возможно после 9 классов общеобразовательной школы.

Основные дисциплины, которым будут обучаться будущие студенты, связаны с техническими науками, правилами безопасности перевозок людей и грузов, основами железнодорожного движения.

Чтобы грамотно управлять целым составом, необходимо изучить его характеристики и обладать знаниями в программном обеспечении и принципах его работы.

Чтобы осуществить мечту, осталось только выбрать ближайшее учебное заведение, список которых достаточно обширный. Среди наиболее известных выделяют: Саратовский, Самарский, Оренбургский, Пензенский техникумы железнодорожного транспорта.

Для получения высшего образования необходимо поступать в государственные вузы путей сообщения, где можно получить профессию машиниста поезда и квалификацию инженера железнодорожного сообщения. Вузы находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове, на Дальнем Востоке и в других областях.

Востребованность профессии

Перед выбором будущей профессии важно знать ее перспективы. Специализация «машинист локомотива» занимает лидирующие позиции в списке, опубликованном "Российской газетой" пару лет назад.

О востребованности говорят запросы работодателей на биржах труда, среди которых 33% от общего числа соответствовали работе «машинист».

Плюсы специальности и ее недостатки

Как и любая другая, профессия машиниста имеет свои неоспоримые достоинства. Одна из них связана с ореолом романтики, когда человек постоянно находится в пути и видит немало новых мест. Но это достоинство порождает и недостаток. Специфика профессии вынуждает человека быть в отрыве от семьи долгое время, что некоторых может не устраивать.

Но колоссальная ответственность за жизнь пассажиров и сохранность груза гарантирует и достойную оплату труда. Российские железные дороги, помимо обеспечивают своих работников дополнительной поддержкой в виде премий, путевок в санаторий и длительных отпусков.

Минусом являются высокие нагрузки на организм и влияние вредных факторов на здоровье. У машиниста смена длится по 12 часов, которые он проводит в замкнутом пространстве и предельно концентрируя внимание.

Тернистый путь

После обучения все специалисты начинают путь с помощника машиниста. В зависимости от базового образования и практических навыков начинающий специалист может занимать должность помощника от нескольких месяцев до двух лет.

Только после тестирования у профессионала и прохождения соответствующего собеседования человеку доверяют самостоятельно возглавлять

Адмирал (вф) - высший
в морской службе чин, соответствующий генеральскому чину в сухопутных
войсках. Командует флотом. Адмиральских чинов 4: генерал-адмирал,
адмирал, вице-адмирал и контр-адмирал.

Коммодор (вф) - в Англии и Голландии морской офицер, командующий эскадрой

Капитан - командир корабля. Может состоять даже в должности лейтенанта (об этом в следующем пункте)

Лейтенант -
морской офицер, является помощником капитана. Вместе с тем лейтенант
является командиром корабля 4 ранга, имеющем 14-16 пушек. На такие
корабли капитан не назначается. На корабле 3 ранга, имеющем 50 пушек
лейтенант является старшим помощником капитана (т.к. там по регламенту
нет капитан лейтенанта). Говоря современным языком лейтенант является
вахтенным офицером, начальником вахты, т.е. части экипажа, несущей
корабельную службу в данный отрезок времени.

Секретарь корабельный -
на любом корабле один секретарь. Можно сказать, что этот офицер
является помощником капитана по учету личного состава, штабной работе,
учету, контролю за работой всех служб снабжения, переписке. Он обязан
контролировать прием на корабль всех припасов, вести бортовой журнал,
знакомить экипаж с Уставом, письменными приказами и распоряжениями
старших флотских начальников, вести судебные протоколы, составлять
контракты на поставку припасов, контролировать выдачу пищи и другого
имущества личному составу, учитывать добычу взятую у неприятеля,
записывать расход пороха и ядер во время боя, составлять заявки в порт
на пополнение припасов, переписывать вещи погибших и умерших и
передавать их родственникам. Он не имеет права покидать борт корабля
(кроме как для исполнения обязанностей, требующих его присутствия на
берегу) пока тот не будет поставлен на длительную стоянку и не будет
разоружен.

Священник (капеллан) -
священник приравнивался скорее к офицерам по своему положению, но и
однозначно к офицерам его отнести было нельзя. Скорее он просто стоял
особняком. На флоте имелся один начальный священник, отвечавший за
деятельность корабельных священников. На каждом корабле имелся
священник, который отправлял все религиозные мероприятия. Кроме того он
был обязан посещать раненых и больных и облегчать их душевные
страдания. Священник отвечал за священнические припасы и вел их учет и
использование (походная церковь, престол с облачением, Евангелия,
кресты и т.п.)

Лекарь -
на всех кораблях имелся один лекарь. В зависимости от ранга корабля у
него имелось разное количество помощников. Лекарь ведал учетом,
снабжением лекарствами, медицинскими инструментами, вел учет больных,
отвечал за лечение больных, качество и количество выдаваемой им пищи.
Во время боя ему запрещалось выходить на палубу, а должен был
находиться в интрюме, где было определено место сбора раненых. Если
устанавливалось, что больной или раненый умер от небрежения лекаря, то
последний рассматривался как убийца и подлежал казни.

Шкипер
- один из старших офицеров. Выше его по регламенту был только штурман.
На всех кораблях был один шкипер. Шкипер отвечал за учет, наличие,
хранение, использование, ремонт, пополнение, замену шкиперского
имущества. Вел журнал этого имущества. К шкиперскому имуществу
относился весь съемный рангоут (мачты, реи), весь такелаж (канаты,
веревки, блоки), якоря, фонари, моечный и уборочный инвентарь, свечи,
плотничный инвентарь и инструменты, шлюпочные паруса, все металлические
изделия, инвентарь, материалы и инструмент конопатчика, смазочные
материалы, крепежный материал (гвозди, скобы, болты). Шкипер принимает
на корабль все это имущество и следит за полнотой получения, качество.
Он же отвечает за распределение всего имущества и припасов по местам
хранения, закрепление имущества от качки. При постановке корабля на
якорь и снятии с якоря следит за потравливанием или приемом якорного
каната, работой стопорных устройств. Он же отвечает за организацию
уборки корабля, наведением порядка. Шкипер надзирает за работой
матросов, наказывает нерадивых, обучает неумелых. Подшкипер замещает
шкипера в его отсутствие.

Штурман
- отвечал за штурманское имущество, его получение, хранение,
использование, расходование. Штурманским имуществом считались флаги,
сигнальные флаги, вымпелы, гюйсы корабельные и шлюпочные, компаса,
песочные часы, лаги, лоты, лампады. Штурман вел журнал учета
штурманского имущества, следил за пополнением и исправностью своего
имущества. Он же отвечал за морские карты, лоции, исправность рулевого
управления корабля. Он выверял компаса и песочные часы. Во время
плавания он должен был сверять карты с реальной береговой линией,
островами, скалами, рифами и наносить на карты все их изменения.
Штурман обязан сообщать офицерам и капитану об опасностях курса корабля
(мели, рифы, скалы) и настаивать на его изменении, и даже если капитан
или иной офицер его не послушают, и корабль будет потерян, то штурман
будет казнен или отправлен на каторгу. При постановке на якорь штурман
обязан следить, чтобы в этом месте не было мелко и корпус корабля не
проломило бы своим якорем. Подштурман помогает штурману, а в его
отсутствие полностью отвечает за штурманскую службу.

Боцман
- специалист младшего командного состава экипажа судна (в ВМФ -
старшинского состава); непосредственный начальник палубной команды. В
обязанности боцмана входит поддержание исправного состояния корпуса,
такелажа и палубных устройств судна, руководство общесудовыми работами
и обучение рядовых членов палубной команды (матросов) морскому делу,
наблюдение за порядком и чистотой на судне. На крупных военных кораблях
имеется один главный боцман и несколько боцманов.

Мичман -
непосредственный помощник офицеров. Основная обязанность следить за
полным и точным исполнением всеми членами экипажа приказаний офицеров.
В другие обязанности входит организовывать укладку и размещение в
помещениях корабля имущества и вести журнал учета этого имущества.

Канониры
- это корабельные артиллеристы. Можно сказать - командиры орудий. По
числу пушек и канониров можно сказать, что на три пушки приходилось два
канонира. Следовательно канониры занимались заряжанием, прицеливанием и
производством выстрела, а накат пушек на место, охлаждение, прочистка
после выстрела возлагалась на солдат. Матросы же отношения к пушкам не
имели.

Квартирмейстер
- командует матросами, размещаемыми в данном кубрике. Он обязан следить
за наличием своих матросов на корабле, за здоровьем своих матросов,
чистотой и исправностью их одежды, за выдачей матросам питания и за
возврат на поварню остатков пищи и посуду, за тем, чтобы продукты,
оружие, вещи, снасти не растаскивались с корабля. Квартирмейстер также
является командиром шлюпки, следит за ее исправностью, оснащенностью,
управляет ею на воде и командует матросами, назначенными в экипаж
шлюпки.

Плотник
- обязан следить за всеми деревянными деталями корпуса и рангоута и
чинить их; осуществлять контроль за качеством принимаемых на корабль
деревянных деталей рангоута (мачты, реи); совместно с конопатчиком
устранять течи в корпусе. Обязан также следить - нет ли где поступления
воды в корпус. Ведут журнал учета поступления и расхода деревянных
деталей, материалов. Обязаны знать размеры и конструкцию всех
деревянных деталей с тем, чтобы могли грамотно заказать на берегу
изготовление деталей для данного корабля.

Конопатчик -
обязан следить за тем. чтобы не было течей в корпусе, чтобы люки и
пушечные порты были плотно закрыты. При появлении течей совместно с
корабельным плотником устранять их.

Парусный мастер
- на корабле любого ранга один парусный мастер. Под его руководством
один-два парусных ученика. Обязан следить за исправностью парусов и
чинить их.

Солдаты (морские пехотинцы) - привлекались для обслуживания пушек в помощь канонирам, из них составлялись абордажные и десантные команды.

Матросы -
младшее звание. Привлекались для работы на судне, как то: работа с
парусами, откачка воды из трюма, содержание корабля в чистоте. На
разбойничьих судах составляли абордажную команду.

Светлана Челядина

ЦЕЛЬ:

Уточнить и активизировать словарь по темам: «Транспорт, профессии на транспорте»

Задачи:

Коррекционно – образовательные: Закрепить знания детей о транспорте и профессиях связанных с транспортом, закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ответом, согласовывая все части речи в предложении.

Коррекционно–развивающие: Совершенствовать грамматический строй речи: образование и использование в речи форм ед. ч. и мн. ч. существительных, согласование числительных с существительными;

Учить детей составлять рассказ о транспорте с помощью мнемотаблицы.

Развивать связную речь, речевой слух, зрительное внимание и восприятие, мышление, мелкую моторику пальцев рук и координацию речи с движением.

Коррекционно–воспитательные: Воспитывать самостоятельность, инициативность, доброжелательность.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений и загадок о транспорте, просмотр презентации «Разные виды транспорта», заучивание игр с пальчиками.

Оборудование:

Магнитная доска, демонстрационные и предметные картинки по теме «Транспорт», «Профессии на транспорте», мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кому я скажу, пожалуйста.

Воспитатель: На чем можно отправиться в путешествие?

(дети перечисляют разные виды транспорта и показывают на доске)

Как, одним словом можно назвать эти предметы? (транспорт).

Что плывет? Лодка, катер, яхта, парусник, корабль.

Что едет? Автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, мотоцикл.

Что летает? Ракета, самолет, вертолет, аэроплан, дирижабль.

Транспорт, который движется по воде, как называется? (Водный транспорт).

Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт,

Транспорт, который движется по земле, как называется? (Наземный транспорт).

Транспорт, который движется под землей, как называется? (Подземный транспорт).

Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с этим заданием.

2. Беседа о профессиях. Загадка:

Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я - … (Ответы детей).

Да, это шофёр. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь? (Ответы детей)

Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Это очень важно!

Но, может быть, кто-то из вас захочет управлять не только автомобилем, но и самолетом. Как называется человек, который управляет самолетом?

Человек, который управляет самолетом, называется летчиком.

Летчик, или пилот. Пилот, управляющий самолетом, какой он?

Он должен быть смелым, отважным, умелым.


По той же схеме выясняем, кто управляет разными видами транспорта: поезд, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл.

3. Пальчиковая гимнастика. «Лодочка»

Две ладошки я прижму.

И по морю поплыву.

Две ладошечки, друзья,

Это лодочка моя.

4. Игра «Назови профессию»

Кто водит автобус, автомобиль? (внимательный шофер)

Кто летает на самолете? (смелый летчик)

Кто управляет поездом? (зоркий машинист)

Кто летает на ракете? (умелый космонавт)

Кто управляет кораблем? (добросовестный капитан)

Кто ездит на мотоцикле, велосипеде? (храбрый мотоциклист, дисциплинированный велосипедист)

Кто летает на вертолете? (ответственный летчик).

5. Физкультминутка.

Представите ребята, что мы едем на различном транспорте, сейчас мы его изобразим.

Мы по воздуху летим, (руки в стороны, корпус наклонен вперед)

Мы на палубе стоим, (корпус наклонен вперед, рука у лба, смотрим вдаль)

На машине едем быстро, быстро, (руки держат руль, крутим руль)

Поезд мчится во весь дух (руки согнуты в локте, движение поезда)

Чух-чух, чух-чух.

6. Работа по мнемотаблице.

Вы должны составить рассказ о понравившемся транспорте, а поможет нам мнемотаблица:

Название транспорта, его вид.

Какой он: описать его внешний вид, цвет.

Назвать части.

Для чего он предназначен.

Начну я: Это автобус, наземный вид транспорта, потому что ездит по земле. Автобус перевозит пассажиров. Он большой, красный. У него есть кабина, колеса, много окошек, двери. Для движения ему нужен бензин. Автобус моют, ремонтируют. Заслушать 3-4 рассказа.

7. Дидактическая игра «Один – много» (с мячом)

Автобус – (автобусы)

Шофёр – (шофёры)

Грузовик – (грузовики)

Корабль – (корабли)

Капитан – (капитаны)

Самолет – (самолеты)

Пилот – (пилоты)

Лодка – (лодки)

Матрос – (матросы)

8. Дидактическая игра «Назвать ласково».

Паровоз – (паровозик)

Самолет – (самолетик)

Машина – (машинка)

Корабль – (кораблик)

Лодка – (лодочка)

Теплоход – (теплоходик)

Вертолет – (вертолетик)

Грузовик – (грузовичок)

9. Итог занятия.

Воспитатель:

Молодцы ребята. – О чем мы сегодня говорили? (ответы детей)

Давайте вспомним профессии на транспорте, о которых мы с вами сегодня говорили.

Я вам покажу картинку, а вы скажите:

Я хочу стать (пилотом). Я хочу стать (шофером).

Я хочу стать (машинистом). Я хочу стать (капитаном).

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Виды транспорта»

Воспитатель группы

компенсирующей направленности

для детей с ТНР

МБДОУ д\с №15г. Белгород

[email protected]

Программное содержание:

Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.

Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.

Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.

Развивать любознательность, мышление, фонетический слух, мелкую моторику.

Воспитывать уважение к профессии водителя.

Оборудование:

Картинки с изображением разнообразных транспортных средств, дороги, морского причала, железной дороги, аэродрома или неба с облаками.

Аудиозаписи звуков, издаваемых транспортом.

Три круга символизирующие три сигнала светофора.

Салфетки-паруса для дыхательной гимнастики.

Предварительная работа:

Наблюдение за транспортом.

Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт».

Раскрашивание картинок — разукрашек с изображением транспортных средств.

Беседа, дидактическая игра или занятие о правилах дорожного движения.

Ход занятия:

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Воспитатель. Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда чуть подрастёт, выберет, чем ему заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.

Мы же с вами сегодня поговорим о людях, которые помогают нам добраться из одного места в другое, чья задача перевозить людей и грузы на разные расстояния.

Загадка:

Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я — … (Ответы детей).

Да, это шофёры. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь? (Ответы детей).

(Воспитатель поправляет детей и делает акцент на таких качествах как ответственность, внимательность, добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, вежливость).

Воспитатель. Но самое главное - шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения. А как вы думаете почему?

Дети: ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только шофёры, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих правил. Это очень важно!

Воспитатель . Ребята, сейчас мы с вами рассмотрим виды транспорта и попытаемся вспомнить, кто каким видом транспорта управляет.

Дидактическая игра "Все профессии важны"

Желательно стимулировать детей на ответы в развёрнутой форме с использованием эпитетов (самолёт - отважный летчик, корабль - смелый капитан, и т. д.). Предлагаются следующие виды транспорта: автомобиль, самолёт, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл, поезд.

— Я буду задавать вопрос, а вы отвечать по моему образцу: Кто водит автобус? — Автобус водит внимательный шофер.
— Кто летает на самолете? (На самолете летает смелый летчик).
— Кто управляет поездом? (Поездом управляет зоркий машинист).
— Кто летает на ракете? (На ракете летает умелый космонавт).
— Кто водит трамвай? (Трамвай водит старательный вагоновожатый).
— Кто управляет кораблем? (Кораблем управляет отважный капитан).
— Кто ездит на мотоцикле? (На мотоцикле ездит храбрый мотоциклист).
— Кто летает на вертолете? (На вертолете летает отважный летчик).
Воспитатель показывает детям все просмотренные ранее картинки.

— Как можно назвать одним словом все, что изображено на этих картинках?

(Ответы детей).

Правильно, транспорт. Есть разные виды транспорта - одни летают в небе, другие — ездят по дорогам, третьи - плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт - метро.

А какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный).

Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям?

(Ответы детей).

Воспитатель . Ребята, у каждого из вас есть картинка с изображением какого-либо вида транспорта. Вам предстоит разместить свою картинку там , где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта.

Дидактическая игра «Едет, плывет, летит»

Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то транспортного средства и должны отнести его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, морской причал, железная дорога, аэродром или небо с облаками).

Динамическая пауза

Быть шофером хорошо,

А летчиком - лучше

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

Завожу пропеллер,

В небеса мотор веди,

Чтобы птицы пели.

Воспитатель . Ребята, а теперь я предлагаю вам послушать, какой транспорт ездит по улицам нашей страны. Будьте очень внимательны. (запись звуков)

Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»

Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта — скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.

Воспитатель. Вы послушали как звучит транспорт, а теперь давайте сравним различные его виды.

Упражнение «Скажи наоборот» - подбираем антонимы.

Поезд длинный, а автобус короткий.

Самолет быстрый, а пароход - медленный…

Трамвай тяжелый, а велосипед - легкий.

Автобус высокий - а гоночная машина низкая.

Пароход широкий - а лодка узкая.

Воспитатель . Видов транспорта довольно много и с каждым годом становится всё больше и больше. И детям и взрослым нужно быть очень внимательными там, где вы можете повстречаться с этими большими и сильными машинами - на дорогах, вокзалах, в портах.

Ребята, расскажите куда прибывает (приезжает) транспорт?

Дети: автомобиль - гараж

Самолет - аэропорт

Корабль - морской порт

Поезд — железнодорожный вокзал

Автобус — автовокзал

Каждый из вас конечно хотел бы иметь свой автомобиль и им управлять, но для этого необходимо иметь водительское удостоверение, права. А чтобы их получить нужно знать ПДД.

Динамическая пауза

Три цвета есть у светофора

Они понятны для шофёра:

Красный свет - проезда нет.

Жёлтый - будь готов к пути,

А зелёный свет - кати.

(Дети становятся в круг, в центре воспитатель. Воспитатель показывает по очереди красный, желтый или зеленый сигнал светофора. На красный - дети сидят на корточках, на желтый - встают, на зелёный - бегут по кругу, на желтый останавливаются) .

Воспитатель : Ребята, вся техника делалась из различного материала. А из какого, мы сейчас узнаем.

Упражнение «Из чего — какой»

Дверца из металла (какая?) — металлическая.
Руль из пластмассы (какой?) — ….
Сиденье, обшитое кожей (какое?)— ….
Колесо из резины (какое?) — ….

Иллюминатов (какой?)-….

Воспитатель: «Игра семейка слов» Давайте поиграем в мяч и соберем семейку слову машина. Как можно назвать маленькую машину? (машинка)

А большую (машинища).

А как назвать человека, который водит поезд? (машинист)

А как назвать масло для двигателя машины? (машинное)

Правильно, все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова машина.

Игра «Что мы перепутали»

Воспитатель: Посмотрите на картинки на доске. Расскажите, что я перепутала и исправьте ошибки.

На цистерне не могут ездить пассажиры.

В такси хлеб не возят.

В фургоне не возят песок.

В самосвале не возят воду.

Воспитатель

Составление рассказа по схеме.

1. Как называется профессия

2. Где работает этот человек

3. Что он делает

4. Что нужно для работы

Это шофёр. Он работает в автопарке. Он водит грузовую машину, развозит на ней разные грузы. Он крутит руль, нажимает на педали. Ему нужны инструменты, чтобы чинить машину.

Пальчиковая игра «Водитель»

Целый день у нас трудился, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Он устал, он запылился, (Загибают пальцы рук поочередно.)

Он возил кирпич на стройку,

Дом он строить помогал.

А теперь ведет на мойку (Крутят воображаемый руль.)

Свой огромный самосвал.