Выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик

В Музее Фаберже проходит выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик», впервые в Санкт-Петербурге столь масштабная экспозиция, включающая более 150 живописных и графических работ Дали.

Одна из центральных работ предстоящей выставки — «Пейзаж с загадочными элементами», которую Фонд «Гала — Сальвадор Дали» приобрел в 2011 году за 7,8 миллиона евро у частного коллекционера, пожелавшего остаться неизвестным.

Выставка позволяет проследить творческий путь художника, начиная со сделавших его знаменитым сюрреалистических работ 1930-х годов и заканчивая его обращениями к сюжетам классического европейского искусства в 1980-х. Особый акцент сделан на осмыслении Сальвадором Дали наследия гениев итальянского Ренессанса — Микеланджело и Челлини, а также «Божественной комедии» Данте.

Сальвадор Дали — один из главных художников, определивших развитие искусства XX века, был бесконечно парадоксален как и сам XX век. Моментально узнаваемый и ни на кого не похожий, он навсегда вошел не только в историю изобразительного искусства, но также и в историю дизайна, моды, театра, кинематографа и литературы. Ему удалось отразить в своем творчестве чуть ли не все великие идеи и противоречия своего времени. Выставка в Музее Фаберже дает возможность прикоснуться к замечательному разнообразию творчества Дали, и почувствовать внутреннее родство модернизма и классики, заключенное в его работах.

Наиболее ранние произведения, представленные на выставке — сюрреалистические пейзажи 1934-1937 годов. Дали изображает пустынные ландшафты Ампурдана и внедряет в них различные фигуры и элементы. Их загадочные сочетания напоминают сновидения, а возможно, открывают нам содержание бессознательного художника, которое тот, посредством своего «параноидально-критического метода», высвобождает из-под гнета логики и рассудка и переносит в живопись.

На выставке будет представлена одна из самых интересных работ этого периода — «Пейзаж с загадочными элементами» (1934) — недавнее и рекордно дорогое приобретение Фонда «Гала-Сальвадор Дали», она была куплена у частного коллекционера в 2011 году. В этом произведении Дали оригинально цитирует знаменитый шедевр «Искусство живописи» Вермеера. Личностью и творчеством голландского живописца Дали восхищался на протяжении всей жизни, ставил его на первое место в своей скандальной сравнительной таблице значимости художников и даже называл «всеобъемлющим сюрреалистом». Отдавая должное своему «наставнику», Дали часто изображал Вермеера на своих картинах.

Вот и в «Пейзаже с загадочными элементами» он помещает его на первом плане пронизанной удивительным, неземным светом Ампурданской долины, а себя, еще совсем ребенка, одетого в костюм моряка, в сопровождении няни — где-то вдали. Фрагменты реальности — небо, кипарисы, идеальный ампурданский поселок Портльигат — соседствуют на картине с призраками, тенями и фантастическими безымянными формами, давая самое широкое поле для трактовки.

Эти и другие знаковые сюрреалистические образы будут и в дальнейшем постоянно появляться в работах Дали, но с течением времени начнут менять свое значение. В картине «В поисках четвертого измерения», написанной гораздо позже, в 1979 году в период активных экспериментов художника со стереоскопическими и голографическими изображениями, которые могут помочь найти третье и четвертое измерение, а значит, по логике Дали, позволяют обрести бессмертие, мы вновь видим его символику — белые туники, хлеб, кипарисы, мягкие часы, но уже совсем в ином контексте. В попытке объединить пространство и время, Дали сочетает собственную образность с цитатами из канонических работ эпохи Возрождения — «Афинской Школы» Рафаэля и «Передачи ключей Апостолу Петру» Перуджино. Однако сам по себе интерес к классической европейской живописи появляется у Дали гораздо раньше.


Сразу после своего разрыва с сюрреалистами и далее, в начале 1940-х годов, Дали провозглашает возврат к классицизму и выступает в защиту ценностей Ренессанса. Широкие интеллектуальные и творческие интересы художника не укладываются ни в один из актуальных трендов того времени, и действительно напоминают о гуманизме эпохи Возрождения. В 1945 году он создает серию иллюстраций к автобиографии Бенвенуто Челлини, одного из самых известных представителей флорентийского Ренессанса. Дали свободно интерпретирует текст Челлини, предоставляя максимальные возможности для своей фантазии. Данные иллюстрации, выполненные акварелью и чернилами на бумаге, будут показаны на выставке в Музее Фаберже.

Еще одним масштабным проектом Дали, направленным на осмысление памятников классического европейского искусства и литературы, является его серия иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери, заказанная ему по случаю 700-летия Данте Государственным полиграфическим институтом Италии. Дали приступил к этой работе в 1950 году в прибрежном поселке Кадакесе и завершил ее через два года, выполнив 102 иллюстрации в различных техниках, используя акварель, гуашь, сангину и чернила. Между 1959 и 1963 годами 100 из них были воспроизведены в технике фотогравюры. Все сто иллюстраций, вошедшие в итоговую серию и к настоящему моменту ставшие хрестоматийными, можно будет увидеть на выставке.


Также на выставке будут представлены живописные произведения, выполненные Сальвадором Дали в начале 1980-х годов и посвященные другому великому мастеру Ренессанса — Микеланджело Буонаротти. Работая с сюжетами Микеланджело, Дали проявляет огромное уважение к традиции и прошлому, но в то же время не скрывает своего стремления превзойти их путем постоянного новаторства и погружения в современность.

Несколько из этих произведений впервые были продемонстрированы публике только в прошлом году на тематической выставке в Италии, а в Россию приедут впервые. Эти работы приоткрывают завесу над малоизученными последними годами жизни Дали. Смерть его единственной и горячо любимой жены и музы Галы (Елены Дьяконовой) в июне 1982 года становится для него сильным ударом и заставляет все чаще задумываться о потусторонней жизни. Дали испытывает страстный интерес к теме бессмертия и пишет целый ряд работ, в которых интерпретирует классические образы Микеланджело с все той же, свойственной ему неудержимой фантазией.

В знаменитой работе «Геологическое Эхо. Пьета» (1982) Дали встраивает фигуры Девы Марии и Христа в скалистый пейзаж залива Кадакеса, как будто пытаясь найти божественное в земном. А в своеобразном художественном завещании «По мотивам „Головы Джулиано Медичи“ Микеланджело» (1982) художник объединяет все характерные для него на разных этапах символы и приемы — красоту классического профиля, загадочный, сюрреалистичный, наполненный странными фигурами пейзаж, использует эффект оптической иллюзии, словно подводя итог своих творческих исканий.


Он также создает целую серию работ, в которой образы «Гробницы Медичи», украшающие капеллу династии главных покровителей Ренессанса, становятся величественным мемориалом для Галы и него самого и даруют им бессмертие, хотя бы в измерении мирового искусства.

Режим работы :

  • ежедневно с 1 апреля по 2 июля 2017 года с 10:00 до 20:45.

Стоимость билетов:

  • полный — 450 рублей,
  • льготный — 200 рублей.

Выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик.» рекомендована для посетителей от 18 лет.

Открыта предпродажа билетов. По всем вопросам [email protected]

В Петербурге открывается выставка Сальвадора Дали - первая масштабная экспозиция испанского художника в городе. Выставка проходит в частном музее Фаберже, основанном несколько лет назад фондом российского бизнесмена Виктора Вексельберга. Годом ранее здесь успешно прошла ретроспектива также мало представленной в России мексиканской художницы Фриды Кало.

Накануне открытия выставки «Бумага» поговорила с директором музея Владимиром Воронченко и узнала, как молодому пространству удается привозить в Петербург таких известных художников, каких авторов выставят в музее в ближайшее время и что помогает продать 7 тысяч билетов на еще не открывшуюся выставку.

Владимир Воронченко. Фото из архивов музея Фаберже

В музее Фаберже открывается открывается значимая для города выставка работ Сальвадора Дали. Расскажите, как долго шла работа по подготовке и каких ресурсов она требовала?

Мне очень нравится, что вы признаете, что это значимая для города выставка.

- А кто-то это не признает?

Признают все, просто каждый раз это приятно слышать. Выставка очень важная для нас: мы хотим позиционировать себя как высокопрофессиональный музей, звучащий в городе и что-то делающий для городской культуры и социальной среды.

Нам показалось, что Дали актуален всегда и везде. Выставка по большей части посвящена очень интересному периоду творчества художника - позднему, когда Дали вернулся к классицизму. Мы решили, что классицизм в творчестве Дали и классицизм Петербурга будут очень к лицу друг другу. Подтверждением того, что интерес к выставке есть, стал тот факт, что еще до открытия мы продали 7 тысяч онлайн-билетов.

У нас ушло не так много времени для подготовки такой выставки - около года. Но мы довольно долго занимались поисками работ, пытались собрать максимально возможное для нас и для этого периода количество картин.

В прошлый раз, когда готовилась выставка Фриды Кало, куратором экспозиции стал специалист из Эрмитажа. В этот раз вы готовили проект своими силами или тоже обращались к коллегам?

В данной ситуации нашими кураторами стали итальянские коллеги из фонда Дали, музея Дали. И не потому, что русских мы не уважаем. Нам всегда приятно и легче работать с российскими кураторами. Но Дали в России практически и нет, поэтому, насколько мне известно, у нас нет и специалистов, которые занимаются только этим периодом художника.

Следующую большую выставку мы будем делать по и пока совсем не понимаем, кто будет куратором с российской стороны.

Что показывали на первой в России ретроспективе Фриды Кало

«Бумага» рассказывает, какие портреты и натюрморты художницы выставлялись в музее на набережной Фонтанки и как собирали ретроспективу.

Чуть больше чем за год вы провели две выставки-хита, а в 2017-м, говорите, будет Уорхол и Баския. До какого количества выставок в год вы планируете разогнаться?

Мы набираем темпы и будем делать по две, редко три большие и серьезные выставки в год. Думаю, будем хорошо выглядеть даже на фоне государственных музеев.

Хочется понять, какая концепция у музея Фаберже в плане временных экспозиций. Это всё персональные выставки европейских и американских художников ХХ века? Только популярные беспроигрышные авторы? По каким критериям вы выбираете новый проект?

Мы не государственный музей, поэтому решение о том, что выставлять, учитывает, например, вкусы Виктора Феликсовича (Вексельберга, создателя фонда «Связь времен», который является организацией-учредителем музея - прим. «Бумаги» ), мои вкусы. Но в основном мы ориентируемся на то, что, во-первых, хотел бы увидеть город - Петербург или Москва - и что было бы интересно зрителям, и во-вторых, что станет самым разнообразным или будет выставлено впервые.

Почему, например, Фрида Кало? Да потому, что ее никогда не было ни в России, ни в СССР. Притом что, казалось бы, Кало была членом ЦК коммунистической партии Мексики, а Диего Ривера - первым секретарем. Почему Дали? Потому что такой масштабной выставки в Петербурге не было. Плюс Дали всегда вызывает огромный интерес у публики, а нам хочется, чтобы публике было интересно.

В 2018 году мы будем делать потрясающую выставку в центральном Манеже в Москве. Привезем Диего Риверу и Фриду Кало в том же объеме, в каком ее работы были представлены в Петербурге. Будет такая семейная выставка. Выставка Уорхола и Баския тоже потом переедет в Москву. В Петербурге, а потом и в Москве в 2018 году пройдет выставка Модильяни.

Как частный музей чувствует себя на фоне других культурных учреждений Петербурга? Соревнуетесь ли вы с другими музеями города?

Каждый музей старается сделать то, что он может сделать, на что может найти деньги, субсидии государства в случае государственных музеев. Так как нам просить денег у государства не нужно, мы можем быть более подвижными и быстрыми в организации таких мероприятий.

Есть ли какой-то соревновательный элемент? Наверное, да. В такой среде дух соревнования всегда есть: к кому придет больше посетителей, у кого интереснее экспозиция и план выставок. Это совершенно нормально, так живет большинство музеев мира. Но это не значит, что мы расталкиваем друг друга локтями.

Выставочный потенциал города очень велик, и даже если здесь будет проходить в пять, в десять раз больше выставок, я думаю, все они будут пользоваться популярностью. Интерес к выставкам в нашей стране сейчас огромен. Специалисты объясняли это совершенно разными причинами, но факт остается фактом. Ну а мы позиционируем себя как обычный городской музей, форма собственности в данном случае совсем не важна. И стараемся давать публике то, что должен давать музей, - зрелище и образование.

Получается ли у нас это? Думаю, да. У нас огромное количество желающих, и в сезон из-за сложности и логистики здания мы даже не можем всех принять. Поэтому в этом году мы будем строить новый корпус внутри двора, который позволит нам закольцевать движение посетителей внутри музея, и мы тем самым резко увеличим посещаемость музея.

Виктор Вексельберг, Владимир Воронченко и Дмитрий Медведев. Фото из архивов музея Фаберже

Сильно ли отличается аудитория постоянной экспозиции от той, что приходит на временные выставки? И как вы привлекаете новых посетителей?

Конечно, в какой-то мере люди отличаются. Выставкой Фриды Кало мы привлекли огромное количество молодежи, которая раньше ходила в музей Фаберже, но не в таких масштабах. Молодежь более продвинута, у нее другие вкусы, она интересуется современным искусством и модой. И такими выставками мы ее как раз и привлекаем. То есть такие выставки поддерживают основную музейную деятельность.

Вы бы видели, какие интересные люди приходили на выставку Кало. Целые театральные труппы в костюмах и с нарисованными бровями. Мы не ожидали такой реакции. Но это театр, а театр всегда нужно поощрять. Поэтому мы устроили акцию с бесплатным входом для одетых в костюмы Фриды людей. Не знаю, может, если на выставку Дали будут приходить посетители с длинными закрученными усами, мы и их будем бесплатно пускать.

Вы довольно ярко продвигаете свои выставки в соцсетях. Год назад у музея весь день стояла очередь из переодетых Фридами посетителей, перед открытием выставки Дали вы сняли с разгуливающими по Петербургу в масках художника людьми. Как вообще музей относится к своим соцсетям?

Если говорить красиво, то это концепция музея. Мы, как и все, ищем новые формы привлечения зрителей. Сегодня главная задача в продвижении - вызвать интерес в соцсетях. Мы не можем отрицать новые формы. Обычная расклейка афиш на тумбах автобусных остановок, на стенах и так далее - мы всё это делаем, конечно, но оно уже не работает. Мы стараемся быть современными и креативными, как и все, в этом мы не очень оригинальны. Я считаю, что проданные 7 тысяч билетов на еще не открывшуюся выставку - это на 90 % ответ на нашу активность в соцсетях.

Помимо постоянной экспозиции и временных выставок музей развивает образовательное направление с лекциями и конференциями. Как много внимания вы ему уделяете и какие в этом направлении планы?

Мы хотим быть хорошим качественным музеем. А такой музей, как обычно говорят, должен нести «разумное, доброе, вечное». Образовательная составляющая работы любого музея - это невероятно важная вещь. Плюс ко всему это является средством привлечения новых посетителей. Мы приглашаем из разных областей искусства и культуры и не жалеем на это денег.

Мы ежегодно проводим научную конференцию по Фаберже - «мировую», как ее называют коллеги. К нам приезжают все видные специалисты по Фаберже со всего мира. Кроме того, делаем пасхальные и рождественские вечера, утренники для детей. Стараемся жить и работать в социальной среде города и что-то давать не только взрослым, но и детям.

Музей заявляет, что его цель не получить прибыль, а вернуть россиянам утраченные шедевры российского искусства. Но всё же является ли музей коммерчески выгодным проектом? И должны ли, по вашему мнению, музеи зарабатывать?

Я думаю, что не существует коммерчески успешных музеев. Я более-менее знаком с цифрами, и большинство музейных площадок в мире дотационные вне зависимости от формы собственности. Поэтому и создаются различные фонды. Денег на то, чтобы полноценно жить, приобретать какие-то новые предметы искусства, расширяться, строиться, никакой музей заработать не может. Мы стараемся, но мы, конечно, дотационны.

К тому же мы, как и государственные музеи нашей страны, стараемся выполнять наши социальные обязательства: бесплатно пускаем целые срезы посетителей и так далее. Всё, как и у государственных музеев, ни больше ни меньше.

Последний вопрос, напрямую не связанный с художественной деятельностью музея, но всё же важный для посетителей. Так случилось, что в Петербурге музеи не особенно уделяют внимание кафе на своей территории. Достойных музейных кафе в городе совсем немного: в «Эрарте», у вас и, пожалуй, новое кафе в Главном штабе. Это изначально входило в ваши планы?

Буду откровенен: когда мы занимались ремонтом, мы вообще об этом не думали. К сожалению. Я не профессиональный музейный деятель, а занимаюсь бизнесом. Хотя я и коллекционер с многолетним стажем, для меня это просто увлечение на общественных началах, не более. Мы с Виктором Феликсовичем стараемся сделать что-то полезное из того, что можем, для людей и культуры. И музейное кафе было как-то вне нашего внимания.

А когда мы открылись, увидели толпы людей, которым негде купить воды или перекусить. И поняли, что наш музей не создает полного комфорта для посетителей. Уже по ходу работы музея мы выделили помещение, замечательное и с прекрасным видом на воду, и открыли, как мне кажется, довольно стильное музейное кафе, которое, к сожалению, тоже дотационно. Мы стараемся держать цены, которые приемлемы для рядового российского посетителя. Сегодня все довольны этим кафе.

Еще мы построили во внутреннем дворе прекрасное летнее кафе с шатром. В более теплую погоду, если в вашем городе бывает более теплая погода, красиво и приятно посидеть там с семьей или друзьями.


САЛЬВАДОР ДАЛИ. СЮРРЕАЛИСТ И КЛАССИК

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге

31 марта 2017 года в Музее Фаберже состоится открытие выставки «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик». Впервые в Санкт-Петербурге будет демонстрироваться столь масштабная экспозиция, включающая более 150 живописных и графических работ Дали, предоставленных Фондом «Гала – Сальвадор Дали» в Фигерасе (Каталония, Испания), а также другими музейными и частными собраниями. Выставка позволяет проследить творческий путь художника, начиная со сделавших его знаменитым сюрреалистических работ 1930-х годов и заканчивая его обращениями к сюжетам классического европейского искусства в 1980-х. Особый акцент сделан на осмыслении Сальвадором Дали наследия гениев итальянского Ренессанса – Микеланджело и Челлини, а также «Божественной комедии» Данте.

Сальвадор Дали – один из главных художников, определивших развитие искусства XX века, был бесконечно парадоксален как и сам XX век. Моментально узнаваемый и ни на кого не похожий, он навсегда вошел не только в историю изобразительного искусства, но также и в историю дизайна, моды, театра, кинематографа и литературы. Ему удалось отразить в своем творчестве чуть ли не все великие идеи и противоречия своего времени. Выставка в Музее Фаберже дает возможность прикоснуться к замечательному разнообразию творчества Дали, и почувствовать внутреннее родство модернизма и классики, заключенное в его работах.

Наиболее ранние произведения, представленные на выставке – сюрреалистические пейзажи 1934–1937 годов. Дали изображает пустынные ландшафты Ампурдана и внедряет в них различные фигуры и элементы. Их загадочные сочетания напоминают сновидения, а возможно, открывают нам содержание бессознательного художника, которое тот, посредством своего «параноидально-критического метода», высвобождает из-под гнета логики и рассудка и переносит в живопись.

На выставке будет представлена одна из самых интересных работ этого периода – «Пейзаж с загадочными элементами» (1934) – недавнее и рекордно дорогое приобретение Фонда «Гала-Сальвадор Дали», она была куплена у частного коллекционера в 2011 году. В этом произведении Дали оригинально цитирует знаменитый шедевр «Искусство живописи» Вермеера. Личностью и творчеством голландского живописца Дали восхищался на протяжении всей жизни, ставил его на первое место в своей скандальной сравнительной таблице значимости художников и даже называл «всеобъемлющим сюрреалистом». Отдавая должное своему «наставнику», Дали часто изображал Вермеера на своих картинах. Вот и в «Пейзаже с загадочными элементами» он помещает его на первом плане пронизанной удивительным, неземным светом Ампурданской долины, а себя, еще совсем ребенка, одетого в костюм моряка, в сопровождении няни – где-то вдали. Фрагменты реальности – небо, кипарисы, идеальный ампурданский поселок Портльигат – соседствуют на картине с призраками, тенями и фантастическими безымянными формами, давая самое широкое поле для трактовки.

Эти и другие знаковые сюрреалистические образы будут и в дальнейшем постоянно появляться в работах Дали, но с течением времени начнут менять свое значение. В картине «В поисках четвертого измерения», написанной гораздо позже, в 1979 году в период активных экспериментов художника со стереоскопическими и голографическими изображениями, которые могут помочь найти третье и четвертое измерение, а значит, по логике Дали, позволяют обрести бессмертие, мы вновь видим его символику – белые туники, хлеб, кипарисы, мягкие часы, но уже совсем в ином контексте. В попытке объединить пространство и время, Дали сочетает собственную образность с цитатами из канонических работ эпохи Возрождения – «Афинской Школы» Рафаэля и «Передачи ключей Апостолу Петру» Перуджино. Однако сам по себе интерес к классической европейской живописи появляется у Дали гораздо раньше.

Сразу после своего разрыва с сюрреалистами и далее, в начале 1940-х годов, Дали провозглашает возврат к классицизму и выступает в защиту ценностей Ренессанса. Широкие интеллектуальные и творческие интересы художника не укладываются ни в один из актуальных трендов того времени, и действительно напоминают о гуманизме эпохи Возрождения. В 1945 году он создает серию иллюстраций к автобиографии Бенвенуто Челлини, одного из самых известных представителей флорентийского Ренессанса. Дали свободно интерпретирует текст Челлини, предоставляя максимальные возможности для своей фантазии. Данные иллюстрации, выполненные акварелью и чернилами на бумаге, будут показаны на выставке в Музее Фаберже.

Еще одним масштабным проектом Дали, направленным на осмысление памятников классического европейского искусства и литературы, является его серия иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери, заказанная ему по случаю 700-летия Данте Государственным полиграфическим институтом Италии. Дали приступил к этой работе в 1950 году в прибрежном поселке Кадакесе и завершил ее через два года, выполнив 102 иллюстрации в различных техниках, используя акварель, гуашь, сангину и чернила. Между 1959 и 1963 годами 100 из них были воспроизведены в технике фотогравюры. Все сто иллюстраций, вошедшие в итоговую серию и к настоящему моменту ставшие хрестоматийными, можно будет увидеть на выставке.

Также на выставке будут представлены живописные произведения, выполненные Сальвадором Дали в начале 1980-х годов и посвященные другому великому мастеру Ренессанса – Микеланджело Буонаротти. Работая с сюжетами Микеланджело, Дали проявляет огромное уважение к традиции и прошлому, но в то же время не скрывает своего стремления превзойти их путем постоянного новаторства и погружения в современность. Несколько из этих произведений впервые были продемонстрированы публике только в прошлом году на тематической выставке в Италии, а в Россию приедут впервые. Эти работы приоткрывают завесу над малоизученными последними годами жизни Дали. Смерть его единственной и горячо любимой жены и музы Галы (Елены Дьяконовой) в июне 1982 года становится для него сильным ударом и заставляет все чаще задумываться о потусторонней жизни. Дали испытывает страстный интерес к теме бессмертия и пишет целый ряд работ, в которых интерпретирует классические образы Микеланджело с все той же, свойственной ему неудержимой фантазией. В знаменитой работе «Геологическое Эхо. Пьета» (1982) Дали встраивает фигуры Девы Марии и Христа в скалистый пейзаж залива Кадакеса, как будто пытаясь найти божественное в земном. А в своеобразном художественном завещании «По мотивам «Головы Джулиано Медичи» Микеланджело» (1982) художник объединяет все характерные для него на разных этапах символы и приемы – красоту классического профиля, загадочный, сюрреалистичный, наполненный странными фигурами пейзаж, использует эффект оптической иллюзии, словно подводя итог своих творческих исканий. Он также создает целую серию работ, в которой образы «Гробницы Медичи», украшающие капеллу династии главных покровителей Ренессанса, становятся величественным мемориалом для Галы и него самого и даруют им бессмертие, хотя бы в измерении мирового искусства.

Выставка организована Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже (Россия) в партнерстве с Фондом «Гала ­­– Сальвадор Дали» (Каталония, Испания). Координатором выставки является компания Мондо Мостре (Италия). Кураторы выставки: Монсе Агер, директор Музеев Дали фонда «Гала – Сальвадор Дали» и Томас Клемент Саломон, научный сотрудник компании Мондо Мостре.

Выставка продлится с 1 апреля по 2 июля 2017 года. В период работы выставки Музей Фаберже открыт ежедневно, без выходных, с 10-00 до 20-45.

Билеты на выставку можно приобрести заранее по адресу tickets.fsv.ru В настоящее время в продажу поступили билеты на период с 1.04 по 15.05. Билеты на более поздний срок посещения выставки поступят в продажу 10.04. Стоимость билета – 450 рублей, льготного – 200 рублей.

Адрес Музея Фаберже: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 21.

Выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик.» рекомендована для посетителей от 18 лет.

По всем вопросам

Адрес музея: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом № 21.

Почему Дали был одержим страхом смерти и в чем надеялся обрести бессмертие, какие загадки Вермеера стремился разгадать и что представляет собой его знаменитый «параноидально-критический метод» — об этом Posta-Magazine рассказала куратор выставки, директор Музеев Дали фонда «Гала — Сальвадор Дали» Монсе Агер.

Выставка охватывает почти полвека творчества художника, от ранних работ 1930-х, в числе которых «Пейзаж с загадочными элементами», где Дали ведет своеобразный сюрреалистический диалог с Вермеером, до серии 1980-х годов, созданной по мотивам произведений Микеланджело после смерти любимой жены Галы. Великий новатор и эксцентрик XX века, утверждавший в свойственной ему провокационной манере: «Сюрреализм — это я», Сальвадор Дали на протяжении всей жизни постоянно обращался к старым мастерам, переосмысливая их творчество и образы и рассматривая их сквозь собственную оптику, с помощью которой он пытался найти четвертое измерение, которое обеспечило бы ему бессмертие. В определенном смысле ему это удалось.

О параноидально-критическом методе

Параноидально-критический метод — альтернативный способ интерпретации реальности. Дали исследует то, что скрывается за первым, видимым планом картины мира. Он одержим идеей научить зрителя созерцанию и настоящему видению . Он создает двойной образ или образ невидимого, которые могут быть истолкованы по-разному, означать одно или другое, что заставляет зрителя постоянно сомневаться в том, что же на самом деле предстает перед его глазами.

О «Пейзаже с загадочными элементами»

Эта работа — яркий пример сюрреализма Дали. Здесь на фоне очень точного, гиперреалистичного пейзажа он помещает странные, энигматичные элементы, которые волнуют зрителя, приводят его в замешательство, вызывая беспокойство. Тем не менее это чувство заставляет еще внимательнее вглядываться в картину в поисках все новых скрытых в ней смыслов.

О Дали и Вермеере

Дали считал Вермеера одним из величайших мастеров, у которого блестящее владение живописной техникой сочетается со способностью улавливать и реалистично изображать самую суть жизни. Дали восхищался его оригинальностью, загадочностью и аутентичностью, о чем и пишет в своей книге «50 магических секретов мастерства»:

«Ван Гог был сумасшедшим и потому бессмысленно, великодушно и безоговорочно отрезал себе левое ухо бритвой. Я — отнюдь не сумасшедший, и все же я готов отрезать свою правую руку, однако совсем не бескорыстно: я согласен это сделать при условии, что мне дано будет увидеть Вермеера Дельфтского, который сидит за мольбертом и увлеченно работает. Я даже готов согласиться на большее — я тут же не колеблясь позволю отрезать себе правое ухо, и даже оба уха сразу, если мне удастся узнать секрет „волшебной смеси“, в которую тот же Вермеер, лучший из лучших — я не называю его „божественным“, ибо он самый человечный из всех художников, — обмакивал свою несравненную кисть».

О Дали и старых мастерах

Сальвадор Дали был убежден, что никто из современных ему художников по уровню мастерства не может сравниться со старыми мастерами, такими как Микеланджело, Рафаэль, Вермеер или Веласкес. Себя же он считал наименее заурядным из живых живописцев.

О Дали и сюрреалистах

«Разница между сюрреалистами и мной заключается в том, что сюрреалист — это я», — говорил Дали, пришедший в сюрреализм как раз в тот момент, когда этому направлению нужна была хорошая встряска. Его живопись и тексты стали свежей струей. Вообще Сальвадор Дали считал, что его творчество выходит далеко за пределы сюрреализма, особенно в том, что касается таких вещей, как свобода художественного выражения и провокация публики.

Об эксцентричности и новаторстве

Эксцентричное поведение Дали было не только проявлением его личности, но и неотъемлемой частью творчества. В этом смысле он был одним из основоположников хеппенинга и перформанса. По его убеждению, они подогревали интерес к созданному им персонажу, который сам по себе был произведением искусства. Став одной из центральных художественных концепций XX века, эта идея тотального искусства наряду с его живописным мастерством определила место Дали среди великих художников-новаторов.

О поисках бессмертия

В течение всей жизни Дали сопровождал страх смерти, отсюда сквозная тема его искусства — поиски бессмертия. Художник был назван именем своего старшего брата, умершего за девять месяцев до его рождения. Дали считал, что должен стать более совершенной версией брата, представлявшегося ему настоящим гением. Он был одержим этой идеей, определившей дуализм его работ.

О раннем и позднем Дали

Одержимость Дали обосновала повторяющиеся темы и сюжеты в его творчестве. Для этой выставки я отобрала работы, в которых он предстает более меланхоличным, медитативным художником, который с ностальгией оглядывается на великих предшественников, таких как Микеланджело и другие выдающиеся мастера итальянского Возрождения. Занятие живописью, творчеством было для него смыслом жизни, что особенно заметно в этих произведениях. В них также проявляется интерес Дали к науке, в которой он искал ответы на вопросы, которые не мог найти в религии.

Зигмунд Фрейд оказал огромное влияние на Дали, который увлекался его учением в молодости. К трудам основоположника психоанализа, как и к трудам Юнга, он регулярно обращался на протяжении всей жизни, особенно интересуясь всем, что связано с природой сексуального влечения и паранойей.

О жене и музе

Гала была очень образованной, смелой и прагматичной женщиной, которая знала, как стать альтер эго своего мужа. Что и произошло — неслучайно Дали подписывал некоторые работы двумя именами: «Гала Сальвадор Дали». Таким образом, они превратились в единую художественную сущность.

Где: Музей Фаберже, Санкт-Петербург

«Сюрреализм — это я», — этой знаменитой фразой Дали в 1936 году порвал с Андре Бретоном и сюрреалистами, став еще при жизни олицетворением этого течения в искусстве. «Жадный до долларов», он превратил свое имя в бренд, став своеобразной поп-звездой от живописи. Работы Дали регулярно выставляют в крупнейших музеях мира, показывая испанского мастера то как живописца, то в роли иллюстратора модных журналов. На этот раз выставка Дали пройдет в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге. В первую очередь она посвящена тому, как Дали осваивал наследие итальянских художников эпохи Возрождения. Кураторами выставки стали Монсе Агер, директор Музеев Дали фонда «Гала — Сальвадор Дали», и Томас Клемент Саломон, научный сотрудник компании Мондо Мостре. Они поделились с нами тем, как проходила работа над концепцией и созданием экспозиции в Музее Фаберже.

«Выставка не имеет ничего общего с предыдущими проектами, мы хотели показать позднее наследие Дали и углубиться в важный иконографический элемент — пейзаж. В то же время мы хотели представить Дали в совершенно новом ключе, слабого и больного, но не потерявшего желание творить».

Сальвадор Дали, «Пейзаж с загадочными элементами», 1934

Итальянская тема в творчестве Дали впервые была рассмотрена на выставке, проходившей в начале этого года в Палаццо Блу в Пизе. На вопрос, что объединяет две выставки, Монсе Агер отвечает: «Сама идея объединяла оба проекта, однако в Санкт-Петербурге мы хотели подчеркнуть сюрреалистический период и присутствие пейзажа во всей его художественной карьере». Разговор именно об этом жанре не случаен — на выставке будет представлен «Пейзаж с загадочными элементами», приобретенный фондом в 2011 году у частного коллекционера. В отличие от других работ, где художник запечатлел каталонскую долину Ампурдан, здесь Дали обращается к работе Яна Вермеера «Искусство живописи», более известной как «Мастерская художника». Переосмысление искусства старых мастеров было для Дали так же нормально, как писать свои собственные картины, — среди подобных работ можно назвать и «Капричос» Гойи, и «Пьету» Микеланджело, и иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. Но почему так важен именно Вермеер? Агер отвечает на этот вопрос цитатой из книги самого художника «50 магических секретов мастерства», где он прямо заявляет, что готов лишиться левой руки, только бы увидеть Вермеера на десять минут за мольбертом.

«Дали считал Вермеера одним из величайших мастеров, он превозносил его мастерство, вдохновение, рисунок, цвет и достоверность его работ».

Сальвадор Дали, «По мотивам Головы Джулиано Медичи Микеланджело» , 1982. Сальвадор Дали, 1969. Фото: Gianni Ferrari / Cover / Getty Images

Однако Вермеер был не единственным художником, чьим талантом вдохновлялся Дали. Среди 150 работ, от более ранних полотен 30-х до поздних произведений 80-х, представлены и полотна, отсылающие к Микеланджело, Челлини, Рафаэлю, Перуджино. Искусствоведы, критики и зрители продолжают задаваться вопросом, почему даже самые авангардные художники ХХ века не переставали обращаться к классическим мастерам.

«Полностью современный художник Дали хотел одновременно принадлежать как традиции, так и прошлому. Его впечатляли старые мастера, то, как они одновременно показывают реальность снаружи и изнутри».

Наиболее ранние произведения подобного рода возникают уже после разрыва с сюрреалистами в 40-е: в 1945-м он создает иллюстрации к автобиографии скульптора Бенвенуто Челлини, а в 50-е иллюстрирует «Божественную комедию» Данте в честь 700-летия поэта. Иллюстрации, ставшие впоследствии хрестоматийными, показали главную поэму эпохи Ренессанса глазами современной нам эпохи.

Сальвадор Дали, «Геологическое Эхо. Пьета», 1982

Совершенно иным становится обращение Дали к итальянскому искусству в 80-е годы после смерти его возлюбленной и музы Галы. Работы наполняются меланхолией, меняются цвета, более грубыми становятся мазки, а любовь к живописи занимает такое же важное место, как борьба за то, чтобы продолжать писать. В эти годы Дали обращается к Микеланджело, который был важен для него еще с юности. Микеланджело, как и сам Дали, — пример разностороннего художника, способного охватить множество дисциплин.

Дали желает стать бессмертным и поэтому опирается на науку, где и находит ответы на вечные вопросы. В работе «Геологическое Эхо. Пьета» (1982) он помещает знакомые скульптуры Микеланджело в скалистый пейзаж Кадакеса, соединяя божественную и земную сущность и привнося собственное новаторство в традиционный сюжет. Полотно «По мотивам „ Головы Джулиано Медичи“ Микеланджело» (1981) он представляет как собственное художественное завещание, где объединяет лиричный профиль ренессансного героя и характерные для живописи самого Дали элементы. Скалистый пейзаж со странными персонажами и эффектом оптической перспективы уносит зрителя в иную реальность, открывающуюся за образом Медичи.

Отдельную серию Дали посвятил и знаменитой гробнице Медичи — одному из главных скульптурных произведений Микеланджело, размышляя тем самым о бессмертии для себя и Галы. На вопрос о том, почему публика никогда не теряет интерес к творчеству Дали, Монсе Агер отвечает: «За его сочетание традиционного и революционного — он вышел далеко за пределы искусства во многом благодаря существенному знанию истории искусства. За его возможность провоцировать публику, а также за создание столь узнаваемого характера. Сейчас он стал классиком, как и мастера прошлого». Если имя величайшего сюрреалиста все еще остается для вас синонимом ханжества и надувательства, может быть, самое время по-новому взглянуть на его творчество через обращение мастера к великим классикам? Эпоха сюрреализма далеко позади, и хотя имя Дали не ставит аукционных рекордов среди художников модернизма, оно не покидает афиш музейных выставок. Каждая новая экспозиция приближает к возможности понять Дали — не ужасного и великого, а вышедшего за пределы искусства и самой человеческой жизни.