Где лучше заниматься с репетитором в кирове: "на дому" или в центре? Минусы в работе репетитора Групповые занятия или частные.

Неприятная ситуация, знакомая многим родителям: ребенок начинает отставать по школьной программе и приносит плохие оценки. Что делать? Если совместное решение домашних заданий не меняет картины в дневнике, значит, пробелов в знаниях уже слишком много, и пора обратиться за помощью к репетитору. Но к частным педагогам стоит обращаться не только для того, чтобы подтянуть школьные предметы, подготовить ребенка к олимпиаде или поступлению в престижный вуз. Индивидуальный формат занятий также очень эффективен для развития творческих качеств детей. Иван Иванов, основатель онлайн-сервиса для поиска репетиторов, тренеров и психологов Upstudy.ru , рассказал о преимуществах индивидуальных занятий и напомнил о некоторых подводных камнях такого учебного формата.

Зачем это нужно

Проблему с нехваткой знаний лучше всего «ухватить» в самом начале. Профессиональный преподаватель быстро определит, где у ребенка пробелы и приступит к работе, и вы через пару недель заметите первые результаты: исправленные оценки, успехи на контрольных.

Хороший педагог сумеет установить контакт и подстроиться под особенности ребенка, его темперамент, склад мышления и скорость восприятия новой информации. Такой подход в итоге благоприятно отразится на качестве знаний, школьник станет более уверенным на уроках.

О чем стоит договориться «на берегу»

Нанимая репетитора, убедитесь в его профессионализме: попросите портфолио и рекомендации, соберите отзывы, поинтересуйтесь, по каким материалам он работает. Это абсолютно нормальная практика, лучше проявить в этом вопросе дотошность, чем потом ругать себя за недальновидность.

Вы отлично знаете своего ребенка, и это поможет вам понять, наладится ли у него коммуникация с репетитором. Если есть сомнения, лучше предложить педагогу несколько пробных платных занятий. Если все сложится успешно, ребенок продолжит посещать уроки, если же нет, можно будет разойтись без взаимных претензий.

Ребенку нужно победить в музыкальном конкурсе или написать годовую контрольную на пятерку? Сразу же поставьте перед репетитором конкретную задачу. Зная, каких результатов от него ждут, он сможет правильно выстроить программу занятий. Имеет смысл заранее обговорить и уровень требований. Слишком лояльный подход может разбаловать ребенка, а чрезмерно завышенные ожидания – напрочь отбить у него желание учиться.

Имейте в виду, что репетитор тоже оценивает ребенка, чтобы найти оптимальный формат занятий, и может также согласиться или отказаться сотрудничать. Один из наших репетиторов по математике, Пронькин Руслан Сергеевич , отмечает: «Обязательно необходимо немного понаблюдать за учеником – отметить его склонности, то, как он усваивает информацию, что ему дается проще, а что сложнее. И уже после того, как основные моменты выяснены, можно принимать решение, по какой методике работать с конкретным учеником, чтобы занятия были полезными, интересными и эффективными».

Важный момент – схема оплаты занятий. Понятно, что индивидуальные уроки априори дороже групповых, но их стоимость не должна быть космической. Видя состоятельных родителей, готовых на все ради своего ребенка, недобросовестные репетиторы могут устанавливать цены в несколько раз выше средних. Чтобы не попасться на эту удочку, предварительно наведите справки. Выручить в этом вопросе могут профессиональные биржи репетиторов, на которых размещены сотни анкет с указанием стоимости часа занятий, высчитать среднюю цену будет несложно. Чтобы потом не возникло неприятных ситуаций, сразу договоритесь с педагогом, как будете передавать деньги за уроки: через ребенка, лично или переводить на карту.

Несколько «но»

У индивидуальных уроков масса плюсов, но есть и свои нюансы. Главный из них заключается в том, что, нанимая репетитора, вы фактически создаете для ребенка тепличные условия. Неделя за неделей преподаватель будет методично разбирать каждую тему и помогать в решении всех вопросов. В итоге ребенок может привыкнуть к тому, что информация поступает к нему уже в «разжеванном» виде, и потеряет интерес к самостоятельному изучению. Чтобы этого не произошло, договоритесь с репетитором о том, чтобы он постоянно вовлекал ребенка в диалог и просил его рассуждать вслух. Выводы, к которым люди приходят сами, всегда усваиваются лучше.

Занятия с частным репетитором – немного искусственная ситуация еще и потому, что ребенок общается только с педагогом. В силу своего возраста и образования репетитор будет стараться сглаживать острые углы и в чем-то идти ученику навстречу. Уроки в небольших группах в этом плане более приближены к реальности: возникает здоровая конкуренция, каждый ученик мотивирован на то, чтобы обратить на себя внимание педагога и получить его одобрение.

Групповые занятия или частные?

В подавляющем большинстве случаев индивидуальные уроки более эффективны. Такой формат занятий идеально подходит гиперактивным детям, которые в группе постоянно отвлекались бы на любую мелочь. Репетитор быстро понимает, когда концентрация внимания ребенка меняется, и прямо по ходу урока корректирует задания.

В группе уследить за переменой настроения каждого ученика сложнее, однако списывать такие занятия со счетов не стоит. Более того, в некоторых сферах они просто необходимы, при условии, что в группе не больше 2-4 человек. Речь идет о предметах, на которых приветствуются дискуссии, например, литература, обществознание, история, философия. Так, вполне можно объединиться с 2-3 одноклассниками или друзьями по интересам, и вместе посещать одного репетитора. В таком случае, занятие будет стоить дешевле, а эффект все равно будет достойным. Главное, найти педагога, с котором комфортно работать в таком режиме.

Как оценивать результаты занятий?

Должна прослеживаться положительная динамика: примерно через месяц оценки в дневнике ребенка должны стать лучше, а просьбы помочь с домашним заданием постепенно сойти на нет. Если этого не происходит, значит, репетитору не удалось выполнить свою задачу. Не ждите, пока ситуация наладится сама собой, поговорите с педагогом и выясните причину. Вообще старайтесь хотя бы раз в две недели созваниваться с репетитором и узнавать, как продвигаются дела. По-настоящему заинтересованный в хороших результатах педагог сам охотно вам все расскажет.

Индивидуальные занятия с преподавателем – быстрый, эффективный, но недешевый способ освоить какие-то навыки или подтянуть знания по конкретному предмету. Ищите профессиональных педагогов, ставьте перед ними четкие задачи, не забывайте получать от них обратную связь и обязательно интересуйтесь мнением ребенка, тогда отличные результаты не заставят себя ждать.

Работа репетитора интересна и разнообразна, есть в ней, как и в любой другой профессии, свои плюсы и минусы. О том, какие плюсы бывают в работе на репетиторском поприще, мы поговорили с вами , теперь пришло время рассказать и о минусах.

В этой статье я познакомлю вас в некоторыми сложностями, с которыми столкнется любой репетитор в своей работе

работа на выходных: имеется в виду суббота и воскресенье. Чаще дети свободны именно на выходных по понятным причинам, приходится назначать занятия именно на это время.

Не всегда ваш график совпадает с графиком ваших домочадцев и датами праздников, приходиться чем-то жертвовать.

отсутствие видимого карьерного роста и общественного признания: к сожалению, до сих пор многие, в том числе и сами репетиторы, не считают оплачиваемые занятия с учеником на дому отдельной профессией. В официальном перечне профессий нет репетиторов. Гадалки и ясновидящие есть, а репетиторов нет. Придется еще долго бороться с этой несправедливостью, но я надеюсь совместно с Клубом репетиторов нам это удастся.

— дети, а особенно подростки, даже самые умные и сознательные в учебе, далеко не всегда делают домашнее задание и учат материал. Будьте готовы к таким ситуациям, заранее подготовьте дополнительный материал – для повторения, проверочный

«засыпание на занятии» : не всегда это зависит от вас, как бы вы красочно и вдохновенно не рассказывали биографию Дарвина, какие бы картинки и видео-ролики не показывали о строение Покрытосеменных, ребенок скорее всего будет засыпать, особенно после 7 уроков в школе и на голодный желудок.

Старайтесь максимально разнообразить деятельность на уроке и дайте ребенку печеньку (глюкоза стимулирует работу мозга).

— постоянный срыв графика занятий : опять наталкиваемся на принцип «платим – значит творим, что хотим». Тут и пропуски без уважительных причин, и стандартные отмазки типа «В школе задержали, Репетируем вальс, Олимпиада по тарабарскому языку и т.д.» (мы даже список вели с преподавателями таких отмазок – для смеху). Ну а вариант «Не пришел, потому что забыл, что сегодня занятие» — это просто детский сад. И ситуация, когда преподаватель ждет ученика, а он просто не является и даже не удосужился позвонить или оповестить об отмене другим возможным способом – это верх неуважения. Что ж, приходится и это терпеть.

Из-за отмены одного занятия следующие за ним приходится либо сдвигать, либо менять местами, пытаясь вклинить пропущенное на более позднее время. Но как правило такие эксперименты заканчиваются, мягко говоря, никак. Всё равно приходится потом отрабатывать пропущенное занятие в другое время или даже выходить в свой выходной ради одного занятия (количество занятий в курсе фиксированное, поэтому пропустить и забыть не получится). Так что к срыву графика приходится привыкать, особенно когда у вас больше 5 учеников.

— некоторое разочарование по окончании курса – несоответствие ваших ожиданий и фактического результата ребенка по тесту или экзамену. Ну что ж, такое бывает, тут действуют многие факторы: психологическое напряжение или даже ступор, груз ответственности, нежелание ребенка поступать на эту специальность или просто нервное и умственное перенапряжение.

Главное – поддержать ученика, показать его прогресс в целом, не только в плане предметной подготовки.

— К сожалению, не всегда клиенты (и дети, и родители) понимают, что вы ждете благодарность или хотя бы отзыв о работе. Они считают, если они платят за вашу работу, то и благодарить не обязательно, вы же делаете свою работу. Есть, конечно, сознательные родители (их единицы), понимающие все тяготы преподавательской работы, они и коробочку конфет на новый год принесут, и отзыв положительный напишут.

Остальные – после окончания цикла занятий просто забывают о вашем существовании и приписывают все достижения в учебе только своему ненаглядному ребенку. Хорошо, что хоть претензии не высказывают))

— О претензиях отдельно: «разборки с родителями» — это звучит, конечно, слишком пафосно, но увы, часто так и бывает. От репетитора тут требует максимальная выдержка и такт. Некоторые родители считают себя вправе руководить процессом обучения вплоть до методик, которые вам следует использовать в вашей работе с их обожаемым чадом.

Они, видите ли, лучше знают, что да как, сами они при этом от преподавания далеки. Некоторые сначала слёзно просят научить ребенка уму разуму «Ну научите нас хоть на проходной балл», а потом капризничают, что ж такой низкий результат ребенок принес после теста.

Как с этим жить и бороться (и стоит ли бороться) – в отдельной статье.

Постоянное развитие – вот залог успеха хорошего профессионального репетитора!Галина Енютина

21/03/2014

Пока я не стала работать репетитором, я не догадывалась, насколько это востребованная профессия. По ощущениям: почти каждый школьник в Петербурге занимается с одним или несколькими репетиторами.


К репетиторам бегут перед экзаменом, контрольной, с домашним заданием или чтобы в целом улучшить оценки. И это только школьники, а есть еще взрослые, которым тоже много чего от репетиторов надо. Итак, откуда берутся репетиторы, чему и за сколько они учат - исходя из личного опыта.

Про репетиторов

Репетиторами в основном становятся, когда нужны деньги, но нет времени их заработать. Больше половины репетиторов - студенты или недавние студенты (остальные - преподаватели школ и вузов). На момент, когда я решила поискать себе учеников, мои друзья-студенты преподавали уже несколько лет.

Преподают репетиторы все: математику, физику, химию, фотографию, рисование и т.д. Но чаще всего языки, начиная с русского.

Вот и я, зайдя на сайт Spbrepetitor, чтобы зарегистрироваться, указала в анкете (помимо опыта, образования и стоимость часа занятий), что преподавать могу не только английский, но и русский язык. Потом заполнила такую же заявку на Avito и стала ждать.

От русского языка пришлось отказаться почти сразу. Мне позвонила женщина и сказала, что ее племяннику нужна помощь с русским языком. Племяннику было 29 лет, он приехал из какой-то арабоязычной страны. Я решила поговорить с самим учеником - оказалось, что говорит он сносно, но с ошибками. Ему нужно было подтянуть русский язык, чтобы устроиться на работу в охранное предприятие. Мы договорились о занятии за 500 рублей/час, дату решили назначить позже.

29-летний ученик долго не перезванивал, и за два месяца я нашла 5 учеников - всех по английскому. Когда он позвонил, я отказалась от занятий. Потому что к каждому занятию нужно готовиться. Преподавание второго языка требует отдельной подготовки, это не очень удобно.

Своих пятерых учеников по английскому я нашла разными способами. Сайт Spbrepetitor мне ни разу не помог, а Avito принес первого ученика. Его зовут Рома, сейчас ему 11 лет. Мы занимаемся уже два года. Рома живет в десяти трамвайных минутах от «Ладожской». Ездить к нему мне очень далеко, но от первого ученика я не могла отказаться - вдруг второго не будет. Рома учится в школе с углубленным изучением английского. На момент начала занятий у него была самая низкая успеваемость по языку в классе, а родители, не зная английского, помочь ему не могли.

Все родители жалуются на одно и то же: в школе все проходят галопом по европам, и дети не понимают, что именно они прошли. Считается, что в 3 классе школьники уже знают основы английской грамматики, все времена, обороты, артикли и так далее. Соответственно, домашние задания и контрольные работы требуют эти знания проявить. А дети не могут даже перевести формулировку задания к упражнению (учебники составляются на английском со 2 класса). Как следствие, без репетитора в школе мало кто учится.

Про уроки

Знакомство с новым учеником - это всегда очень страшно. Нужно понравиться и родителям, и ребенку, плюс адекватно оценить его знания и сообщить об этой оценке так, чтоб никого не обидеть (слова вроде: «Ваш сын не может связать даже два слова, и вообще у него ужасное воспитание», - произносить не надо). Желательно тут же изложить свою методику работы, даже если ее еще нет.

Обычно урок проходит тет-а-тет с учеником, в отдельной комнате, родители не вмешиваются в процесс. Но Рома - исключение. Он живет с родителями в маленькой однокомнатной квартире, и у нас почти семейные уроки: пока мы занимаемся, родители рядом и все слышат. Это плюс, ребенку приходится вести себя адекватно. И минус, так как репетитору приходится делать то же самое.

Поначалу мы проводили два урока в неделю: один тратили на школьные домашние задания, второй - на изучение грамматики, чтение, игры и просмотр мультфильмов. Играть нужно обязательно: если ребенку меньше 13-15 лет, его внимания хватает минут на 40. Потом он начинает сползать под стол, ронять ручку и протестовать другими способами.

Игры придумываются прямо на ходу: можно составить кроссворд, загадать загадки сделать зарядку. Роме больше всего нравилась игра, для которой нужно выбрать любые 5 игрушек, запомнить, какого они цвета, а потом с закрытыми глазами угадать на ощупь, что за игрушка, и назвать цвета. Когда цвета выучил, можно придумать игрушкам имена, возраст, занятия и т.д.

После того, как маму Ромы сократили на работе, мы занимаемся один раз в неделю.

Идеальный вариант - когда ученики начинают воспринимать уроки как игру. В таком случае они ждут урока. Но даже ради игры дети не любят делать домашние задания. Я уже составила реестр хитростей, к которым они прибегают. Самый распространенный прием: «Я потерял тетрадь и не смог сделать домашнее задание». Обычно в этой же тетради оказывается потерянной вся пройденная грамматика.

Самый уникальный способ продемонстрировал Рома. Однажды мне позвонила его мама и говорит: «Мы никак не можем понять, что написано в задании, - никак нельзя разобрать!» Когда я пришла и открыла тетрадь, я тоже ничего не поняла: буквы были изменены так, что понять ничего невозможно. Скажем, «я хочу прочитать эту книгу» превратилось в «я юону рдбнитдты отх нначу». Рома уверял меня, что не имеет к этому отношения. Вывод: для домашнего задания нужны отдельные тетради, и они должны храниться у родителей.

Про учеников

Остальные ученики нашлись через сайт Научи.ру (подобных ресурсов несколько). После регистрации сайт сам ищет вам подходящих учеников (они регистрируются там же). Заявка на репетитора приходит на e-mail или телефон. Такие же заявки получают все репетиторы, так что важна скорость реакции. Надо всех опередить и подтвердить заявку на сайте. В ответ вам пришлют телефон ученика. Кто первый звонит - тому ученик обычно и достается. Хотя пару раз мне отказывали, даже когда я была первой: сначала потому, что искали женщину постарше, с опытом работы в школе, в другой раз - потому что нашли репетитора рядом с домом (а заниматься хотели именно у репетитора).

Особенность этого сайта в том, что спустя 5 занятий вы должны оплатить в банке полученную помощь в размере стоимости одного занятия. Представители сайта контролируют все довольно строго: звонят вам и спрашивают, прошло ли 5 занятий, затем звонят родителям ученика с тем же вопросом, уточняют, сколько стоит занятие и устраивает ли их работа репетитора. Однажды я тянула с оплатой около месяца - и мне начали звонить и напоминать: сначала через день, потом каждый день, потом по несколько раз в сутки.

Ученики бывают разные. Мне, например, достались такие.

Саша и Алина, им на момент начала занятий было 7 и 5 лет. Они живут в Озерках. Занимаются акробатикой, а их родители работают в полиции. Мы проводим занятия по воскресеньям, потому что в другие дни все заняты.

Урок с ними - это балаган! Приходится играть почти постоянно, поскольку они совершенно не способны сидеть на месте. Только если нужно рисовать или писать, их можно усадить за стол. Часто урок заканчивается 10-минутной игрой в твистер - но на английском, чтобы запомнить руки-ноги, право-лево и так далее.

Тимур - их сосед, 13 лет, который нашелся сам. Он живет этажом выше, и потому мы с ним тоже встречаемся по воскресеньям. У него нет ни мотивации, ни знания языка, поэтому мы каждый раз учим заново нехитрые слова вроде «people» и «window».

Аня - ученица 9 класса, живет в 15 минутах от Ромы. Ее родители нашли меня через друзей и попросили подготовить ее к ГИА по английскому. Полгода мы готовились, а потом оказалось, что вместо ГИА будет экзамен по текстам из сборника. С тех пор наши встречи стали весьма нерегулярны.

Иногда очень хотелось отказаться от некоторых учеников. Сначала такое желание я испытала, занимаясь с Ромой. Я занималась с ним по самой низкой цене - 350 рублей/час - и не видела никакого прогресса. Но пока я раздумывала, мы успели друг к другу привыкнуть. Однажды, когда я уходила, он спросил: «А завтра вы придете?» И очень расстроился, что ждать меня придется еще неделю. И я решила потерпеть - и оказалась права.

Возможно, придется прекратить занятия с девятиклассницей Аней - она постоянно переносит занятия, и их эффективность уже приближается к нулю.

Про деньги

В целом же репетитора обычно ищут, чтобы: а) дети приносили хорошие оценки; б) дети сдали экзамен; в) просто выучить язык. Третий случай - самый приятный. Подразумевается, что ученик сам хочет учить язык для того, чтобы на нем читать или говорить. Из пятерых моих учеников 8-летний Саша - самый мотивированный: ему действительно интересно.

Репетиторство - достаточно затратная для семейного бюджета статья расходов, особенно если заниматься чаще раза в неделю. Стоимость часа начинается от 400 рублей и выше. Я беру 500 за час и 700 за 1,5-2 часа. Но это не самые высокие репетиторские ставки.

Репетиторство считается видом предпринимательства, а значит, репетитор должен платить налоги. Однако подавляющее большинство репетиторов этого не делает, то есть работают незаконно. А учителям школ, например, вообще запрещено заниматься репетиторством. Но это в теории.

Налоговые службы ищут в Интернете нарушителей. Но бороться с этим сложно: многие репетиторы вообще не пользуются никакими базами вроде сайтов Spbrepetitor или Nauchi и ищут учеников через знакомых или в школе.

Осенью 2013 года Минэкономразвития России предложил установить особый порядок налогообложения для самозанятых граждан - имеется в виду выдача патентов. Министерство предлагает покупать патент стоимостью тысяча рублей в месяц - это и будет альтернатива налога. Однако если можно работать без выплаты налога, мало кто от этого откажется.