Органом и продуктом труда является. Трудовая деятельность

Произведение Ф. Энгельса, в котором он излагает марксистские взгляды на происхождение и развитие человека. Эта работа была написана в 1876 г. и представляет собой незаконченную рукопись. Впервые была опубликована на немецком языке в 1896 г. (см.) доказал происхождение человека из мира животных и осветил этот вопрос со стороны биологической. Но полного и правильного решения проблемы не было, поскольку не была разработана социологическая сторона вопроса. Такое решение даёт Энгельс. Принимая положение передовой естественной науки о происхождении человека из животного мира, Энгельс сосредоточивает внимание на вопросе о социальных закономерностях, обусловивших возникновение человека.

Основным фактором в превращении обезьяны в человека был труд, трудовая деятельность - то, что присуще только человеку. «...Труд,- указывал Энгельс,-создал самого человека» (Маркс и Энгельс, Избр. произв., т. II, 70). Для перехода от обезьяны к человеку нужны были известные предпосылки. Решающими среди них были переход обезьяноподобных предков человека к прямой походке и освобождение передних конечностей. Но передние конечности их были способны лишь к самым простым операциям. В человеческие руки они превратились только в результате труда, который в течение тысячелетий совершенствовал их. Рука, таким образом, является не только органом труда, но и его продуктом. Развитие руки, вызванное трудом, оказывало воздействие на весь организм. Человеческая речь обязана своим возникновением труду. Именно в процессе труда у людей появилась потребность что-то сказать друг другу.

Под влиянием труда и членораздельной речи происходило усиленное развитие мозга. Параллельно с ним шло развитие органов чувств. Развитие мозга и органов чувств, развитие сознания, способности к умозаключению и т. п. в свою очередь оказывали мощное обратное воздействие на развитие труда и (см.). Подтверждением мыслей Энгельса о роли языка в развитии человеческого мозга является учение (см.) о высшей нервной деятельности, о второй сигнальной системе (речи), надстраивающейся у человека над первой сигнальной системой.
С выделением человека из царства животных, с появлением «готового человека» возникает новый элемент, оказавший могучее воздействие на процесс развития человека,- стадо преобразуется в общество. «И в чем же опять мы находим характерный признак человеческого общества, отличающий его от стада обезьян? В труде» . Труд начинается с изготовления орудий. Изготовление и употребление орудий имело исключительное значение для всего последующего развития человека.

Оно создало для человека возможность жить в самых разнообразных природных условиях. Животное способно только пользоваться природой. Человек же при помощи орудий заставляет природу служить своим целям. Он приспосабливается к природе путём изменения своих искусственных органов - орудий производства. Рост производительных сил и прежде всего орудий производства - вот что определяет развитие человека и общества. Энгельс кратко характеризует путь этого развития. Далее Энгельс показывает, что человек благодаря труду добивается господства над природой. «И это является последним существенным отличием человека от остальных животных, и этим отличием человек опять-таки обязан труду».

Работа Энгельса, излагающая марксистскую теорию происхождения человека, полностью опровергает все религиозные и идеалистические теории по этому важнейшему вопросу. Написанная очень просто и в то же время чрезвычайно глубоко, соединяющая в себе обширнейший фактический материал с глубокими теоретическими обобщениями, эта работа представляет собой одно из замечательных произведений классической марксистской литературы. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» является одной из составных частей « » (см.) Энгельса. Мысли Энгельса о языке и его значении для развития человеческого общества получили своё дальнейшее развитие в труде И. В. Сталина « » (см.).

Характерные особенности современного человека не могли выработаться только под влиянием факторов эволюции (изменчивости, наследственности, естественного отбора). Эти факторы играли значительную роль только на первых этапах антропогенеза. В дальнейшем важнейшую роль стали играть социальные факторы: общественный труд и членораздельная речь.

Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд - это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстрактное мышление. У всех же современных животных есть элементы только конкретного мышления - обезьяны, даже некоторые птицы способны использовать палки, ветки для доставания пищи, но не могут создать орудия для обработки той же палки.

Труд начинается с изготовления орудий труда

Это стало возможным в результате перехода обезьяноподобных предков человека к прямохождению и освобождению передних конечностей от функции поддержания и перемещения тела. На первых этапах антропогенеза руки наших предков могли выполнять лишь самые простые действия - схватить палку, бросить камень и т.д. Это же могут делать и ныне живущие обезьяны, но при этом они пользуются одинаково как передними, так и задними конечностями.

У предков человека, которые преимущественно использовали верхние конечности, начинались постепенные изменения в их строении. Это проявилось прежде всего в том, что большой палец руки стал противопоставляться другим. Изменения в строении руки способствовали появлению больших возможностей для изготовления простейших орудий труда.

Энгельс подчеркивает, что путь от использования необработанного камня к изготовлению самого грубого каменного орудия продолжался длительное время. По современным данным продолжительность этого периода составляет сотни тысяч лет. Но появившиеся орудия труда в дальнейшем стали совершенствоваться все с большей быстротой.

Одновременно и рука человека, создававшего эти орудия, приобретала все большую сноровку и гибкость. Ф.Энгельс писал, что рука является не только органом для изготовления орудий, но и сама - продукт труда. Одновременно с развитием руки развивался и усложнялся головной мозг предков человека, так как прежде, чем создать простейший каменный топор, нужно было его себе представить, создать его образ.

Обезьяноподобные предки людей жили стадами, поэтому труд с самого начала появления носил общественный характер. Первые орудия труда служили для охоты и защиты. Коллективная охота и защита способствовали сплочению отдельных индивидов и переходу от стада к человеческому племени. Начался процесс обучения младших членов этого племени изготовлению орудий труда, правилам охоты.


Появление речи

С развитием трудовых процессов возрастала взаимная поддержка и помощь. Совместная охота, поддержание огня и изготовление орудий приводило к необходимости общения членов племени друг с другом, к потребности сигнализировать друг другу. Первоначально это осуществлялось при помощи жестов и отдельных звуков. Но с усложнением трудовой деятельности таких простых сигналов стало не хватать для поддержания связи между членами общества.

Постепенно развивалась членораздельная речь, которая оказывала влияние на дальнейшее развитие головного мозга, на процесс мышления. На базе ее развилась вторая сигнальная система, способная создавать понятие, образ на основе слова. Поэтому высшая нервная деятельность предка современного человека уже на ранних этапах отличалась от нервной деятельности животных.

Речь служит не только способом передачи информации от одного человека другому, но и для передачи опыта одного поколения последующим. В результате у людей появляется (помимо генетической) еще и социальная информация об опыте, накопленном за тысячи лет. Передача ее происходит от одного поколения людей к другому при помощи письменности и произведений искусства.

Роль биологических факторов (изменчивость, естественный отбор) на этом этапе эволюции человека значительно уменьшается и все большее значение приобретают социальные факторы. Совместная охота членов племени, добыча пищи, защита от хищников, а также совместный труд над изготовлением орудий сближает людей и способствует формированию человеческого общества. Большую роль в этом сыграли такие факторы, как использование огня, а также приручение (одомашнивание) животных.

Труд людей становится все более разнообразным и спиециализированным. Возникают земледелие и животноводство. Все это способствует зарождению искусства, развитию торговли, различных ремесел. Так племена первобытных людей перешли к образованию нации, государства. Современный человек подчиняется общественным (социальным) законам и развитие социальных отношений определяет развитие личности человека.

Труд - источник всякого богатства и основное условие всей человеческой жизни. Труд создал человека.

Человекообразные обезьяны перешли к прямохождению под влиянием образа жизни . Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку.

Хотя сегодняшние обезьяны и способны передвигаться без помощи передних лап, нельзя сказать, что они освоили прямохождение, ибо хождение на двух ногах у современных обезьян - крайняя мера.

Рука является не только органом труда, но и продуктом его. И потому она способна выполнять несравненно большее количество операций, чем рука обезьяны.

С развитием руки тесно связано и развитие всего организма человека (например, приспособление ноги к прямой походкке). Вместе с развитием руки расширялось и влияние человека на природу. Развитие труда способствовало более тесному сплочению членов общества. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потебность что-то сказать друг другу. Так в процессе труда возникает язык. Животные в естественном состоянии не нуждаются в членораздельной речи. При ижзни же с человеком, считает Энгельс, животные, в пределах свойтвенного им круга представлений, научаются понимать как всякий язык, так и вырабатывать свойтвенные только человеку чувства.

Сначала труд, а затем и членораздельная ерчь явлились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий.Развиттие мозга сопровождалось развитием всех органов чувств. Приеимущество наших органов чувств над аналогами их в животном мире состои в широкой ассоциативности, которой обладают наши органы благодаря развитию мозга. Развитие мозга, подчинение ему чувств, выработка способности к абстрактному мышлению и к умозаключению давали стиму к развитию труда и языка. Когда сложился человек, появился новый элемент - общество. Характарный признак общества, отличающий его от стада - труд.

Наши предки вели хищническо хозяйство: после полного истощения источника питания стадо обезьян уходило с занимааемой территории в поисках нового источника. После того как все территории стали заняты успешно развивались стсада, включавшие в свой рацион все новые виды пищи, что способствовало развитию организма. Но все это еще не было трудом - труд начинается с изготовления орудий. Наиболее древние орудия труда представляют собой предметы охоты (оружее) и рыболовства. С включением в рацион первобытного человека мясной пищи совершается большой шаг в его эволюции. Увеличивается физичемкая сила и самостоятельность человека, совершенствуется мозг. Употребление мясной пищи привело к двум новым достжениям, имеющим решающее значение: к пользованию огнем и приручению животных.

Подобно тому как человек научилсяи есть все съедобное, он так же научился и жить во всяком климате. Он распространился по всей пригодной для житья земле, он, единственное животное, которое может сделать это самостоятельно.

С развитием руки, речи и мозга не только у каждого в отдельности, но так же и в общем, люди смогли выполнять более сложные операции и ставить более высокие цели. Труд становился от поколения к поколению более разнообразным, совершенным, многосторонним. К охоте и скотоводству прибавилось земледелие, затем прядение и ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство. Наряду с торговлей и ремеслами появились искусство и наука; из племен развились нации и государства. Развились право и политика, а вместсе с ними религия.

Воздействие животных на природу имеет бессознательный характер. А чем более люди отдаояюся от животных, тем более их взаимодейтствие на природу сознательно . Планомерный образ действий существует в животном мире везде, но толь в зародыше, большинство таким образом поражденных действий вызваны внешним раздражителем. У животных способность к сознательным, планомерным действиям развивается в соответствии с развитием нервной системы и достигает у млекопитающих уже довольно высокой ступени. Но все же планомерные действия всвех животных не смогли наложить на природу печать их воли.

Коротко говоря, животное пользуется внешней природой, а человек заставляет природу служить своим целям, и это является последним существенным отличием человека от остальных животных и этим отличием человек опять таки обязан труду . Мы отнюдь не властвуем над природой так как завоеватель влавсьвует над чужим народом - мы нашей кровью плотью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее, наше господство над ней состоит в том, что мы в отличие от всех других существ умеем познавать ее законы и правильно их применять. Мы научидись в известной мере учитывать заранее более отдаленные естественные последствия наших направленных на производство действий.

Все существовавшие до сих пор способы производства имели в виду только достижения ближайших, наиболее непосредственных полезных эффектов труда. Дальнейшие же последствия совершенно не принимались в расчет. Такой психологии отвечала первоначальная общая собственность на землю, предполлогавшая некоторый излишек земель, предназначенного для гашения негативных последствий хозяйствования. Общая собственонсть пришла в упадок, когда излишек земель кончился. Все последующие формы производоства приводили к разделению труда, классобразованию, возникновению господствующих и угнетенных. В результае интерес господствующего класса стал движущим фактором производста.

Наиболее полно это приведено в капиталистическом способе производства в Западной Европе. Так как отдельные капиталисты занимаются производством и обменом ради непосредственной прибыли, то во внимание могут приниматься боижайшие, наиболее непосредственные результаты. При теперешнем способе производства расче главным образом - только первый, непосредственный результат. Частная собственность при своем дальнейшем развитии превращеается в отсутствие собственности у трудящихся , между тем как все имущество все больше и больше концентрируется в руках не трудящихся.

Предметом дисциплины экономика труда является изучение трудового потенциала общества, закономерности функционирования рынка труда, а также методов наиболее рационального использования трудовых ресурсов в интересах повышения эффективности общественного производства и обеспечения достойного качества жизни

Объектом дисциплины экономика труда являются трудовые ресурсы.

Тема 1. Понятие труда, его роль, функции и виды

Труд – это целесообразная деятельность человека и общества, направленная на сохранение и приспособление сферы обитания, создание материальных и культурных ценностей для удовлетворения своих потребностей.

Процесс труда всегда связан с затратами физической и психологической энергии, а также ресурсов. Труд – один из главных факторов производства, наряду с землей, природными ресурсами, капиталом и предпринимательством. Труд – это естественные условия человеческой жизни. Он позволяет человеку стать личностью, производить материальные и духовные блага и получать прибавочную стоимость. Трудовой процесс является самоуправляемым и управляемым извне. Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда, как деятельности по приданию предмету труда необходимых свойств. Труд имеет технологическую, экономическую и социальную сторону.

Предметы труда – это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда – это то, при помощи чего человек воздействует на предмет труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления, и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства – это совокупность средств труда и предметов труда.

Технология – это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда образуются продукты труда .

Основными формами проявления труда являются:

    Затраты человеческой энергии . Психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов и органов чувств. Затраты энергии человека определяется степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности. Они формируют такие состояния, как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность и здоровье человека, а также его развитие.

    Взаимодействие работника со средствами производства . Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего времени, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда. Эти параметры деятельности представляют требования к специальной подготовке работников и их квалификационному уровню.

    Производственное взаимодействие работников друг с другом , как по горизонтали (коллектив), так и по вертикали (начальник-подчиненный). Оно определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности, которая зависит от уровня кооперации труда, от численности работающих, и т.д.

Роль труда в реальном развитие человека и общества проявляется в том, что в процессе труда не только создаются материальные и духовные ценности, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают свои знания.

Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые в свою очередь ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны – насыщение рынка товарами, услугами и культурными ценностями, а с другой стороны – прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Это экономическая роль труда .

Социальная роль труда проявляется в развитии и совершенствовании производства, благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.

Это идеальная схема воздействия труда на человека и общество.

Функции труда:

    производство материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей;

    обеспечение безопасности жизни человека и общества, сохранение природы, обеспечение здоровой социальной среды;

    формирование и накопление материального и нематериального богатства, развитие факторов производства, науки, техники и культуры;

    развитие самого человека, формирование творческой личности.

Виды труда:

    По характеру и содержанию труда:

    наемный и частный;

    индивидуальный и коллективный;

    по желанию, по необходимости или по принуждению;

    физический и умственный;

    репродуктивный и творческий;

    по разной степени сложности.

    По предмету и продукту труда

    научный, инженерный, управленческий, производственный, и т.д.;

    промышленный, сельскохозяйственный, транспортный, коммуникационный, и т.д.

    По средствам и способам труда

    ручной (технически-невооруженный);

    механизированный;

    автоматизированный (в т.ч. компьютеризированный).

    По условиям труда

    стационарный и передвижной;

    наземный и подземный;

    по степени тяжести;

    привлекательный и непривлекательный;

    свободный и регламентированный, и по степени регламентации.

Тема 2. Трудовой потенциал общества

Трудовой потенциал общества – это совокупная общественная способность к труду.

Его структура включает в себя:

    трудовой потенциал личности

    трудовой потенциал коллектива, предприятия

    трудовой потенциал отрасли

    трудовой потенциал региона

    трудовой потенциал страны, и т.д.

Качественная сторона ТПО характеризуется:

    состоянием здоровья трудоспособного населения, и показателями его психофизиологического развития

    профессионально квалификационным уровнем трудоспособного населения, т.е. уровнем общего и профессионального образования, наличием определенных знаний, практического опыта и навыков

    социально-личностными характеристиками.

Количественная сторона ТПО выражается численностью трудоспособного населения и ресурсами рабочего времени, т.е. потенциальным фондом рабочего времени.

Трудовые ресурсы – это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в соответствующей профессиональной сфере.

Термин «общественно полезная деятельность » возник в 20-ые годы ХХ в. с целью использования его для нужд централизованного управления человеческими ресурсами страны.

Способность человека к труду, т.е. совокупность его свойств и характеристик, необходимых ему для осуществления какой-либо трудовой деятельности и используемых им в ходе этой деятельности, называется рабочей силой .

Иногда под рабочей силой подразумеваются работники, как реальные, так и потенциальные, т.е. те же трудовые ресурсы, что является неправильным.

Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определятся системой законодательных актов государства.

В России, в зависимости от возраста, все население страны может быть разделено на 3 группы:

    лица моложе трудоспособного возраста (от рождения и до 15 лет включительно);

    лица в трудоспособном возрасте (от 16 до 54 (жен.) или 59 (муж.) включительно);

    лица старше трудоспособного возраста, которым начисляется пенсия по старости.

В зависимости от способности к труду, различают людей трудоспособных и нетрудоспособных. Люди могут быть нетрудоспособны в трудоспособном возрасте (инвалиды 1 и 2 групп), и трудоспособны в нетрудоспособном возрасте (работающие подростки и пенсионеры).

Таким образом, согласно статистической практике, трудовые ресурсы делятся на 3 группы:

    население в трудоспособном возрасте, за исключением инвалидов и неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях

    работающие лица пенсионного возраста

    работающие подростки в возрасте до 16 лет.

По российском законодательству, подростки до 16 лет принимаются на работу в исключительных случаях, и только по достижении ими 15 лет. Допускается также, в целях подготовки молодежи к труду, прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и среднетехнических учебных заведений, по достижении ими 14 лет, с согласия одного из родителей, при условии предоставления ему легкого труда, не причиняющего вреда здоровью, и не мешающего процессу обучения.

Трудовые ресурсы воспроизводятся под влиянием демографической ситуации, которая в России крайне неблагоприятная, и характеризуется следующими явлениями:

    крайне низкая рождаемость

    высокий уровень смертности населений

    естественная убыль населения

    очень высокий уровень смертности мужчин в трудоспособном возрасте

    низкие показатели продолжительности жизни населения, и очень большая разница их у мужчин и женщин

    старение населения

Также влияние на численность трудовых ресурсов оказывает трудовая миграция . Это процесс перемещения трудоспособного населения с целью поиска или смены работы через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства, либо с регулярным возвращением к нему.

Высокий уровень смертности в России обусловлен следующими причинами:

    злоупотребление алкоголем, употребление табачных и наркотических изделий

    высокий уровень преступности

    низкий уровень безопасности дорожного движения

    низкий уровень охраны труда, сильный износ оборудования и сооружений

    низкий уровень жизни населения

    низкое качество медицинского обслуживания

    неблагоприятная экономическая обстановка

Формирование трудовых ресурсов происходит под влиянием государства, которое с помощью социальной политики регулирует процессы воспроизводства и миграции трудовых ресурсов, изменяет их количественный и качественный состав.

Основными способами формирования трудовых ресурсов является:

    моральное и материальное стимулирование рождаемости, охрана материнства и детства, поддержка института семьи

    осуществление мер по снижению смертности населения

    регулирование численности и структуры выпускников учреждений профессионального образования

    регулирование миграционных потоков.

На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы:

    профессиональный отбор

    состояние материально-технической базы обучения

    программы и методы обучения

«… те операции, к которым наши предки в эпоху перехода от обезьяны к человеку на протяжении многих тысячелетий постепенно научились приспособлять свою руку, могли быть вначале только очень простыми. Самые низшие дикари и даже те из них, у которых приходится предположить возврат к более звероподобному состоянию с одновременным физическим вырождением, всё же стоят гораздо выше тех переходных существ. Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращён в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе всё новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.

Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его. Только благодаря труду, благодаря приспособлению к всё новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путём особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей, и благодаря всё новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, всё более сложным операциям, - только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля , статуи Торвальдсена, музыку Паганини .

Но рука не была чем-то самодовлеющим. Она была только одним из членов целого, в высшей степени сложного организма. И то, что шло на пользу руке, шло также на пользу всему телу, которому она служила, и шло на пользу в двояком отношении.

Прежде всего, в силу того закона, который Дарвин назвал законом соотношения роста. Согласно этому закону известные формы отдельных частей органического существа всегда связаны с определёнными формами других частей, которые, казалось бы, ни в какой связи с первыми не находятся. Так, например, все без исключения животные, которые обладают красными кровяными тельцами без клеточного ядра и у которых затылочная кость сочленена с первым позвонком двумя суставными бугорками, обладают также молочными железами для кормления детенышей. Так, у млекопитающих раздельные копыта, как правило, связаны с наличием сложного желудка, приспособленного к процессу жвачки. Изменения определённых форм влекут за собой изменение формы других частей тела, хотя мы и не в состоянии объяснить эту связь. Совершенно белые кошки с голубыми глазами всегда или почти всегда оказываются глухими. Постепенное усовершенствование человеческой руки и идущее рядом с этим развитие и приспособление ноги к прямой походке несомненно оказали, также и в силу закона соотношения, обратное влияние на другие части организма. Однако этого рода воздействие еще слишком мало исследовано, и мы можем здесь только констатировать его в общем виде.

Значительно важнее непосредственное, поддающееся доказательству обратное воздействие развития руки на остальной организм. Наши обезьяноподобные предки, как уже сказано, были общественными животными; вполне очевидно, что нельзя выводить происхождение человека, этого наиболее общественного из всех животных, от необщественных ближайших предков. Начинавшееся вместе с развитием руки, вместе с трудом господство над природой расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека. В предметах природы он постоянно открывал новые, до того неизвестные свойства.

С другой стороны, развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произ-носить один членораздельный звук за другим […]

Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству.

А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий - органов чувств. Подобно тому, как постепенное развитие речи неизменно сопровождается соответствующим усовершенствованием органа слуха, точно так же развитие мозга вообще сопровождается усовершенствованием всех чувств в их совокупности. Орёл видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определёнными признаками различных вещей. А чувство осязания, которым обезьяна едва-едва обладает в самой грубой, зачаточной форме, выработалось только вместе с развитием самой человеческой руки, благодаря труду.

Развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и к умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим всё новые и новые толчки к дальнейшему развитию. Это дальнейшее развитие с момента окончательного отделения человека от обезьяны отнюдь не закончилось, а, наоборот, продолжалось и после этого; будучи у различных народов и в различные эпохи по степени и по направлению различным, иногда даже прерываясь местными и временными движениями назад, оно в общем и целом могучей поступью шло вперед, получив, с одной стороны, новый мощный толчок, а с другой стороны - более определенное направление благодаря тому, что с появлением готового человека возник вдобавок еще новый элемент – общество».

Фридрих Энгельс, Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинения, Том 20, М., «Государственное издательство политической литературы», 1961 г., с. 488-489 и 491.