На чём держится Земля? Рассказ Андрея Усачёва. Легенды, сказки, интересные факты А усачев на чем держится земля

На чём Земля держится Огородников Кирилл Федорович

2. «Земля на трёх китах»

2. «Земля на трёх китах»

В наше время знают, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, но раньше люди считали, что она неподвижна. Следовательно, думали они, у Земли также должна иметься какая-нибудь опора.

Однако никаких сведений об этой опоре у людей не было, и поэтому они выдумывали различные небылицы. То наши предки воображали, что Земля покоится на спинах трёх больших китов, которые плавают на поверхности огромного океана (рис. 2), то (как древние индусы, например) считали, что Земля покоится на четырёх слонах (рис. 3), а ещё более древний народ - вавилоняне - думал, что Земля сама плавает на поверхности океана.

Рис. 2. Многие наши предки думали, что Земля держится на трёх китах, плавающих в океане (древний рисунок).

Рис. 3. Так изображали Землю древние индусы. Земля держится на четырёх слонах, которые стоят на спине плавающей черепахи.

Для современного человека ясно, что подобные взгляды представляют собой лишь суеверие, веру в сверхъестественные силы. В самом деле, разве могут существовать такие громадные киты или слоны, которые, по сказкам, держат на себе нашу Землю? Известно, что все животные должны питаться и размножаться. Кроме того, ни одно животное не живёт больше нескольких сот лет, оно стареет и умирает. Мы не говорим уже о том, что никакие животные не в состоянии выдержать на себе не только тяжести всей Земли, но даже тяжести небольшой горы. Таким образом, утверждать, что Земля держится на китах, слонах или каких угодно других животных - это всё равно, что верить в сверхъестественные силы. А верить в сверхъестественные силы - значит не верить в науку, которая строит все свои выводы на точном расчёте, основанном на опыте, практике и потому не оставляет места никаким суевериям, никаким сверхъестественным силам. Но как можно не верить в науку, когда всё развитие техники и человеческой культуры основывается исключительно на данных науки! Не развивай человек науку, не было бы у нас ни железных дорог, ни автомашин, ни самолётов, не было бы никакой техники, и люди продолжали бы жить в полудиком состоянии в лесах и пещерах, как жили наши отдалённые предки.

Мысль вавилонян о том, что Земля плавает на поверхности океана, подобно куску дерева, также, конечно, ошибочна. Ведь Земля слишком тяжела для того, чтобы плавать на воде. Кроме того, если бы даже она и смогла плавать в каком-то океане, то вода этого океана тоже должна была бы на чём-нибудь держаться. Вавилонские мудрецы не подумали об этом. Это показывает, что развитие людей в то время было гораздо ниже, чем теперь.

Правда, мы должны здесь сказать, что уже в древней Греции, благодаря довольно высокому развитию астрономии и геометрии, учёные пришли к мысли о шарообразности Земли и вычислили примерную длину её окружности. Учёный Аристарх за 250 лет до нашей эры высказал предположение о вращении Земли вокруг Солнца, - вопреки принятому тогда мнению, что Земля - центр Вселенной. Но его учение не получило поддержки, а сам он был обвинён в безбожии.

История знает очень много таких примеров, когда передовые мыслители подвергались жестоким гонениям со стороны церкви. Ведь церковь всегда стояла на службе угнетателей, а им было выгодно сохранение существовавших порядков и существовавшего мировоззрения.

В мрачную пору средневековья церковь пользовалась огромной властью. Невежественные попы и монахи, в руках которых находилось дело образования, проповедовали под видом науки всяческие нелепости. Утверждали, например, что существует «край земли», где возвышается хрустальный купол, накрывающий всю землю: за этим куполом живёт бог и расположены машины, приводящие в движение Солнце и планеты.

Рассказами о «чудесах», которые якобы свидетельствуют о «всемогуществе и мудрости божией», попы и монахи пытались держать народ в темноте и повиновении угнетателям. Церковь яростно защищала старые, отжившие представления и боролась против новых, научных представлений о Вселенной, которые подрывали устои религии.

В течение многих веков церковь учила, что Земля - неподвижный центр мира, - так-де угодно было богу выделить обиталище созданных им людей. Эту сказку разрушали передовые учёные, которые доказывали, что не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот, Земля вращается вокруг Солнца, что Вселенная бесконечна и существует множество других миров, подобных солнечной системе. Такие взгляды не оставляли места богу и вере в сверхъестественное.

Церковь жестоко мстила своим противникам, проклиная их как «еретиков». Их книги запрещались и сжигались. За защиту учения Коперника о том, что Земля вращается вокруг Солнца, был подвергнут пыткам великий итальянский учёный Галилео Галилей. 350 лет назад был сожжён на костре Джордано Бруно, - за то, что он учил о существовании множества миров и бесконечности Вселенной. Ещё в начале XIX века его сочинения были запрещены в ряде стран. Сильным нападкам церковников подвергался и великий русский учёный М. В. Ломоносов, защищавший учение о множественности миров.

На протяжении всей истории правильные научные воззрения пролагали себе дорогу в жестокой борьбе с отжившими и лженаучными воззрениями, с поповщиной и мракобесием.

С победой социализма перестаёт существовать эта помеха развитию научной мысли, а правильное, научное образование делается доступным миллионам трудящихся.

Как же отвечает современная наука на вопрос: на чём держится Земля и почему она не падает вниз? Прежде чем ответить на этот вопрос, нам придётся повнимательнее разобраться в некоторых привычных для нас понятиях, о которых мы совсем отвыкли размышлять.

Из книги Физики шутят автора Конобеев Юрий

Земля как управляемый космический корабль Д. Фроман Речь на банкете, состоявшемся после конференции по физике плазмы, организованной Американским физическим обществом в ноябре 1961 года в Колорадо-Спрингс. Поскольку я не очень хорошо разбираюсь в физике плазмы и

Из книги Прометей раскованный автора Снегов Сергей Александрович

Из книги Тайны пространства и времени автора Комаров Виктор

Из книги На чём Земля держится автора Огородников Кирилл Федорович

1. Земля - прочная опора Вопрос о том, на чём держится Земля, человек задавал себе с самых древнейших времён. Этот вопрос возникает совершенно естественно, так как в нашей жизни мы всюду привыкли видеть, что каждый предмет должен обязательно иметь какую-нибудь поддержку,

Из книги Занимательно об астрономии автора Томилин Анатолий Николаевич

6. На чём же держится Земля? Теперь мы подошли к концу наших рассуждений и можем ответить вполне ясно и точно на поставленный нами с самого начала вопрос: на чём же, всё-таки, держится наша Земля?Пример с движением Луны нам показал, что Луна ни на чём не держится. Если вы

Из книги Нейтрино - призрачная частица атома автора Азимов Айзек

Глава вторая «…И стоит она на трех китах…» Вера - это экстраполяция правды через авторитет, бездоказательное восприятие словесной информации как

Из книги Беседы автора Дмитриев Алексей Николаевич

Антинейтрино и Земля Как только было доказано существование нейтрино, перед учеными встал вопрос о роли нейтрино во Вселенной. Другими словами, возникло новое направление в науке - нейтринная астрономия.Мощным естественным источником нейтрино во Вселенной являются

Из книги Пять нерешенных проблем науки автора Уиггинс Артур

Из книги Жизнь как она есть [Её зарождение и сущность] автора Крик Фрэнсис

11. Земля: история недр В ходе формирования Земли тяготение сортировало первичный материал в соответствии с его плотностью: более плотные составляющие опускались к центру, а менее плотные плавали сверху, образовав в итоге кору. На рис. I.8 представлена Земля в разрезе.Кора

Из книги Физика на каждом шагу автора Перельман Яков Исидорович

Из книги Движение. Теплота автора Китайгородский Александр Исаакович

Если бы Земля вращалась быстрее… Чем быстрее вращение, тем уменьшение веса должно становиться заметнее. Вычислено, что если бы Земля вращалась не так, как теперь, а в 17 раз быстрее, то на экваторе вещи потеряли бы свой вес целиком: они стали бы невесомы. А если бы Земля

Из книги Твиты о вселенной автора Чаун Маркус

На чем Земля держится? В далекие времена на этот вопрос давали простой ответ: на трех китах. Правда, оставалось неясным, на чем держатся киты. Однако наших наивных прародителей это не смущало.Правильные представления о характере движения Земли, о форме Земли, о многих

Из книги Распространненость жизни и уникальность разума? автора Мосевицкий Марк Исаакович

Земля 13. Откуда мы знаем, что Земля круглая? Это неочевидно. Не считая складок, таких как горы, Земля кажется плоской. Но это потому, что она слишком большая, и ее кривизна незаметна.Имеются многочисленные доказательства кривизны. В море корабли исчезают за горизонтом,

Из книги Интерстеллар: наука за кадром автора Торн Кип Стивен

17. Почему Земля внутри расплавлена? Это не так. По крайней мере, не в самом центре планеты. Земля имеет твердое внутреннее ядро и жидкое внешнее ядро. Оба состоят из железа и никеля.В обычных условиях железо плавится при 1536 °C. Но температура плавления материала растет с

Из книги автора

Из книги автора Отдел образования Несвижского райисполкома

Учреждение образования «Государственная общеобразовательная средняя школа № 4 г. Несвижа»

А.Усачёв «На чём держится Земля?» 2 класс, литературное чтение

Акулич Галина Викторовна,

учитель начальных классов УО «ГОСШ № 4 г. Несвижа»

Несвиж, 2010

Тема: Андрей Усачёв. На чём держится Земля?

Задачи урока:

Создать условия для отработки всех видов чтения; развития умения ставить вопросы и находить ответы на них; развития умения работать сообща;

Способствовать активизации речевой деятельности, внимания, фантазии учащихся;

Содействовать формированию экологической культуры, чувства ответственности.

Ход урока

Организационный этап

Разрешите начать мне урок.

Я хочу, чтобы был он вам впрок.

Предлагаю я вам размышлять,

Доказывать, спорить и представлять.

^ Речевые разминки

На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить.

О чём нужно помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других? (Нужно правильно дышать)

Проведём дыхательную разминку. Сейчас самый красивый весенний месяц. Цветут сады. В мае снежно-белые сады напоминают зиму. А лепестки цветов похожи на снежинки. Представьте, что на ваши ладони упали эти нежные, ароматные лепестки. Вы ощутили их аромат, полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Сдуньте воображаемые лепестки медленно и аккуратно. Сделайте это упражнение три раза. У вас получился цветочный снегопад.

А теперь проведём речевую разминку.

Ае – ае – в мае.

Тут – тут – цветут.

Ды – ды – сады.

В мае цветут сады.

Произнесите это предложение, делая ударение каждый раз на другом слове.

^ Проверка домашнего задания

Да, майским садам очень идёт белый цвет. Но белый цвет встречается не только в весенней природе.

Дома вы читали рассказ об истории названия нашей страны.

Сейчас проведём игру – разминку. Если на мой вопрос вы отвечаете «да», вы встаёте. Если «нет» - приседаете.

Рассказ называется «Весть издалека».

Наша Родина называется Белая Русь.

В названии нашей земли нет цвета.

В рассказе не упоминаются древние города.

В произведении поясняется, что в старину обозначал белый цвет.

Слово «белый» в старину означало чистый, свободный.

Цвет полей и туманов здесь не причём.

Зачитайте отрывок, в котором рассказывается о том, что слышится в имени нашей Родины.

^ Введение в тему урока

Поразмышляйте, какие люди живут в Белоруссии? (Честные)

Какого человека можно назвать честным?

Что значит дать честное слово?

Сегодня мы познакомимся с произведением, в котором рассказывается о честном слове.

^ Работа над новым произведением

Подготовка к первичному восприятию произведения

Прочитайте название. (На чём держится Земля?»)

Какой это жанр? (Сказка)

Как думаете вы, на чём же держится Земля?

Но прежде, чем знакомиться с произведением, рассмотрим некоторые слова, которые могут быть непонятны и могут вызвать трудности в восприятии сказки.

Полететь в тартарары

В придачу

Невдомёк

Первичное восприятие произведения

Послушайте сказку и ответьте на вопрос. На чём же держится Земля?

(Чтение сказки учителем)

Самостоятельное чтение произведения

А сейчас сказку прочитаете вы и отметите материал, который вас удивил.

Анализ произведения

Давайте восстановим события сказки.

Что является главным объектом внимания в сказке? (На доску прикрепляю изображение и подпись планеты Земля)

Кто удерживал Землю? (Прикрепляю изображения и подписи животных) Кто засомневался в их надёжности?

Кто засомневался в их надёжности?

Что ответили на это животные? (Крепится надпись «честное слово»)

Что предложили мудрецы?

Как отреагировали черепаха, слоны и киты? (Убираю изображения животных и их названия)

Почему они обиделись?

На чём же держится Земля? (На доске остаётся земля и честное слово)

Выборочное чтение

Найдите в тексте и зачитайте:

Что сказали мудрецы, подойдя к краю Земли?

Что пообещала черепаха?

Как мудрецы решили спасать человечество и Землю?

Как обиделись животные?

Какое место в сказке настораживает и заставляет волноваться?

На чём держится Земля?

А кого в этом произведении можно назвать мудрецами?

Как по-другому можно было назвать сказку?

А вы, ребята всегда держите своё честное слово?

Чему учит эта сказка?

Работа в группах

Сейчас вы подумаете над тем, как сохранить нашу планету и сделать её ещё краше. Для этого нужно разделиться на группы. Каждый из вас выберет бабочку. (По цвету бабочек собираются группы.) Каждая группа получает набор слов. Вам нужно выбрать только те действия, которые нам помогут сберечь Землю. Слова прикрепите на доску под словом «Земля».

Давайте прочитаем, что у нас получилось. Чтобы сберечь нашу Землю, каждому из нас надо….

Можем ли мы дать честное слово, что постараемся выполнить это? Напишите его на своих бабочках.

Подведение итогов

С каким произведением мы познакомились?

Главные герои.

Основная идея

Чем удивила вас эта сказка?

В конце нашего урока я хочу рассказать вам одну поучительную историю. Сложите свои бабочки пополам. Возьмите их в ладошки и послушайте.

Давным-давно в одном древнем городе жили мудрец и человек, который завидовал мудрецу и хотел его погубить. Он решил: «Пойду на луг, поймаю бабочку, посажу её между ладоней. Приду к мудрецу и спрошу: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?» если мудрец скажет: «Живая», я сожму ладони, и бабочка умрёт. А если он скажет: «Мёртвая», я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, что я самый мудрый». Он так и поступил. Пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между ладоней и пришёл к мудрецу: «О, мудрец, скажи, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?» и мудрец, который был действительно мудрый, сказал: «Всё в твоих руках!»

Ребята, действительно всё в ваших руках и в ваших силах. Я верю, что у вас всё получится.

Прикрепите свои «бабочки - честные слова» на доску вокруг Земли.

Что вы можете сказать о своей активности, об активности своих товарищей?

Что удивило и запомнилось на уроке?

Информация о домашнем задании

Всем спасибо за работу. Вы порадовали меня и, думаю, сами получили удовольствие.

Давным-давно-предавно Земля стояла на панцире гигантской Черепахи. Черепаха эта лежала на спинах трёх Слонов. А Слоны стояли на трёх Китах, плававших во Всемирном океане… И держали они так Землю миллионы лет. Но однажды пришли к краю Земли учёные мудрецы, глянули вниз и даже ахнули.
- Неужели, - ахнули они, - мир наш так неустойчив, что Земля в любой момент может полететь в тартарары?!
- Эй, Черепаха! - закричал один из них. - Не тяжело ли тебе держать нашу Землю?
- Земля не пушинка, - отвечала Черепаха. - И с каждым годом всё тяжелее. Но можете не беспокоиться: пока живы Черепахи, Земля не упадёт!
- Эй, Слоны! - закричал другой мудрец. - Не надоело ли вам держать Землю с Черепахой?
- Не волнуйтесь, - отвечали Слоны. - Мы любим людей и Землю. И обещаем вам: пока живы Слоны, она не упадёт!
- Эй, Киты! - закричал третий мудрец. - Долго ли вы сможете удерживать Землю с Черепахой и Слонами в придачу?
- Мы держим землю миллионы лет, - отвечали Киты. - И даём вам честное слово: пока живы Киты, Земля не упадёт!
Так ответили людям Киты, Слоны и Черепаха. Но учёные мудрецы не поверили им: «А что, - испугались они, - если Китам надоест нас держать? А вдруг Слоны захотят уйти в ? А если Черепаха простудится и чихнёт?..»
- Пока не поздно, - решили мудрецы, - мы должны спасти Землю.
- Железными гвоздями нужно прибить её к панцирю Черепахи! - предложил один.
- И золотыми цепями приковать к ней Слонов! - добавил второй.
- И морскими канатами привязать к Китам! - прибавил третий.
- Мы спасём человечество и Землю! - закричали все трое.
И тут Земля зашаталась.
- Честное слово Китов крепче морских канатов! - в гневе сказали Киты и, дружно ударив хвостами, уплыли в океан.
- Честное слово Слонов прочнее золотых цепей! - протрубили рассерженные Слоны и ушли в джунгли.
- Честное слово Черепахи твёрже железных гвоздей! - обиделась Черепаха и нырнула в глубину.
- Стойте! - закричали мудрецы. - Мы вам верим!
Но было поздно: Земля закачалась и повисла…
Мудрецы в ужасе зажмурились и стали ждать…
Минута прошла. Две. Три…
А Земля висит! Час прошёл. День. Год…
А она держится!
И тысяча лет прошла. И миллион…
А Земля не падает!
А некоторые мудрецы и до сих пор ждут, что она вот-вот упадёт.
И никак не могут понять - на чём же она держится?
Столько времени прошло, а им все невдомёк, что если Земля на чём ещё и держится, то ТОЛЬКО НА ЧЕСТНОМ СЛОВЕ!

"Т" еперь мы подошли к концу наших рассуждений и мо -

Жем ответить вполне ясно и точно на поставленный нами с самого начала вопрос: на чём же, всё-таки, дер­жится наша Земля?

Пример с движением Луны нам показал, что Луна ни на чём не держится. Если вы спросите: «падает ли Луна на Землю?», то мы должны ответить: «да, падает, как па­дало бы любое другое тело - камень, пушечный снаряд или что-нибудь другое, и падает потому, что её тянет к Земле сила земного притяжения». Но тогда почему же Луна не упала до сих пор на Землю? А потому, что, падая, Луна вместе с тем всё время остаётся на одном и том же расстоянии от Земли. Происходит это оттого, что Луна не падает прямо вниз, а огибает Землю по окруж­ности.

То же самое можно сказать и про нашу Землю. По за­кону всемирного тяготения Солнце притягивает Землю. И поэтому мы вправе сказать, что Земля падает на Солнце. Но почему же Земля до настоящего времени не только не упала на Солнце, но и (как показывают са­мые точные измерения) совсем не приближается к нему? Да потому, что она движется с той самой круговой скоро­стью, которая как бы обезвреживает солнечное притя­жение и заставляет Землю обращаться вокруг Солнца по окружности так же, как движется Луна вокруг Земли.

Несложный расчёт, очень похожий на тот, который мы проделали для Луны, показывает, что дело и здесь обстоит именно так.

Солнце гораздо больше Земли. Поэтому и притяжение его больше. Если на земной поверхности круговая ско­рость составляет около восьми километров в секунду, то на поверхности Солнца она почти в 55 раз больше и со­ставляет 435 километров в секунду! С такой скоростью нужно было бы выпустить с Солнца пушечный снаряд, чтобы он обогнул его по окружности.

Земля находится от Солнца на расстоянии двухсот пят­надцати солнечных радиусов. Но ведь 215 равняется 14,7 Х14,7. Поэтому круговая скорость для Земли должна быть в 14,7 раза меньше, чем на поверхности Солнца, т. е. равняться 29,8 километра в секунду. Именно с такой скоростью Земля и летит вокруг Солнца, благодаря чему она не может ни приблизиться к Солнцу, ни, тем более, упасть на него.

Но и улететь совсем прочь от Солнца Земля тоже не может, так как для этого скорость её движения должна быть почти в полтора раза больше, т. е. равняться, по крайней мере, 42 километрам в секунду.

Итак, мы видим, что на вопрос: «На чём Земля держится?» мы должны ответить: «Ни на чём!» и можем лишь добавить, что наша Земля всё время удержи­вается на одном и том же расстоянии от Солнца благодаря своему быстрому движению вокруг него. Это и будет вполне грамотное, научное объяснение вопроса «на чём держится наша Земля».

А то, что для поддержания кругового движения нужно применять силу, очень легко доказать с помощью про­стого всем известного опыта. Для этого достаточно при­вязать верёвку к небольшому камню и, держа один конец её в руке, начать крутить камень в воздухе; мы тотчас же почувствуем, что камень тянет за верёвку и притом тем сильнее, чем с большей скоростью мы его крутим. Для того чтобы камень не улетел прочь, мы должны удерживать его с заметной силой. Значит, то усилие, ко­торое мы чувствуем при вращении камня, нужно для того, чтобы свернуть камень с прямолинейного пути. Вы­ходит, что сила нашей руки в данном случае заменяет силу притяжения. Стоит только уничтожить эту силу (порвётся верёвка), как камень улетит по прямой в сторону.

Если бы исчезла сила притяжения у Земли и Луны, то и они, подобно оторвавшемуся камню, полетели бы прямолинейно и улетели бы прочь: Луна от Земли, а Земля от Солнца. Но сила притяжения не позволяет им

Этого сделать. Она сворачивает их с прямолинейного пути и заставляет двигаться по окружности. Но только на это и хватает силы притяжения. Она не может заставить упасть Луну на Землю, а Землю на Солнце, так как оба эти небесные тела обладают слишком большой ско­ростью.

В заключение скажем, что и все другие планеты нашей солнечной системы также двигаются по орбитам во­круг Солнца, также стараются упасть на Солнце и также никогда не упадут на него.

Цитатели не посетуют на нас за то, что мы начали

Нашу беседу с опровержений старых и давным-давно забытых сказок о китах и слонах, будто бы поддержи­вающих Землю.

Начав с этих сказок, мы смогли постепенно проник­нуть в сущность многих, казалось бы, совсем простых и привычных понятий. И вот оказалось, что в целом ряде случаев нам ещё немало есть над чем подумать. Мы уз­нали, что иногда совсем старые понятия приобретают совершенно новый смысл, наполняются новым содержа­нием, если их подвергнуть тщательному исследованию.

И если вам не наскучило наше с вами небольшое мыс­ленное путешествие в глубь привычных понятий, если вам хочется теперь узнать побольше о Земле, о Солнце и о законах их движений, то цель наша - заинтересовать чи­тателя, пробудить в нём любовь к знанию - достигнута. А для человека, желающего приобрести знания, в нашей стране, как нигде в мире, предоставлены все возможности учиться.

Андрей Усачёв

На чём держится земля

Давным-давно-предавно Земля стояла на панцире гигантской Черепахи. Черепаха эта лежала на спинах трёх Слонов. А Слоны стояли на трёх Китах, плававших во Всемирном океане...
И держали они так Землю миллионы лет.
Но однажды пришли к краю Земли учёные мудрецы, глянули вниз и даже ахнули.
- Неужели, - ахнули они, - мир наш так неустойчив, что Земля в любой момент может полететь в тартарары?!
- Эй, Черепаха! - закричал один из них. - Не тяжело ли тебе держать нашу Землю?
- Земля не пушинка, - отвечала Черепаха. - И с каждым годом всё
тяжелее. Но можете не беспокоиться: пока живы Черепахи, Земля не упадёт!
- Эй, Слоны! - закричал другой мудрец. - Не надоело ли вам держать Землю с Черепахой?
- Не волнуйтесь, - отвечали Слоны. - Мы любим людей и Землю. И обещаем вам: пока живы Слоны, она не упадёт!
- Эй, Киты! - закричал третий мудрец. - Долго ли вы сможете удерживать Землю с Черепахой и Слонами в придачу?
- Мы держим землю миллионы лет, - отвечали Киты. - И даём вам честное слово: пока живы Киты, Земля не упадёт!
Так ответили людям Киты, Слоны и Черепаха. Но учёные мудрецы не поверили им. "А что, - испугались они, - если Китам надоест нас держать? А вдруг Слоны захотят уйти в цирк? А если Черепаха простудится и чихнёт?.."
- Пока не поздно, - решили мудрецы, - мы должны спасти Землю.
- Железными гвоздями нужно прибить её к панцирю Черепахи! - предложил один.
- И золотыми цепями приковать к ней Слонов! - добавил второй.
- И морскими канатами привязать к Китам! - прибавил третий.
- Мы спасём человечество и Землю! - закричали все трое.
И тут Земля зашаталась.
- Честное слово Китов крепче морских канатов! - в гневе сказали Киты и, дружно ударив хвостами, уплыли в океан.
- Честное слово Слонов прочнее золотых цепей! - протрубили рассерженные Слоны и ушли в джунгли.
- Честное слово Черепахи твёрже железных гвоздей! - обиделась Черепаха и нырнула в глубину.
- Стойте! - закричали мудрецы. - Мы вам верим!
Но было поздно: Земля закачалась и повисла...
Мудрецы в ужасе зажмурились и стали ждать...
Минута прошла. Две. Три...
А Земля висит!
Час прошёл. День. Год...
А она держится!
И тысяча лет прошла. И миллион...
А Земля не падает!
А некоторые мудрецы и до сих пор ждут, что она вот-вот упадет.
И никак не могут понять - на чём же она держится?
Столько времени прошло, а им все невдомек, что если Земля на чем еще и держится, то
ТОЛЬКО НА ЧЕСТНОМ СЛОВЕ!