Жорж матье. Биография

МАТЬЕ Жорж Mathieu, Georges

(род. 1921, Булонь-сюр-Мер) французский художник

Жорж Матье изучал право, философию и английский язык, а в 1942 обратился к живописи. Книга Эдварда Кренкшоу «Ремесло Конрада» побуждает его в 1944 «вступить в нефигуративное искусство не по пути формы, а по пути духа». В 1947 Матье переезжает в Париж; к этому времени он уже создал абстрактные работы, наполненные неформальным лиризмом («Мимолетное», 1945), позволившие ему, наряду с Атланом, Хартунгом, Вольсом и Брейеном, противостоять господствовавшей в тот период геометрической абстракции. Он организует первые выставки новой лирической абстракции.

С 1949 Жорж Матье участвует во многих выставках в Париже (гал. Рене Друэна). В 1950 проходит его первая персональная выставка. В следующем году вместе с критиком Мишелем Тапье он организует первую выставку главных представителей лирической абстракции под названием «Противоборствующие порывы» (гал. Нины Доссе), вслед за которой последовали две выставки «Знаки неформального», показанные Тапье в студии Поля Факкетти, где Матье в 1952 выставил свои первые исторические картины («Памяти маршала Тюренна», 1952). С 1954 Матье показывает свои работы в Париже в гал. «Рив друат» Мишеля Тапье («Капетинги повсюду», 1954, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду; «Коронация Карла Великого», 1956; гуаши и рисунки, 1958). В 1957 в гал. «Клебер» он выставляет «Церемонии в честь второго приговора Сигера Брабантского», в 1959 в Международной гал. современного искусства - восемь монументальных работ, а в 1960 - произведения о «Великолепии и испытаниях старой Франции».

Жорж Матье рано стал известен в Нью-Йорке (выставка в гал. Куц, 1954) и его деятельность приобрела международный размах. В 1963 в Гор. музее современного искусства в Париже открывается ретроспективная выставка его работ, а в 1965 в гал. Шарпантье экспонируются 140 картин, созданных в предыдущем году. Уже около 1948-1949 Матье сумел освободить свою раннюю импульсивную манеру от показной выразительности каллиграфии, которую он довел до такого совершенства, что порой ему удавалось соединить с ней декоративную красоту, которой отмечены его большие пластические произведения. Нередко художник накладывает свои «письмена» с помощью чистой краски, взятой прямо из тюбика, но также использует щетку, кисть или руку, чтобы покрыть более широкие поверхности. Характерными особенностями его живописи являются «отсутствие преднамеренности форм и жестов и приоритет скорости исполнения». Эти условия позволяют художнику публично создавать свои огромные полотна в рекордно короткий срок (например, в 1956 на сцене театра Сары Бернар всего за 20 минут он написал картину размером 12х4 м, а в 1957 на своей выставке в Токио, включавшей в себя 21 произведение, он за три дня исполнил 15-метровую фреску). Матье стремится заменить инертные замкнутые формы на силы, освобожденные самим живописным актом.

Жорж Матье выражает себя словом и пером, организуя конференции, публикуя статьи, делая заявления и манифесты. Так, в 1963 он публикует свое историческое исследование развития западной живописи в 1944-1962 под названием «За пределами ташизма»; он проявляет здесь редкую интеллектуальную честность, несмотря на некоторый полемический задор. С 1966 Матье посвящает себя декоративному искусству (плакаты для авиакомпании «Эр Франс», 1967; тарелки для Севрской мануфактуры, 1968; картоны для шпалер, 1968-1969; медали, 1971; монета достоинством в 10 франков, 1974). В 1976 Матье избирается членом Академии изящных искусств. Его выставки, собранные из старых и новых работ, прошли в 1978 в Париже (Гран Пале) и в 1985 в Авиньоне (Папский дворец).

Творчество Поллока, Аршила Горки, В. Де Кунинга, Марка Ротко, Жоржа Матье и остальных представляло собой более влиятельное направление абстрактной живописи 40-50х годов, возникшее в США - так называемый абстрактный экспрессионизм. Принцип его заключался в отказе от предварительного плана и планомерно построенной формы. Живописец культивировал спонтанную манеру письма и свободные импровизации на холсте. Живопись деяния выросла, делая упор на иррациональные базы сюрреализма. Единственная функция искусства - действие, которое выполняет сам живописец.

Французский художник Жорж Матье в своем творчестве пошел еще дальше - из принципов, характерных для абстрактной живописи он создавал целые спектакли.

Биография художника.

Жорж Матье родился 27 января 1921 года в городе Булонь-сюр-Мер (Франция). Еще в детстве у мальчика обнаружился талант к рисованию, но он выбрал себе другой путь: Матье отдает предпочтение праву и философии и поступает Лилльский институт. Начавшаяся война прервала учебу в институте.

Все это время он обращался к живописи, но это было лишь увлечением, а в 1944 он обратился к ней всерьез.

Толчком послужила книга «Ремесло Конрада» Э. Креншоу. Именно в это время он, выбирая между формой и душевным состоянием, выбирает последнее. Спустя три года Жорж Матье переезжает жить в Париж, где проводит первые выставки посвященные абстракции.

Еще через два года проходит первая персональная выставка художника, на которой были представлены его работы. А в 1950 году его выставка нашла продолжение в экспозиции с названием «Противоборствующие порывы», которая так же была посвящена лирической абстракции.

С каждым годом Жорж Матье все чаще и чаще принимает участие во всевозможных выставках. Уже в начале 50-х его знали не только во Франции, но и во всей Европе. А через еще пару лет можно было говорить о международном признании художника.

Являясь самоучкой, Жорж Матье неплохо разбирался в живописи. Свои наблюдения, выводы, принципы и свой взгляд на искусство он изложил в своем исследовании «За пределами ташизма» («По ту стороны ташизма»), так же на протяжении всей жизни он публикуется в различных печатных изданиях, где пишет не только статьи, но и манифесты или заявления.

Во 2-ой половине 60-х годов художник обратился к декоративному искусству. Матье рисует плакаты для различных компаний, обращается к миру высокой моды, выполняя эскизы для украшения севрского фарфора.

В 1976 году Жорж Матье был избран членом Академии изящных искусств.

Принципы работы Жоржа Матье.

Искусствоведы признали Жоржа Матье родоначальником такого направления в живописи как «историческая абстрактная живопись».

Основное ее отличие от обыкновенной «исторической живописи» состоит в том, что на картинах Матье нет людей, нет аксессуаров, нет событий.

Правда многие критики находят в его абстракциях выражение через фигуры, пятна борьбу людей, исторические события. Возможно сами названия картин, среди которых «Капетинги повсюду», «Битва Бувине», подтолкнули их к таким выводам.

Одним из приемов написание картины было размазывание рукой выдавленной из тюбика краски. Очень часто подобные картины напоминали иероглифы, к которым их потом и приравнивали.

Жорж Матье любил делать из написания картины общественное представление. Особенно он увлекся этим в 60-е годы, когда он создавал свои картины на глазах у публики.

Во время работы над картиной постоянно звучала музыка, которая постоянно менялась в зависимости от характера настроения, которое художник испытывал при написании той или иной кляксы, линии.

Точно так же как и музыка менялась и одежда художника. Так, при помощи музыки, одежды и самих жестов художник подчеркивал монументальность создаваемой картины, которая уже через 20 - 30 минут была окончена.

Нарисовав таким образом не один десяток картин, Матье достиг совершенства. Ему удавалось не только вырисовывать красивые завитки, но и сочетать их между собой так, что казалось, что картина пишется не спонтанно сразу из головы, а продумывалась в течение длительного времени. Краску он наносит по-разному: либо из тюбика сразу на холст, либо, если площадь рисунка большая, использует палец, всю ладонь или кисть.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

Выходец из знатного рода, один из представителей так называемой «живописи действия». Считается основателем исторической абстрактной живописи. Своими работами пытался выразить своё отношение к важнейшим историческим процессам. Среди характерных для художника тем - борьба династий, народные движения, государственное строительство («Битва при Бувине», «Капетинги повсюду») .

Матье изучал право, философию и английский язык, а в 1942 году обратился к живописи. Книга Эдварда Кренкшоу «Ремесло Конрада» побуждает его в 1944 году «вступить в нефигуративное искусство не по пути формы, а по пути духа». В 1947 году Матье переезжает в Париж ; к этому времени он уже создал абстрактные работы, наполненные неформальным лиризмом («Мимолетное», 1945), позволившие ему, наряду с Атланом, Хартунгом, Вольсом и Брейеном, противостоять господствовавшей в тот период геометрической абстракции. Он организует первые выставки новой лирической абстракции. С 1949 года Матье участвует во многих выставках в Париже (галерея Рене Друэна). В 1950 году проходит его первая персональная выставка. В следующем году вместе с критиком Мишелем Тапье он организует первую выставку главных представителей лирической абстракции под названием «Противоборствующие порывы» (галерея Нины Доссе), вслед за которой последовали две выставки «Знаки неформального», показанные Тапье в студии Поля Факкетти, где Матье в 1952 году выставил свои первые исторические картины («Памяти маршала Тюренна», 1952). С 1954 года Матье показывает свои работы в Париже в галерее «Рив друат» Мишеля Тапье («Капетинги повсюду», 1954, Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду; «Коронация Карла Великого», 1956; гуаши и рисунки, 1958). В 1957 году в галерее «Клебер» он выставляет «Церемонии в честь второго приговора Сигера Брабантского», в 1959 году в Международной галерее современного искусства - восемь монументальных работ, а в 1960 году - произведения о «Великолепии и испытаниях старой Франции». Матье рано стал известен в Нью Йорке (выставка в галерее Куц, 1954) и его деятельность приобрела международный размах. В 1963 году в Городском музее современного искусства в Париже открывается ретроспективная выставка его работ, а в 1965 году в галерее Шарпантье экспонируются 140 картин, созданных в предыдущем году.

Уже около 1948-1949 Матье сумел освободить свою раннюю импульсивную манеру от показной выразительности каллиграфии, которую он довел до такого совершенства, что порой ему удавалось соединить с ней декоративную красоту, которой отмечены его большие пластические произведения. Нередко художник накладывает свои «письмена» с помощью чистой краски, взятой прямо из тюбика, но также использует щетку, кисть или руку, чтобы покрыть более широкие поверхности. Характерными особенностями его живописи являются «отсутствие преднамеренности форм и жестов и приоритет скорости исполнения». Эти условия позволяют художнику публично создавать свои огромные полотна в рекордно короткий срок (например, в 1956 на сцене театра Сары Бернар всего за 20 минут он написал картину размером 12×4 м, а в 1957 на своей выставке в Токио, включавшей в себя 21 произведение, он за три дня исполнил 15-метровую фреску). Матье стремится заменить инертные замкнутые формы на силы, освобожденные самим живописным актом. Он выражает себя словом и пером, организуя конференции, публикуя статьи, делая заявления и манифесты. Так, в 1963 он публикует своё историческое исследование развития западной живописи в 1944-1962 под названием «За пределами ташизма»; он проявляет здесь редкую интеллектуальную честность, несмотря на некоторый полемический задор.

С 1966 Матье посвящает себя декоративному искусству (плакаты для авиакомпании «Эр Франс», 1967; тарелки для Севрской мануфактуры, 1968; картоны для шпалер, 1968-1969; медали, 1971; монета достоинством в 10 франков, 1974). В 1976 Матье избирается членом Академии изящных искусств. Его выставки, собранные из старых и новых работ, прошли в 1978 в Париже (Гран Пале) и в 1985 в Авиньоне (Папский дворец).

Жорж Матьё (фр. Georges Mathieu; 27 января 1921, Булонь-сюр-Мер - 10 июня 2012, Париж) - французский художник школы ташизма.

Творчество

Выходец из знатного рода, один из представителей так называемой «живописи действия». Считается основателем исторической абстрактной живописи. Своими работами пытался выразить своё отношение к важнейшим историческим процессам. Среди характерных для художника тем - борьба династий, народные движения, государственное строительство («Битва при Бувине», «Капетинги повсюду»).

Матье изучал право, философию и английский язык, а в 1942 году обратился к живописи. Книга Эдварда Кренкшоу «Ремесло Конрада» побуждает его в 1944 году «вступить в нефигуративное искусство не по пути формы, а по пути духа». В 1947 году Матье переезжает в Париж; к этому времени он уже создал абстрактные работы, наполненные неформальным лиризмом («Мимолетное», 1945), позволившие ему, наряду с Атланом, Хартунгом, Вольсом и Брейеном, противостоять господствовавшей в тот период геометрической абстракции. Он организует первые выставки новой лирической абстракции. С 1949 года Матье участвует во многих выставках в Париже (галерея Рене Друэна). В 1950 году проходит его первая персональная выставка. В следующем году вместе с критиком Мишелем Тапье он организует первую выставку главных представителей лирической абстракции под названием «Противоборствующие порывы» (галерея Нины Доссе), вслед за которой последовали две выставки «Знаки неформального», показанные Тапье в студии Поля Факкетти, где Матье в 1952 году выставил свои первые исторические картины («Памяти маршала Тюренна», 1952). С 1954 года Матье показывает свои работы в Париже в галерее «Рив друат» Мишеля Тапье («Капетинги повсюду», 1954, Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду; «Коронация Карла Великого», 1956; гуаши и рисунки, 1958). В 1957 году в галерее «Клебер» он выставляет «Церемонии в честь второго приговора Сигера Брабантского», в 1959 году в Международной галерее современного искусства - восемь монументальных работ, а в 1960 году - произведения о «Великолепии и испытаниях старой Франции». Матье рано стал известен в Нью Йорке (выставка в галерее Куц, 1954) и его деятельность приобрела международный размах. В 1963 году в Городском музее современного искусства в Париже открывается ретроспективная выставка его работ, а в 1965 году в галерее Шарпантье экспонируются 140 картин, созданных в предыдущем году.

Уже около 1948-1949 Матье сумел освободить свою раннюю импульсивную манеру от показной выразительности каллиграфии, которую он довел до такого совершенства, что порой ему удавалось соединить с ней декоративную красоту, которой отмечены его большие пластические произведения. Нередко художник накладывает свои «письмена» с помощью чистой краски, взятой прямо из тюбика, но также использует щетку, кисть или руку, чтобы покрыть более широкие поверхности. Характерными особенностями его живописи являются «отсутствие преднамеренности форм и жестов и приоритет скорости исполнения». Эти условия позволяют художнику публично создавать свои огромные полотна в рекордно короткий срок (например, в 1956 на сцене театра Сары Бернар всего за 20 минут он написал картину размером 124 м, а в 1957 на своей выставке в Токио, включавшей в себя 21 произведение, он за три дня исполнил 15-метровую фреску). Матье стремится заменить инертные замкнутые формы на силы, освобожденные самим живописным актом. Он выражает себя словом и пером, организуя конференции, публикуя статьи, делая заявления и манифесты. Так, в 1963 он публикует своё историческое исследование развития западной живописи в 1944-1962 под названием «За пределами ташизма»; он проявляет здесь редкую интеллектуальную честность, несмотря на некоторый полемический задор.

С 1966 Матье посвящает себя декоративному искусству (плакаты для авиакомпании «Эр Франс», 1967; тарелки для Севрской мануфактуры, 1968; картоны для шпалер, 1968-1969; медали, 1971; монета достоинством в 10 франков, 1974). В 1976 Матье избирается членом Академии изящных искусств. Его выставки, собранные из старых и новых работ, прошли в 1978 в Париже (Гран Пале) и в 1985 в Авиньоне (Папский дворец).

Признание

Кавалер Ордена Почётного легиона, командор Ордена литературы и искусства. Ему посвящён полнометражный документальный фильм «Жорж Матьё, или Ярость бытия» (1971)

Смерть

Матье умер в воскресенье, 10 июня 2012 года в больнице в одном из пригородов Парижа. Причины смерти не уточняются. Первое сообщение было в Франс Пресс со ссылкой на родственников.

Литература

  • Harambourg L. Georges Mathieu. Neuchtel: Ides et Calendes,2001
  • Georges Mathieu: retrospettiva = rtrospective. Cinisello Balsamo (Milano): Silvana; Paris: Jeu de Paume, 2003
  • Aim J.L’aventure promthenne de Georges Mathieu. Paris: Garde-temps, 2005