Линкоры типа куин элизабет. История серии «Queen Elizabeth

Появление дредноутов класса «Куин Элизабет» (Queen Elizabeth Class) стало революционным событием в истории мирового кораблестроения. Изменения коснулись видов и расположения вооружения, скорости хода, впервые судно использовало только жидкое топливо – нефть. Все эти преобразования стали возможны благодаря новому Первому лорду Адмиралтейства – Уинстону Черчиллю. До его прихода планы по строительству линкоров включали закладку усовершенствованных моделей « ». Однако появились слухи о том, что планирует увеличить мощность своего морского вооружения. В то же время Япония и США уже имели 14-дюймовые орудия. Для продолжения демонстрации своего могущества необходимо было удивлять противника. При этом пушки калибром 381 мм (15 дюймов) находились только на стадии разработки, соответственно не прошли испытания. Черчилль решил рискнуть и построить принципиально новый дредноут, отличающийся от своих предшественников.

Бронирование, вооружение «Куин Элизабет»

Защита корабля в некоторых местах была усилена, но кое-где бронь пришлось ослабить – палуба была оббита пластинами толщиной всего 6 мм. Турбогенераторы обеспечивали бесперебойную работу всех электрических устройств. Была улучшена система опреснения воды – до 650 тонн в сутки. Скорость движения достигала 25 узлов.

Главный калибр 381-мм пушек 15″/42cal Mk I

Вооружение состояло из следующих видов техники:

  • 8 морских 381-мм пушек 15″/42cal Mk I, которые гарантировали увеличенную дальность стрельбы и мощность поражения. Было решено убрать одну башню главного калибра. Расчеты показали, что залп из 8 новых 15-дюймовых артиллерийских установок превысит общий вес предыдущих десяти 13,5-дюймовых орудий. Освободившееся пространство можно было использовать для размещения дополнительных котлов, обеспечивающих увеличенную скорость хода. Такое решение оказалось вполне успешным, опыт использовался в последующих разработках.
  • 16 противоминных установок 152-мм Mk XII. 12 пушек повторяли свое расположение на «Айрон Дюке». При этом было добавлено еще 4 казематные установки – по 2 с каждой стороны на главной палубе. Однако основная проблема с размещением вторичного вооружения так и не была решена – при волнении на море установки затапливались. Со временем некоторые из них пришлось демонтировать.
  • 2 зенитные пушки калибром 76 мм;
  • 4 подводных торпедных аппарата 533 мм.

Служба

Планировалось построить 6 линейных кораблей данного класса. Фактически было заложено всего 5 судов. Четыре из них в 1916 году участвовали в Ютландском сражении. Радиус поражения составлял более 17 км, это расстояние превышало дальность стрельбы немецкой военной техники. Тем не менее неприятель сумел подойти на близкое расстояние и повредил три линкора типа «Куин Элизабет». В послевоенные годы они прошли модернизацию и получили ряд усовершенствований в сфере вооружения и электроники.

В первые годы Второй мировой войны судно «Barham» подверглось нападению со стороны немецкой подводной лодки U-331. Вместе с кораблем под воду ушло 862 члена экипажа. Однако до этого линкор принял участие в битве при Дакаре, где он повредил французский корабль, управляемый противниками. В 1941 году участвовал в потоплении итальянского тяжелого крейсера.

Остальные четыре дредноута участвовали во многих известных сражениях, каждый из них был поврежден неприятелями. Так, головной корабль «Куин Элизабет» в декабре 1941 года у берегов Египта был заминирован итальянскими водолазами. Следующие полтора года он провел в ремонтных доках Александрии, США и Великобритании. Восстановившись, судно продолжило участие в военных сражениях. После окончания войны все описываемые линкоры были сняты с вооружения.

Санкт-Петербург 2001 - 132 c.

Научно-популярное падание

Тех. редактор В.В. Арбузов

Лит. редактор Е.В. Владимирова

Корректор В.П. Денисова

На 1-й стр. обложки: линейный корабль «Куин Элизабет». 1941 г.;

на 2-й стр. на палубе «Уорспайта»;

на 3-й стр. «Уорспайт» после модернизации;

на 4-й стр. «Уорспайт» на якорной стоянке.

На 1-й стр. текста: линейный корабль «Куин Элизабет»

Введение

К концу XIX века в Великобритании сложился «стандартный» тип линейного корабля с водоизмещением около 15000 т, который с помощью паровых поршневых машин развивал скорость хода 18 узлов. Он нес смешанное вооружение из 305-мм, 152-мм, 12-фунтовых и 3-фунтовых орудий. Однако бурное развитие тяжелой артиллерии, связанное с улучшением управления артиллерийским огнем, привело к увеличению дистанции боя и отказу от орудий меньших калибров. Для того, чтобы огонь с большой дистанции был эффективен, нужно было стрелять залпами. Все это привело к появлению кораблей с вооружением только из тяжелых орудий, в то время как «стандартные» линкоры имели их всего четыре.

Поначалу в Великобритании многие были настроены против линкоров совершенно нового типа. Их строительство требовало больших затрат, к тому же после их постройки большая часть линейного флота самой мощной морской державы мира сразу же оказалась бы устаревшей.

Тем не менее решение было принято весьма быстро, особенно благодаря адмиралу Джону Фишеру, который всемерно заботился о том, чтобы какое-то другое государство не опередило Великобританию в любых новшествах, вводимых на флоте. В рекордные сроки был составлен проект и начато строительство линейного корабля «Дредноут» («Неустрашимый»). Этот корабль, спущенный на воду 10 февраля 1906 года, имел характеристики, присущие всем поздним линкорам, которые и стали называться «дредноутами». При водоизмещении 18000 т он, с помощью паровых турбин, развивал скорость хода 21 узел и обладал унифицированным вооружением из десяти 305-мм орудий. Для отражения атак миноносцев на малых дистанциях к ним были добавлены и 12- фунтовые орудия.

Линейный корабль «Малайя» перед вступлением в строй

«Дредноут» оказался самым сильным кораблем в мире, и, чтобы утвердить превосходство Великобритании на морях, сразу же разработали обширную программу строительства дредноутов. Они («Беллерофон», «Темерер» и «Сьюперб», заложенные в 1905 г., и «Сент Винсент», «Коллинг- вуд» и «Вэнгард в 1907 г.) были очень похожи на „Дредноут“, но для борьбы с миноносцами их вооружили 102-мм орудиями. На линкорах, заложенных в 1907 г., 305-мм орудия „МК-Х“ с длиной ствола 45 калибров были заменены пушками той же марки, но со стволом длиной 50 калибров.

На линкорах „Нептун“ (заложен в 1908 г.), „Колоссус“ и „Геркулес“ (1909 г.) были впервые установлены линейно-возвышенные двухорудийные кормовые башни.

Только корабли типа „Орион“ („Орион“, „Конкерер“, „Монарх“ и „Тандерер“ заложены в 1909 г.) существенно отличались от „Дредноута“. Они имели водоизмещение 22000 т и были вооружены десятью 343-мм орудиями в пяти башнях, расположенных по продольной оси корабля. За ним последовали очень похожие корабли типов „Кинг Джордж V“ („Кинг Джордж V“, „Аякс“, „Одешес“ и „Центурион“, заложенные в 1910 г.) и „Айрон Дьюк“ („Айрон Дьюк“, „Мальборо“, „Бенбоу“ и „Эмперор оф Индиа“ - 1911 г.).

Наконец, после этих кораблей были спроектированы линкоры типа „Куин Элизабет“. Именно они спустя два десятилетия оказались самыми старыми из тяжелых кораблей, принявших активное участие во второй мировой войне. В их проекте было много общего с кораблями типа „Айрон Дьюк“, но в то же время содержался ряд важных нововведений, так что строительство линкоров типа „Куин Элизабет“ следует рассматривать как поворотный момент в истории британского военного судостроения.

Строительство

Первоначально программа 1912 г. предусматривала строительство трех линкоров и одного линейного крейсера с вооружением из 343-мм орудий. Чертежи этих кораблей были в основном готовы к началу 1912 г., и предстояло согласовать их с Адмиралтейством с тем, чтобы в феврале передать на обсуждение кабинета министров. Но в это время стало известно, что США и Япония строят линкоры, вооруженные 356-мм орудиями, и это вызывало сомнения в ценности имеющихся проектов. Больше того, поступила информация (она оказалась ложной), что и германские линкоры типа "Кениг" получат такую же артиллерию.

Уинстон Черчилль, недавно назначенный первым лордом Адмиралтейства, нашел выход из создавшегося положения. Правильно оценив появление 356-мм орудий как большой прогресс, он предложил увеличить главный калибр новых линкоров до 381 мм (на 1 дюйм). Это решение порождало ряд проблем, т.к., хотя проекты таких орудий и имелись, их еще никто и никогда не создавал.

Поскольку создание тяжелых орудий и станков для них требует значительного времени, их нужно было заказывать гораздо ранее, чем сами корабли. Кроме того, не следовало заказывать орудия до того, как будет изготовлен первый образец ствола, Который успешно прошел бы все необходимые испытания. Только тогда Адмиралтейство могло запускать орудия в серийное производство. В случае с 381-мм пушками любая задержка, которая сорвала бы выполнение программы 1912 года, была неприемлема.

Тактико-технические данные линкоров типа "Айрой Дьюк" и проектируемых в 1912 г.

"Айрон Дьюк" Проекты
R-3 R-3a R-4
Водоизмещение (т) 25 000 27 000 27 000 27 000
Длина между.перпендикулярами (м) 176,90 183,00 183,00 187,58
Ширина (м) 27,45 27,57 27,57 27,45
Осадка (м) 8,54 8,66 8,66 8,66
Вооружение: 10 343-мм, 12 152-мм 8 381-мм, 16 152-мм 8 381-мм, 16 152-мм 8 381-мм, 16 152-мм
Броневая защита (см) : Броневой пояс 30,5 33 30,5-33 33
Над броневым поясом 15,2-20,3 15,2-20,3 15,2 15,2-20,3
Боевая рубка 28 30,5 28 30,5
Барбеты (максимум) 25,4 28 25,4 28
Стенки башен 28 30,5 28 30,5
Крыша башен 7,62- 10,2 12,7 12,7 12,7
Противоминная переборка 2,54-3,8 2,54-3,8 3,8 - 5,08 2,54-3,8

Приложение № 3. Хронология службы линкоров типа "Куин Элизабет"

"Куин Элизабет"

Февраль 1915 г. Переведен в Средиземное море.

С 25 февраля по 14 мая 1915 г. Флагман Восточно-Средиземноморского соединения. Принимает участие в Дарданелльской операции. В боях с турецкими фортами расход боезапаса составил 86 381-мми71 152-мм снаря­дов. Затем линкор был отозван. Причины этого неизвес­тны. Официальная версия - износ стволов орудий глав­ного калибра, неофициальная - страх потери линкора.

Июнь 1916 г. Временный флагман 5-ой бригады линкоров.

9-70 сентября 1917 г. На "Куин Элизабет" поднят флаг американского адмирала Майо. Это событие было уникальным в жизни корабля да и всего Английского Королевского флота.

15 ноября 1918 г. На борту линкора немецкая деле­гация приняла условия интернирования, фактически ка­питуляции кораблей Флота Открытого моря.

21 ноября 1918 г. "Куин Элизабет" выводит в море Гранд Флит, навстречу сдавшемуся немецкому флоту. После "рандеву" проводит его в бухту Абеледи (остров Мэй).

Июль 1919 г - июль 1924 г (по другим данным, ноябрь 1924 г). Флагманский корабль Атлантического флота.

Июль 1924-1926 год. Флагманский корабль Среди­земноморского флота.

Апрель 1926 г. Возвращение в Англию.

Декабрь 1940 г. Командование Королевского флота принимает решение о перебазировании корабля в Розайт, хотя работы еще не были закончены, так как были серь­езные опасения, что линкор получит повреждения во время одного из налетов немецкой авиации и не сможет войти в состав действующего флота.

Январь- апрель 1941 г. "Куин Элизабет" в составе 2-й бригады флота Метрополии. Охота за немецкими рей­дерами.

Конец апреля - начало мая 1941 г. Принято решение о переводе линкора на Средиземное море.

3-12 мая 1941 г. Операция "Тайгер". Проводка кара­вана через Средиземное море из Александрии в Гибрал­тар. В начале пути он состоял из 5 транспортов. Эскорт состоял из линейного крейсера "Ринаун", авианосца "Арк Ройял", 2-х легких крейсеров и 3-х эсминцев. В состав охранения были включены: линкор "Куин Элизабет", крейсера "Найад", "Глостер" и "Фиджи, 4 эсминца. 9 мая 1941 года рядом с бортом "Куин Элизабет" прошла тор­педа. 12 мая все британские соединения прибыли в Гиб­ралтар и Александрию. Потерян 1 транспорт.

Середина мая 1941 г. "Куин Элизабет" в составе со­единения "А" вице-адмирала Придхэма Уиппела, в ко­торое также входил линкор "Бархэм" и 5 эсминцев, пат­рулирует западнее Крита.

20 мая 1941 г. Высадка немецкого воздушного де­санта на Крит. "Куин Элизабет" и остальные корабли соединения "А" принимают топливо в Александрии.

25 мая 1941 г. "Куин Элизабет" в составе эскадры вице-адмирала Придхэм Уиппела выходит в море. Вмес­те с ней в море вышли линкор "Бархэм", авианосец "Формидейбл" и 9 эсминцев.

26 мая 1941 г. Самолеты авианосца должны были бомбить аэродром в Скарпанто. Во время бомбардиров­ки были уничтожены несколько немецких пикирующих бомбардировщиков. На отходе английские корабли ата­ковали самолеты "Люфтваффе". Пикировщики "Ю-87" повредили авианосец и эсминец "Нубиен"

27 мая 1941 г. Самолеты "Ю-87" повредили "Бар­хэм". "Куин Элизабет", единственный из тяжелых кораб­лей, повреждений не получил.

Лето-осень 1941 г. Служба в составе флота.

23-25 ноября 1941 г. Итальянцы проводят в Север­ную Африку несколько небольших конвоев. На перехват выходит Мальтийское ударное соединение "К". Затем, выполняя приказ премьер-министра У. Черчилля, в море выходят главные силы Средиземноморского флота, раз­деленные на два соединения: "А": линкоры "Куин Эли­забет", "Бархэм" и "Вэлиант", 8 эсминцев. Соединение: "Б": 5 крейсеров и 4 эсминца.

6 декабря 1941 г. "Куин Элизабет" атакован подвод­ной лодкой "U -79" (капитан-лейтенант Кауфманн).

Ночь с 13 на 14 декабря 1941 г. Итальянская под­водная лодка "Шире" (капитан 2 ранга Боргезе) выпус­тила 3 человека-торпеды "Майеле". Им удалось зало­жить мины под линкорами "Куин Элизабет" и "Вэлиант" и норвежским танкером "Сегона". Взрыв прогремел под котельным отделением "В". На "Куин Элизабет" повреждено 11000 квадратных футов двой­ного дна, затоплены котельные отделения. Корабль стал на грунт. Повреждены были линкор "Вэлиант", танкер и находившийся у его борта эсминец "Джервис". Анг­личанам удалось скрыть от вражеской разведки факт повреждения кораблей.

Июль-декабрь 1943 г. Линкор в составе флота Мет­рополии. Прохождение курса боевой подготовки.

30 декабря 1943 г. Из Скапа-Флоу выходит 1-я бри­гада линкоров Восточного флота: "Куин Элизабет", "Вэлиант" и линейный крейсер "Ринаун". В районе Клайда рандеву с авианосцем "Илластриес". Соедине­ние вышло в Индийский океан, по пути совершив заход на Мадагаскар.

Февраль-март 1944 г. Прохождение курса боевой подготовки.

21 марта 1944 г. Операция "Дипломат". Из Колом­бо выходят корабли британского Восточного флота ад­мирала Соммервила. Линкоры "Куин Элизабет", "Вэли­ант", линейный крейсер "Ринаун", авианосец "Илластриес", крейсера "Лондон", "Гамбия" (новозелан­дский) , "Цейлон" и "Кумберленд" и 11 эсминцев под ан­глийским, австралийским и голландским флагами.

Полдень 27 марта 1944 г. Рандеву с американским соединением TG 585 (авианосец "Саратога" и 3 эсмин­ца). Место рандеву юго-западнее острова Кокос.

16 апреля 1944 г. Первый день операции "Кокпит", авианосного рейда на порт Сабанг, северо-восточное побережье острова Суматра. Британский Восточный флот вышел в море двумя соединениями в составе линкоров "Куин Элизабет", "Вэлиант" и др. кораблей.

6мая 1944г. Начало операции "Трансом" (авианос­ный рейд на Сурабаю, остров Ява). Британский Восточ­ный флот выходит в море (линкоры "Куин Элизабет", "Вэлиант", "Ришелье" и др. корабли).

Июнь-июль 1944 г. Боевая подготовка.

25 июля 1944 г. С авианосцев "Илластриес" и "Викториес" стартовали 34 "Корсара", для атаки аэродро­мов в районе Сабанга. Флагманский линкор "Куин Элизабет" вел за собой "Вэлиант", "Ринаун" и "Рише­лье". Был открыт огонь Главным калибром по вражес­кому порту. Расход боезапаса составил 294 381-мм, 134 203-мм, 324 152-мм, 500 127-мм, 123 102-мм снаря­дов. Голландский крейсер "Тромп" и 3 эсминца про­никли в гавань.

27 июля 1944 г. Британский флот вернулся на базу. Август - сентябрь 1944 г. Служба в составе флота.

23 августа 1944г. Смена командования Восточным флотом, место адмирала Сомервиля занял победитель "Шарнхорста" адмирал Фрезер. Изменился и корабель­ный состав флота. В него вошли линкоры "Хоу", "Куин Элизабет", "Ришелье", линейный крейсер "Ринаун", авианосцы "Индомитебл", "Викториес", "Илластриес", 11 крейсеров и 36 эсминца.

Октябрь-ноябрь 1944 г. "Куин Элизабет" проходит ремонт на верфи в Дурбане.

22-23 ноября 1944г. Реорганизация британского Во­сточного флота. Он был разделен на два флота. Все но­вейшие корабли вошли в состав вновь сформированно­го Тихоокеанского флота. Командующим был назначен адмирал Фрезер. В состав британского Восточного фло­та вошли: линкор "Куин Элизабет", линейный крейсер "Ринаун", 5 эскортных авианосцев, 8 крейсеров, 24 эс­минца. Еще один линкор Восточного флота "Ришелье" ремонтировался в Европе. Командование принял вице-адмирал Пауэр.

Декабрь 1944 г. Служба в составе флота.

7-6 января 1945 г. Операция "Мотодор". Англича­не высаживают две бригады на остров Рамри. Арт­подготовку и поддержку десанта осуществляют лин­коры "Куин Элизабет", крейсер "Феб", 2 эсминца и ряд малых кораблей. Воздушные операции проводи­ли самолеты с эскортного авианосца "Эмир". Попыт­ка 18 японских самолетов атаковать плацдарм была отбита.

Январь-апрель 1945 г. "Куин Элизабет" выполняет различные задания.

8 (по другим данным, 7) апреля 1945 г. Первый день операции "Санфиш", в море выходит соединение "TF -63", линкоры "Куин Элизабет", "Ришелье", тяжелые крейсера "Лондон" и "Кумберленд", эскортные авианос­цы "Эмперор" и "Хедив", 4 эсминца.

27 апреля 1945 г. В рамках операции "Бишоп" ко­рабли соединения "TF -63" (линкоры "Куин Элизабет", "Ришелье", эскортные авианосцы "Шах" и "Эмпресс", крейсера "Кумберленд", "Суффолк", "Цейлон" и "Тромп" и 5 эсминцев) обстреляли Порт Блейр.

10 мая 1945 г. Британские подводные лодки обнару­жили японский тяжелый крейсер "Хагуро" и эсминец "Камикадзе". После получения этой информации сформировано соединение "TF -61" (линкоры "Куин Элиза­бет", "Ришелье" и др.).

75 моя 1945 г. Возвращение в базу.

Конец мая - начало июля 1945 г. Служба в составе флота.

12 июля 1945 г. В состав Восточного флота зачислен линкор "Родней". "Куин Элизабет" получает приказ о возвращении в Англию.

Август 1945 - март 1948 г. Используется в качестве плавказармы в Портсмуте, Розайте и Портленде.

"Уорспайт"

Конец марта - начало апреля 1915 г. Прохождение испытаний и курса боевой подготовки.

Апрель 1915 г. Прибыл в Скапа-Флоу и вошел в со­став 5-й эскадры Гранд Флита.

31 мая 1916 г. Участвовал в Ютландском бою. Лин­кор израсходовал 259 снарядов, добился нескольких по­паданий в немецкие линкоры и линейные крейсера. Сам получил 29 попаданий тяжелыми снарядами. Из них 15 280-мм и 305-мм. Потери экипажа 14 убитыми, 16 ране­ными. Вечером получил приказ самостоятельно возвра­щаться на базу.

7 июня 1916 г. Во время возвращения на базу был атакован подводной лодкой "U -51". Две торпеды про­шли мимо, корабль дал полный ход. Через 2 часа атако­ван подводной лодкой "U -66" которой с трудом удалось уйти от таранного удара.

Февраль 1918 г. Флагманский корабль 5-й эскадры линкоров.

Март - ноябрь 1918 г. Служба в составе флота.

1919 год - май 1921 г. "Уорспайт" в составе 2-й бри­гады линкоров Атлантического флота.

Апрель - май 1926 г. Подготовка и переход в Среди­земное море.

Июль 1928 г. Посадка на мель в Эгейском море.

Август - декабрь 1928 г. Возвращение в Англию. Ра­боты по устранению повреждений.

Январь 1929 г. Переход на Средиземное море.

Май 1930 г. Переведен в состав 2-й бригады линко­ров Атлантического флота.

Март 1934г. Начало модернизации.

29 июня 1937 г. Официальное завершение работ. "Уорспайт" становится флагманом Средиземноморско­го флота.

Январь 1938 г. Прибытие в Средиземное море.

Конец октября 1939 г. На корабле получен приказ о переводе во флот Метрополии.

Ноябрь 1939г. Переход в Англию. Командование Ко­ролевского флота приняло решение использовать ко­рабль в охранении конвоев из Галифакса.

Конец ноября 1939 г. Немецкие линейные корабли "Шарнхорст" и "Гнейзенау" вышли в море 23 ноября. Британское адмиралтейство направило линкор на пат­рулирование Датского пролива.

7 апреля 1940 г. Немецкая операция по оккупации Дании и Норвегии. Британский флот метрополии выхо­дит в море, надеясь навязать бой немецкому флоту.

10 апреля 1940 г. "Уорспайт" и авианосец "Фьюриес" присоединяются к флоту Метрополии, который про­должает безрезультатный поиск у западного побережья Норвегии.

11 апреля 1940 г. Командующий флотом адмирал Форбс отпустил для пополнения запасов топлива все лег­кие крейсера и эсминцы. А сам возглавил линкоры "Род­ней", "Вэлиант", "Уорспайт", авианосец "Фьюриес", тя­желые крейсера "Йорк", "Бервик", "Девоншир" к Тронхейму. Самолеты-торпедоносцы с авианосца "Фью­риес" атаковали немецкие эсминцы в гавани, но безре­зультатно. Главный объект атаки тяжелый крейсер "Ад­мирал Хиппер" ускользнул.

12 апреля 1940г. "Уорспайт" становится флагманом миноносного соединения. Они должны были уничтожить немецкие эсминцы в порту Нарвика и подготовить плац­дарм для союзного десанта.

13 апреля 1940г. Второй бой у Нарвика. "Уорспайт" и эсминцы сопровождения уничтожают восемь немецких эсминцев. Линейный корабль уничтожает эсминцы "Эрих Келлнер" и "Эрих Гизе". Катапультированный самолет "Свордфиш" уничтожил немецкую подводную лодку "U -64" (капитан-лейтенант Шульц).

13 апреля -19 апреля 1940 г. "Уорспайт" поддержи­вает огнем союзные войска у Нарвика. Отряд морских пехотинцев корабля принимает участие в бою на суше.

14 апреля 1940 г. Линкор атакован подводной лодкой "U -47" (капитан-лейтенант Прин). Атака была безрезультатной, не сработали взрыватели немецких торпед.

24 апреля 1940 г. Соединение адмирала флота лор­да Корка, в составе "Уорспайта", крейсера "Эффингем" (флагман) "Аурора", "Энтерпрайз" и 1 эсминца обстреливали немецкие войска на побережье.

Конец апреля - начало мая 1940 г. В Адмиралтей­стве приняли решение о возвращении "Уорспайт" на Средиземное море.

Вторая половина мая - начало июня 1940г. Служба в составе Средиземноморского флота.

11 июля 1940 г. Корабли Средиземноморского флота адмирала Каннингхема выходят в море. Это были линкоры "Уорспайт" (флагман), "Малайя", авиа­носец "Игл", 7-я бригада крейсеров ("Орион", "Не­птун", "Сидней", "Ливерпуль", "Глостер", 1 старых легких крейсера "Каледон", "Калипсо", 8 эсминцев). Цель выхода - поиск на вражеских коммуникациях у ливийского побережья.

9 июля 1940 г. Бой у Калабрии (Пунто Стило). В первые же минуты этого боя "Уорспайт" добился по­падания в линкор "Джулио Чезаре".

21 июля - 30 июля 1940 г. Главные силы Средизем­номорского флота линкоры "Уорспайт", "Роял Соверен" и "Малайя" прикрывали конвойную операцию в Эгейском море.

16 августа 1940 г. В море выходят корабли Сре­диземноморского флота: линкоры "Уорспайт", "Ма­лайя", "Раммилиес", тяжелый крейсер "Кент" и 12 эс­минцев.

29 августа - 6 сентября 1940 г. "Уорспайт" при­нимал участие в операции по проводке пополнений для Средиземноморского флота и проводке конвоя на Мальту. В операции принимало участие также соеди­нение "Н".

28 сентября - 3 октября 1940 г. Операция "МВ-5". Средиземноморский флот (линкоры "Уорспайт" и "Вэлиант", авианосец "Илластриес", крейсера "Йорк", "Орион", "Сидней", 11 эсминцев) выходит в море. Цель - прикрытие крейсеров "Ливерпуль" и "Глостер" с войсками, которые перевозились из Алек­сандрии на Мальту.

8-14 октября 1940 г. Британская операция "МВ-6", проводка конвоя на Мальту. Дальнее прикрытие осуще­ствлял Средиземноморский флот (линкоры "Уорспайт", "Вэлиант", "Малайя", "Раммилиес", авианосцы "Игл", "Илластриес", крейсера "Йорк", "Глостер", "Ливер­пуль", "Аякс", "Орион", "Сидней" и 16 эсминцев). Кон­вой благополучно дошел до Мальты.

25 ноября 1940г. В море выходят корабли Средизем­номорского флота: линкоры "Уорспайт", "Вэлиант", крейсера "Аякс", "Орион", "Сидней" и эсминцы. Они прикрывают крейсера с войсками, идущие в Гибралтар.

Конец ноября - середина декабря 1940 г. Служба в со­ставе флота.

20-22 декабря 1940 г. "Уорспайт" (флагман адмира­ла Кэнингхема), самостоятельно пошел на Мальту, где и находился до 22 декабря.

3 января 1941 г. Линкоры "Уорспайт", "Вэлиант", "Бархэм" и 7 эсминцев поддержали огнем войска, насту­павшие на Бардию.

6января 1941 г. В море находится Мальтийский, Пирейский конвои и крейсера с войсками для Мальты. Из Александрии для их прикрытия выходят корабли соеди­нения "А" (линкоры "Уорспайт" и "Вэлиант", авиано­сец "Илластриес" и 8 эсминцев).

10 января 1941 г. Эсминец охранения "Галлант" по­дорвался на мине, отбуксирован на Мальту. Впервые над Средиземным морем появилась немецкая авиация. Пи­кировщики "Ю-87" серьезно повредили авианосец. Одна из бомб попала в носовую часть линкора "Уорспайт", повреждения были незначительны.

Февраль - март 1941 г. Служба в составе флота.

27 марта 1941 г. Британская радиоразведка прочи­тала несколько итальянских и немецких радиограмм, в которых говорилось об операции итальянского флота в районе Крита. В море вышел британский Средиземно­морский флот. Вскоре английская авиаразведка обнару­жила вражеские корабли.

28 марта 1941 г. Бой у Матапана. С утра неравный бой между британскими крейсерами и частью сил, в том числе и линкором итальянского флота. Весь день италь­янские корабли атаковались палубной и береговой авиа­цией англичан. Повреждены были "Витторио Венето" и крейсер "Пола". Незадолго до полуночи британские лин­коры обнаружили итальянские корабли. "Уорспайт" дал два бортовых залпа по "Фиуме" и два по "Зара". Всего в этом бою итальянцы потеряли 3 тяжелых крейсера и два эсминца.

18 апреля 1941 г. Адмирал Каннингхем выводит в море линкоры "Уорспайт", "Бархэм", "Вэлиант", авиа­носец "Формидейбл", крейсера "Калькутта" и "Фед". Задачей стало сопровождение транспорта "Бреконшир" с грузом для Мальты.

Ночь с 20 на 21 апреля 1941 г. Обстрел Триполи. Раз­рушены баки с нефтью, повреждены 6 транспортов и эс­минец.

Конец апреля - начало мая 1941 г. Служба в составе флота.

6-12 мая 1941 г. В рамках операций "Тайгер" в море выходит Средиземноморский флот: "Уорспайт", "Бар­хэм", "Вэлиант", крейсера 7-й бригады, крейсер-минзаг "Эбдиел", 19 эсминцев.

Середина мая 1941 г. Подготовка к отражению де­санта на Крит.

20 мая 1941 г. Высадка воздушного десанта на остров Крит. Линкоры "Уорспайт", "Вэлиант", крейсер "Аякс", 8 эсминцев, сменило соединение "А".

22мая 1941 г. Налеты "Люфтваффе". "Уорспайт" по­лучил попадание бомбой, сброшенной с "Me -109". По­вреждения были серьезными. Уничтожены 152- и 102-мм орудия правого борта. Потери экипажа: 43 убитых, 69 раненых.

Ночь с 23 на 24 июня 1941 г. Рейд немецкой авиации на Александрию. Около борта "Уорспайт" взорвалась бомба, появилась течь.

25 июня -11 августа 1941 г. Переход на ремонт в США, через Тихий океан с посещением Гонолулу.

Январь -март 1942 г. "Уорспайт" зачислен в состав Восточного флота. Переход к новому месту базирова­ния на Цейлоне, с посещением Австралии.

27марта 1942 г. Новым командующим британским Восточным флотом назначен адмирал Соммервил, он поднял свой флаг на "Уорспайте".

Апрель - конец июля 1942 г. "Уорспайт" охраняет кон­вои в Индийском океане.

1-10 августа 1942 г. Соединение "А" (британского Восточного флота): линкор "Уорспайт", авианосцы "Формидебл" и "Илластриес", 4 бригада крейсеров и эсмин­цы, - изображает подготовку лжедесанта на Андаманс­кие острова. Цель - отвлечь японцев от американской высадки на Соломоновых островах.

Август-сентябрь 1942 г. Служба в составе флота.

4-18 февраля 1943 г. Сопровождение океанского кон­воя "Памфлет". Перевозка 30000 человек, 9 австралийс­ких дивизий из Северной Африки на родину.

Конец февраля - начало марта 1943 г. Служба в со­ставе флота.

Март - начало мая 1943 г. Возвращение в Англию.

17-23 июня 1943 г. Английское соединение "Н": лин­коры "Уорспайт", "Нельсон", "Родней", "Вэлиант", авиа­носец "Индомитебл", 14 английских, 2 французских, 1 польский и 1 греческий эсминец совершают переход из Скапа-Флоу в Гибралтар, потом в Оран.

24 июня - 5 июля 1943 г. "Уорспайт" стоит в Оране, а потом переходит в Александрию. Вместе с ним соверша­ют межбазовый переход "Вэлиант", "Формидейбл", крей­сера "Аврора", "Пенелопа" и 6 эсминцев.

7 июля 1943 г. "Уорспайт" с этими же кораблями вы­ходит в море, для прикрытия конвоев с войсками. Фак­тически началась высадка в Сицилии.

Июль - август 1943 г. Служба в составе флота.

2 сентября 1943 г. В рамках операции "Бейтаун" (ан­глийская высадка в Калабрии), "Уорспайт" принимал участие в артиллерийской подготовке.

8 сентября 1943 г. Италия заключила перемирие с союзниками. Королевский итальянский флот пошел на Мальту. На переходе немецкая авиация потопила флаг­манский линейный корабль "Рома".

8 сентября 1943 г. Завершена подготовка к опера­ции "Эвеланш" и высадке в заливе Салерно, "Уорспайт" находится в составе соединения "Н": линкоры "Нельсон", "Родней", "Вэлиант", авианосцы "Илластриес" и "Формидейбл".

Ночь с 8 на 9 сентября 1943 г. Немецкие самолеты-торпедоносцы атаковали вражеское соединение: торпе­ды прошли рядом с "Уорспайтом" и "Формидеблом.

10 сентября 1943 г. Для встречи итальянского флота было сформировано специальное соединение английско­го флота в составе линкоров "Уорспайт" и "Вэлиант".

14 сентября 1943 г. "Уорспайт" готовится к перехо­ду в Англию. Но вскоре последовала отмена, линкор пе­решел к Салерно. Три немецкие дивизии начали контр­атаку и высадившиеся союзные войска оказались на грани гибели.

16 сентября 1943 г. "Уорспайт" продолжает поддер­живать десант. Немецкая авиация атаковала линкоры. Во время налета применялись радиоуправляемые бом­бы "FX -1400". Именно ими был потоплен итальянский линейный корабль "Рома". Одна бомба попала в "Уорс­пайт", вторая разорвалась у борта. Первая попала око­ло трубы, прошла через весь корабль и разорвалась под ним. Размер пробоины составил от 20 до 14 футов. За­топлены были все котельные отделения. Вторая бомба взорвалась у борта, на уровне 5-го котельного отделе­ния, которое было затоплено. Из-за повреждений выш­ла из строя башня "X ". Корабль получил крен в 5°, в кор­пус поступило 5000 тонн воды. Корабль лег в дрейф.

Ноябрь 1943 год. Буксировка в Гибралтар.

Март 1944 г. Переход в Англию.

Март - апрель 1944 г. Ремонт в Розайте. Не стали восстанавливать котельное отделение № 5 и башню "X ".

Май 1944 г. Прохождение курса боевой подготовки.

6 июня 1944г. Операция "Оверлорд": высадка запад­ных союзников во Франции. "Уорспайт" вошел в состав соединения "D ", которое должно было оказывать артил­лерийскую поддержку на участке высадки "Сворд". Ко­рабельная артиллерия сделала очень много для обеспе­чения успеха высадки.

Ночь с 6 на 7 июня 1944 г. Немецкая 5-я флотилия миноносцев атаковала корабли соединения "D ". Торпе­ды прошли между "Уорспайтом" и "Рэмилиесом" и ря­дом со штабным кораблем "Ларгс", одна из торпед по­разила норвежский эсминец "Свеннер", который вскоре затонул.

13 июня 1944 г. Линкор подорвался на мине и полу­чил серьезные повреждение корпуса, механизмов и обо­рудования, гребной вал левого борта вышел из строя.

Июнь-август 1944г. Ремонте Розайте. Объем работ ограничен, были проведены те работы, которые позво­лили использовать "Уорспайт" только для обстрела по­бережья. Не были отремонтированы башня "X ". 1 ко­тельное отделение, 1 вал. Скорость линкора была ограничена 15,2 узлами.

Сентябрь - ноябрь 1944 г. Служба в составе флота.

Апрель 1947г. Начата буксировка корабля из Порт­смута к месту разборки.

"Бархэм"

С конца октября 1915 г. Флагман 5-й эскадры лин­коров Гранд Флита.

Октябрь-ноябрь 1915 г. Рутинная служба.

31 мая -1 июня 1916 г. Флагманский корабль контр­адмирала Эван-Томаса. Принимал участие в Ютландс­ком бою. Израсходовал 337 381 -мм снарядов. В корабль попало 6 вражеских снарядов. Потери экипажа 26 уби­тых, 37 раненых.

Февраль -март 1917г. Модернизация в Крамари.

Февраль - ноябрь 1918 г. Служба в составе флота.

Апрель 1919г - октябрь 1924 г. "Бархэм" в составе 1-й эскадры линкоров Атлантического флота. Часто был флагманским кораблем этого соединения.

Конец октября 1924 г. Переход в Средиземное море.

Октябрь 1929 г. Завершение службы в Средиземно­морском флоте. Переход в Англию.

Декабрь 1939 г. Переведен во флот Метрополии, за­числен в состав 2-й эскадры линкоров.

12 декабря 1939 г. Столкновение с эсминцем охране­ния "Дашесс". Эсминец затонул, это произошло в 9 ми­лях от Малл оф Кента (точка с координатами: 55°22"N , 06°03"W ).

28 декабря 1939г. "Бархэм" торпедирован немецкой подводной лодкой "U -30" (капитан-лейтенант Лемп). Это произошло севернее Гебридских островов. Торпеда по­пала в левый борт между погребами боезапаса башен "А" и "В". В этом районе была разрушена система противо­минной защиты. Появился дифферент на нос. 4 убитых, 2 раненых.

Январь - май 1940 г. Ремонт в Ливерпуле.

Июнь - август 1940 г. Корабль не принимает учас­тия в боевых действиях.

31 августа 1940г. Подготовка к операции "Менейс" (высадка в Дакаре у реки Клайд). Охранение конвоя со­стояло из линкора "Бархэм", крейсеров "Девоншир", "Фиджи" и 5 эсминцев).

Середина октября 1940 г. Завершение подготовки к высадке в Дакаре.

23 сентября 1940г. Первый день операции "Менее". У порта появились линкоры "Бархэм" и "Резолюшн", авианосец "Арк Роял", тяжелые крейсера "Девоншир", "Кумберленд", "Австралие", легкий крейсер "Дэли", 10 эсминцев, транспорты с десантом. Им противостояли линкор "Ришелье", крейсера "Монткальм", "Жорж Лейг", 3 лидера, 1 эсминец, 6 шлюпов, 5 вспомогатель­ных крейсеров, 3 подводные лодки.

23-24 сентября 1940 г. "Бархэм" обстреливал фран­цузские береговые батареи и торговые корабли в порту. Получил попадание 240-мм и 155-мм снарядами с берего­вых батарей. Повреждения оказались незначительными.

25 сентября 1940 г. Британские линкоры сражались с линкором "Ришелье". В "Бархэм" попал снаряд глав­ного калибра с французского линкора (по другим дан­ным, снаряд взорвался у борта).

Конец сентября - октябрь 1940 г. Служба в составе флота.

31 октября - 1 ноября 1940 г. Линкор "Бархэм", ли­нейный крейсер "Ринаун" и 6 эсминцев проводят поиск "вишистких" судов у западного побережья Марокко.

Начало ноября 1940 г. В Адмиралтействе принято ре­шение о переводе "Бархэма" в Средиземноморский флот.

7ноября 1940г. Операция "Коат". "Бархэм" в составе соединения "F " с крейсерами "Бервик" и "Глазго", 4 эс­минцами выходит в море. Их прикрывает соединение "Н".

9 ноября 1940 г. Британские корабли были атакова­ны итальянской авиацией. Несколько бомб разорвалось рядом с "Бархэмом".

Конец ноября - начало декабря 1940 г. Служба в со­ставе флота.

9-17 декабря 1940 г. "Бархэм" вместе с "Малайей", 1 крейсером, 7 эсминцами вошел в состав соединения "С" для обстрела итальянских позиций.

Конец декабря 1940 г. Служба в составе флота.

Конец января - март 1941 г. Линкор выполняет раз­личные задачи.

26-29марта 1941 г. "Бархэм" в составе флота выхо­дит в море. Англичанам удалось навязать итальянцам бой, вошедший в историю как бой у Матапана. "Бархэм" стрелял по крейсеру "Зара"и повредил эсминец "Альфери". Произвел 6 залпов из 381-мм и 7 залпов из 152-мм орудий.

Апрель 1941 г. Приказ премьер-министра Великоб­ритании У. Черчилля о затоплении линкора на фарвате­ре в Триполи. Командующий Средиземноморским фло­том адмирал А. Канингхем сопротивлялся этому, доказывая неразумность этого решения. Ему удалось до­биться решения об отмене этого приказа.

18 апреля 1941 г. Линейные силы Средиземномор­ского флота, в том числе и "Бархэм", обстреливали Триполи.

Конец апреля-начала мая 1941 г. Служба в составе флота.

Середина мая 1941 г. Развертывание британского флота для отражения десанта на Крит.

25мая 1941 г. "Бархэм" в составе эскадры контр-ад­мирала Придхем Уиппела выходит в море. Основа эс­кадры авианосец "Формидейбл".

27мая 1941 г. Самолет "Ю-86" повредил "Бархэм". В линкор попало несколько бомб. Попадание в башню "Y ", затоплены два отсека противоминной защиты. Вспыхнули пожары, которые очень быстро распростра­нились по кораблю. Борьба с пожарами продолжалась два часа. Потери экипажа: 7 убитых, 6 раненых.

Июнь - июль 1941 г. Ремонт в Александрии, а затем в Дурбане.

Август - ноябрь 1941 г. Служба в составе флота.

Ноябрь 1941 г. Премьер-министр У. Черчилль при­казал командующему Средиземноморским флотом вы­вести в море главные силы, для поддержки действия Мальтийского ударного соединения.

25 ноября 1941 г. Немецкая подводная лодка "U -331" (лейтенант фон Тисенхаузен) выпустила 4 торпеды в ан­глийские корабли. 3 из них попали в "Бархэм". Взрывы прогремели между трубой и башней "Y ". Вся внутрикорабельная связь вышла из строя. Корабль начал кренить­ся. Через четыре минуты раздался сильный взрыв, при­чина которого неизвестна. Как редчайший случай в истории, вся агония корабля была снята на кинопленку. Потери экипажа составили 861 человек, в том числе ко­мандир капитан 1 ранга Кук. Были спасены командир 1-й бригады линкоров вице-адмирал Придхем Уиппел и 449 человек. Их подобрали эсминцы. "Бархэм" погиб у ливийского побережья в точке с координатами 32°34"N , 26°24"Е. "U -331" после атаки выскочила на поверхность, и ее едва не протаранил британский линкор, затем по­грузилась и прошла предельную глубину, но ей повезло, она уцелела и вернулась на базу.

"Вэлиант"

Вторая половина февраля 1916 г. Прохождение ис­пытаний и курса боевой подготовки.

3 марта 1916 г. "Вэлиант" прибыл в Скапа-Флоу и вошел в состав 5-й эскадры линкоров Гранд Флита.

Март - май 1916 г. Служба в составе флота

31 мая - 1 июня 1916 г. Линкор принимает участие в Ютландском бою. Расход боезапаса 288 снарядов глав­ного калибра и 1 торпеда. Попаданий вражеских снаря­дов не имел.

Июнь - август 19]6 г. Служба в составе флота.

Сентябрь 1916 г. - ноябрь 1918 г. Служба в составе флота.

Ноябрь 1918 - начало 1919г. Служба в составе флота.

1919 год - ноябрь 1924 г. Корабль проходит службу в составе 1 -и бригады линкоров Атлантического флота.

Март 1932 г. В составе флота Метрополии.

30 ноября 1939 г. Линкор входит в состав флота. Декабрь 1939 г. "Вэлиант" отправляется в Вест Ин­дию, для прохождения курса боевой подготовки.

Вторая половина октября 1939 г- начало января 1940г. Переход в Англию для охранения конвоев из Галифакса.

Январь - апрель 1940 г. Линкор охраняет трансатлан­тические конвои.

11 апреля 1940 г. Для атаки Тронхейма было сфор­мировано соединение, в которое вошел и "Вэлиант" (см. "Уорспайт").

Середина апреля - май 1940 г. Служба в норвежских водах.

Начало июня 1940 г. После крушения Союзного фронта во Франции - начало эвакуации войск из Нор­вегии. "Вэлиант" прикрывал конвои с войсками.

Июнь 1940г. После того, как Франция подписала пе­ремирие с державами Оси, положение англичан в Запад­ном Средиземноморье резко ухудшилось. Было решено сформировать новое соединение с базой в Гибралтаре, оно получило обозначение соединение "Н". "Вэлиант" был зачислен в его состав.

23 июня 1940г. "Вэлиант", "Ризолюшн", крейсер "Энтерпрайз", 3 эсминца прибыли в Гибралтар. Там уже на­ходился линейный крейсер "Худ", авианосец "Арк Роял" и 4 эсминца.

28 июня 1940 г. На Гибралтарский рейд прибыл крей­сер "Аретуза" под флагом вице-адмирала Соммервила. Формирование соединения закончилось.

Конец июня - начало июля 1940 г. Выход на перехват линкора "Ришелье".

3 июля 1940г. Операция "Катапульта". Соединение "Н" (линейный крейсер "Худ", линкоры "Вэлиант" и "Резолюшн", авианосец "Арк Роял", крейсера "Арету­за" и "Энтерпрайз", 11 эсминцев, встретилось с фран­цузской эскадрой (3 линкора, 1 гидроавиатранспорт, 7 лидеров). После того, как переговоры зашли в тупик, англичане открыли огонь. Французский линкор "Бре­тань" взорвался, линкоры "Дюнкерк" и "Прованс" были тяжело повреждены, у лидера "Магадор" оторвана кор­ма. Из порта удалось уйти линкору "Страсбург" и ос­тальным лидерам. Французский флот потерял 1147 че­ловек. Эта операция имела важное политическое значение, она показала, что Англия будет продолжать войну, даже в одиночестве. Вечером соединение верну­лось на базу.

31 июля 1940 г. Первый день операции "Харри". В море выходит соединение "Н" в составе: линейный крей­сер "Худ", линкор "Вэлиант", авианосцы "Арк Роял" и "Аргус", крейсера "Аретуза", "Дели" и "Энтерпрайз", 11 эсминцев.

2 августа 1940 г. 12 самолетов "Свордфиш" с "Арк Рояля" бомбили порт Кальяри на острове Сардинии.

4 августа 1940г. Британские корабли прибыли в Гиб­ралтар. В этот же день корабли соединения "Н" начали возвращаться в Англию.

10августа 1940г. "Вэлиант" и "Аргус", охраняемые 8-й флотилией эсминцев, прибыли в Ливерпуль.

20-29 августа 1940 г. Линкор "Вэлиант", авианосец "Илластриес", крейсера ПВО "Калькутта" и "Ковентри" возвращаются в Гибралтар.

29 августа 1940 г. Вышеупомянутые корабли в рам­ках операции "Хэтс" начинают переход через все Среди­земное море. Во время этой операции они получили наи­менование соединения "F ".

2 сентября 1940 г. Прибытие на Мальту. Соедине­ние "F " расформировано. "Вэлиант" вошел в состав соединения "I " ("Уорспайт", "Илластриес", "Калькутта" и 7 эсминцев).

6 сентября 1940 г. Прибытие в Александрию. ""Вэ­лиант" зачислен в состав Средиземноморского флота.

15 сентября 1940 г. "Вэлиант", авианосец "Илластриес", крейсер "Кент", 9 эсминцев выходят в море.

Ночь с 16 на 17 сентября 1940 г. Самолеты с авиа­носца атаковали порт Бенгази. Во время налета были ис­пользованы торпеды и мины. От торпед погибли италь­янский эсминец "Бореа" и два транспорта, на минах подорвался эсминец "Аквилоне".

17-19 сентября 1940 г. Возвращение на базу. На пе­реходе линкор и авианосец были атакованы итальянс­кой подводной лодкой "Коралло".

28 сентября - 30 октября 1940 г. Операция "МВ-5". Крейсера с войсками идут на Мальту. Их прикрывают Главные силы Средиземноморского флота, в том числе и "Вэлиант".

8-14 октября 1940 г. Линкор в составе Главных сил Средиземноморского флота прикрывает мальтийский конвой (операция "МВ-6").

24-29ноября 1940г. "Вэлиант" ВЫХОДИТЕ море, при­крывая переход кораблей из Александрии в Гибралтар.

3-8января 1941 г. "Вэлиант" обстреливает итальянс­кие позиции у Бардии, поддерживая наступающие части британской армии.

7-13января 1941 г. Линкор участвует в операции "Эксесс", проводка нескольких конвоев. Впервые над Сре­диземным морем появилась немецкая авиация.

27-29 марта 1941 г. Линейный корабль участвовал в бою у мыса Матапан. Вел огонь по тяжелому крейсеру "Зара".

18-20 апреля 1941 г. "Вэлиант" в составе флота при­крывает транспорт "Брекнимр", идущий на Мальту.

21 (по другим данным, 22) апреля 1941 г. "Вэлиант" по­дорвался на мине, повреждения оказались незначительны.

13-21 мая 1941 г. Служба в составе флота. Разверты­вание британского флота для срыва немецкого десанта на Кипр.

22 мая 1941 г. "Вэлиант" в составе соединения "А-1". Весь день немецкая авиация атаковала английские ко­рабли. Линкор получил попадания двумя бомбами, ко­торые взорвались в кормовой части, повреждения оказались незначительными.

Конец мая- июль 1941 г. Ремонт в Александрии.

Июль - ноябрь 1941 г. Служба в составе флота.

18-19 декабря 1941 г. Стоянка в Александрии. В га­вань проникли итальянские диверсанты, им удалось за­ложить мину под линкор. Повреждения были тяжелы­ми. Пробоина от 60 до 30 футов, в противоминной защите у башни "А", затоплены носовые погреба боезапаса.

Декабрь 1941 г. - май 1942 г. Ремонт в Александрии.

Май - июль 1942 г. Ремонт в Дурбане.

Август 1942 г - январь 1943 г. "Вэлиант" перешел в подчинение командованию в южной Атлантике. Боль­шую часть этого времени он простоял во Фритауне.

Февраль - середина мая 1943 г. Ремонт в Англии.

Май - половина июня 1943 г. Линкор проходит курс боевой подготовки.

Середина июня - июль 1943 г. Переход в Средизем­ное море. Линкор в составе соединения "Н" выполняет несколько межбазовых переходов совместно с "Уорспайтом".

Июль 1943 г. "Вэлиант" в составе соединения патру­лирует в Ионическом море.

Август 1943 г. Служба в составе флота.

2 сентября 1943 г. Линкор принимает участие в опе­рации "Бейтаун" (высадка в Калабрии). Его орудия под­держивают наступление британских войск.

16 сентября 1943 ?. Поддержка артиллерийским ог­нем высадки десанта на итальянском побережье.

Октябрь 1943 г. Возвращение в Англию. Начало ремонта.

Декабрь 1943 г. Прохождение курса боевой под­готовки.

30 декабря 1943 г - 30 января 1944 г. Переход к ново­му месту службы. Корабль зачислен в состав 1-й эскад­ры линкоров Восточного флота.

Февраль - март 1944 г. Служба в составе флота на театре.

3-15 апреля 1944 г. Служба в составе флота. 16-24 апреля 1944 г. Участие в операции "Кокпит" (авианосный рейд на Сабанг).

25 апреля - 5 мая 1944 г. Служба в составе флота. 6-27мая 1944 г. Участие в авианосном рейде на Сурабаи.

8 августа 1944 г. При постановке "Вэлианта" в плавдок в Тринкомали произошла авария. Док затонул. Во время чрезвычайного происшествия тяжелые поврежде­ния получил и линкор.

Август - начало октября 1944 г. Ремонт на месте.

Октябрь 1944 г. Возвращение в Англию. Первона­чально планировали, что "Вэлиант" проследует через Средиземное море.

Конец октября - декабрь 1944 г. Ремонт в Суэце.

Декабрь 1944 г - январь 1945 г. Возвращение в Анг­лию вокруг Африки (линкор обогнул мыс Доброй На­дежды).

Вторая половина 1945 г. После окончания войны продолжать работы на устаревшем линкоре не имело смысла. Было принято решение использовать "Вэлиант" в качестве плавказармы при учебном отряде кочегаров.

1950 год. Разделка на металл.

"Малайя"

20 октября 1913 г. Заложен на верфи "Армстронг" в Ньюкасле. (Деньги на строительство были выделены до­минионом "Малайя").

Конец февраля 1916 г. Прибытие в Скапа-Флоу, во­шел в состав 5-й эскадры линкоров Гранд Флита.

Март - май 1916 г. Служба в составе флота.

31 мая - 1 июня 1916 г. Участие в Ютландском сра­жении. Получил самые тяжелые повреждения из всех линкоров Гранд Флита. Расход 381-мм снарядов - 215. В корабль попало 8 крупнокалиберных немецких снаря­дов, затоплено ряд отсеков. На линкоре вспыхнули по­жары. Потери экипажа: 63 убитыми, 33 ранеными.

22 ноября 1918 г. Столкновение с эсминцем "Пени". Конец ноября 1918 г - апрель 1919 г. Служба в составе флота.

Апрель 1919 г. Посещение Шербура, празднование победы над Германией.

Май 1919 г -1920 год. Служба в составе флота.

Середина 1920г. На "Малайе" в Германию прибыла Союзная комиссия по разоружению.

1921 год. Линкор уходит в большое плавание. Посетил Индию и одноименный доминион.

1921-1922 год. После возвращения из похода линкор зачислен в Атлантический флот.

Ноябрь 1922 г. Визит в Стамбул из-за политическо­го кризиса в Турции.

Март 1929 г - 1930 год. Служба в Средиземноморс­ком флоте.

1930-1934 годы. Служба в Атлантическом флоте и флоте Метрополии.

1934-1936 годы. Ремонт и модернизация.

1936-1939 годы. Служба в составе Средиземноморс­кого флота.

6 октября 1939 г. На "Малайю" пришел приказ сле­довать в Индийский океан, через Суэцкий канал, и охра­нять судоходство от немецких рейдеров.

Октябрь - декабрь 1939 г. Патрулирование вместе с линкором "Рэмиллес" и авианосцем "Глориес" в Ин­дийском океане.

Май 1940г. Возвращение в состав Средиземноморс­кого флота. Некоторое время "Малайя" был его флаг­маном.

11-14 июня 1940 г. Первый боевой поход британс­кого Средиземноморского флота. Цель - уничтожение итальянских торговых судов между Северной Африкой и Италией.

6-10 июля 1940 г. "Малайя" вместе с остальными ко­раблями британского Средиземноморского флота выхо­дит в море. Английские корабли прикрывают мальтийс­кий конвой. В это же время Главные силы итальянского флота осуществляют дальнее прикрытие конвоя в Север­ную Африку. Произошел бой, получивший название боя у Пунто-Стило Калабрии. "Малайя" принял активное участие в этом бою.

21-30 июля 1940 г. Проводка британских конвоев в порты Эгейского моря из Александрии и Порт-Саида. "Малайя" и остальные тяжелые боевые корабли Среди­земноморского флота прикрывают конвой и патрулиру­ют южнее и юго-западнее Крита.

16-18 августа 1940 г. "Малайя" вошел в состав со­единения для обстрела итальянских портов Бардик и Форт Капуццо. Операция прошла успешно.

29августа - 6 сентября 1940г. "Малайя" принимает участие в операции по проводке мальтийского конвоя.

8-14 октября 1940 г. Проводка конвоя на Мальту. "Малайя" находится в составе Главных сил флота, осу­ществляющих дальнее прикрытие конвоя. Торговые суда благополучно прибыли на Мальту.

25-25 октября 1940 г. Из Александрии в греческие пор­ты следует британский конвой. Для его прикрытия из со­става Средиземноморского флота была выделена 2-я бри­гада (линкоры "Малайя", "Рэмилиес", авианосец "Игл").

29 октября - 4 ноября 1940 г. Служба в составе флота. 4-14 ноября 1940 г. Сложная операция английского флота. В море находилось несколько конвоев. Главные силы британского флота, в том числе и "Малайя", при­крывали их.

24-29 ноября 1940 г. Операция "Collar ". "Малайя" выходит в море в составе соединения "С", прикрывая переход кораблей соединения "Р" из Александрии в Гиб­ралтар.

15-20 декабря 1940 г. "Малайя" и 3 эсминца находи­лись в непосредственном охранении мальтийского кон­воя "MW -2".

21 декабря 1940 г. "Малайя", три эсминца и два пус­тых транспорта прошли на запад Сицилийским проливом.

6 января 1941 г. В море выходит соединение "Н" в следующем составе: линкор "Малайя", линейный крей­сер "Ринаун", авианосец "Арк Роял", крейсер "Шеф­филд", 6 эсминцев. Цель выхода - прикрытие мальтийс­кого конвоя.

31 января 1941 г. Соединение "Н" выходит в море, в том же составе, что и 6 января, но число эсминцев увели­чили до 10.

8 февраля 1941 г. Итальянская авиаразведка обна­ружила британские корабли. На перехват выходит ита­льянский флот (3 линкора, 3 тяжелых крейсера, 10 эс­минцев).

9 февраля 1941 г. "Малайя", "Ринаун" и "Шеффилд" обстреляли Геную. Расход боеприпасов 273 381 -мм, 782 152-мми400 114-мм снарядов.

Середина февраля 1941 г. В Атлантике усилилась ак­тивность немецких тяжелых боевых кораблей. Линкор "Малайя" приступил к охранению океанских конвоев.

Середина февраля - начало марта 1941 г. В охране­нии конвоев.

7марта 1941 г. Линкор находился в охранении кон­воя "SL -67". Кроме "Малайя", эскорт состоял из 2 эс­минцев и корвета. Конвой был обнаружен немецкими линкорами "Шарнхорст" и "Гнейзенау". Командующий немецкой эскадрой адмирал Лютьенс отказался от ата­ки, обнаружив "Малайю". Ушел в сторону и начал наво­дить на конвой подводные лодки, надеясь, что они ата­куют линкор.

7-9 марта 1941 г. Конвой был атакован подводны­ми лодками "U -105" и "U -124". Они потопили 5 транс­портов. "Малайя" не пострадала.

20 марта 1941 г. "Малайя" находится в охранении конвоя "SL -68". В 250 милях к NWN от острова Кап Верде был торпедирован немецкой подводной лодкой "U -106" (капитан-лейтенант Оестен).

Конец марта 1941 г. Переход на Тринидад. После прибытия ремонт повреждений.

Апрель 1941 г. Переход в США.

Апрель -май 1941 г. Ремонт на военно-морской вер­фи в Нью-Йорке.

Июль - октябрь 1941 г. Служба в составе флота. "Ма­лайя" не принимает участие в военных действиях.

Начало октября 1941 г. Линкор вернулся в состав соединения "Н".

10 ноября 1941 г. Соединение "Н" выходит в море для выполнения операции по доставке истребителей на Мальту. В операции были задействованы линкор "Ма­лайя" и авианосцы "Аргус" и "Арк Роял".

12 ноября 1941 г. Немецкая подводная лодка "U -81" (капитан-лейтенант Гуггенбергер) добилась попадания 1 торпедой в "Арк Роял", который затонул на следую­щий день.

27 февраля 1942 г. Очередная операция соединения "Н" по доставке самолетов на Мальту. В море вышли линкор "Малайя", авианосцы "Аргус и "Игл", 1 крейсер и 9 эсминцев.

28 февраля 1942 г. Британские корабли вернулись в Гибралтар, не выполнив задачу из-за сильного шторма.

6марта 1942 г. Еще одна операция соединения "Н" по доставке истребителей "Спитфайр" на Мальту. В ней принимали участие линкор "Малайя", авианосцы "Ар­гус" и "Игл", 1 крейсер и 9 эсминцев.

Апрель 1942 г. Переход вокруг Африки в охранении конвоя с войсками 5-й пехотной дивизии, предназначен­ной для захвата французского острова Мадагаскар, пос­ле чего "Малайя" должен был войти в состав Восточно­го флота. Но командующий этим соединением отказался от линкора, мотивируя это малой дальностью плавания, а также неудовлетворительным состоянием его энерге­тической установки.

Конец апреля - июнь 1942 г. "Малайя" в распоряже­нии командования Северной Атлантики. В боевых дей­ствия не участвует.

Начало июня 1942 г. Линкор зачислен в состав со­единения "Н".

12-16 июня 1942 г. Находится в составе сил прикры­тия конвоя "Гарпун", так называемое соединение "X " (кроме линкора, в него вошли авианосцы "Аргус" и "Игл", 3 крейсера и 9 эсминцев).

Июль - август 1942 г. Корабль охраняет конвои с вой­сками между Кейптауном и Фритауном.

Сентябрь - октябрь 1942 г. Служба в составе флота.

Октябрь - ноябрь 1942 г. Ремонт и модернизация.

Начало ноября 1942 г. Зачислен в состав 2-й бригады линкоров флота Метрополии.

Ноябрь 1942 г - февраль 1943 г. Служба в составе фло­та. Линкор не принимает участие в боевых действиях.

Март - июль 1943 г. Служба в составе флота. "Малайя" не участвует в боевых действиях. Коман­дование британского флота принимает решение о вы­воде корабля в резерв. Это было вызвано нехваткой личного состава и тем, что линкор не был модерни­зирован.

8 июля 1943 г. Демонстративный выход в море фло­та Метрополии для отвлечения внимания немецкого ко­мандования от Сицилии. В море вышли линкоры "Энсон", "Дьюк оф Йорк", "Малайя", авианосец "Фьюриес", 2 бригады крейсеров, 3 флотилии эсминцев, а также аме­риканское соединение из линкоров "Алабама" и "Саут Дакота", 2 тяжелых крейсеров и 5 эсминцев. Операция была неудачной - немецкая авиаразведка не обнаружи­ла союзные корабли.

Июль - декабрь 1943 г. Служба в составе флота.

Март - май 1944 г. Корабль поставлен в ремонт.

Июль 1944 г. "Малайя" вернулась в состав флота, так как "Нельсон" и "Уорспайт" были повреждены, а десантные операции требовали поддержки тяжелой ар­тиллерией.

Сентябрь 1944 г. Служба в составе флота. Корабль не участвует в боевых действиях.

Октябрь 1944 г. Выведен в резерв в Портсмуте. Ис­пользовался в качестве плавказармы.

Июнь 1947 г. Выставлен на продажу.

"Эджинкорт"

1913 год. Военно-морской верфи в Девонпорте вы­дан заказ на строительство шестого линкора типа "Куин Элизабет".

Вторая половина 1914 г. Работы не начаты, после начала первой мировой войны заказ аннулирован. На­звание было передано реквизированному линкору "Сул­тан Осман I".

Вслед за Великобританией сверхдредноуты нача­ли строить другие страны, причем вооружали их все более мощными пушками. Американцы и японцы избрали калибр 356 мм; фирма «Крупп» объявила об испытаниях 350-мм пушек. В ответ Адмиралтейство приступило к созданию линкоров, вооруженных 15-дюймовыми (381-мм) орудиями.

О масштабе такого скачка в развитии морской артиллерии свидетельствует следующий факт: масса 15-дюймового снаряда составляла 885 кг - в 2,3 ра­за больше, чем 12-дюймового! Самое удивительное то, что британская промышленность осуществила за­мыслы конструкторов в рекордно короткие сроки.

Линкоры программы 1912 г. должны были пред­ставлять собой улучшенный вариант «Iron Duke», од­нако возглавивший адмиралтейство за год до этого Уинстон Черчилль приказал переработать проект но­вых кораблей под 381-мм пушки. Такое решение было крайне рискованным, поскольку эти орудия еще не существовали. Но терять время, дожидаясь испыта­ний новой артиллерии, Черчилль считал недопусти­мым, и конструкторы взялись за работу, засучив рукава. Как ни странно, родившийся в столь драматичес­ких обстоятельствах корабль по праву считается луч­шим линкором Первой мировой войны! Им стал «Queen Elizabeth» (вместе с четырьмя своими «бра­тьями») - второй после «Dreadnought» линейный ко­рабль, повергший в смятение адмиралов и кораблес­троителей всех стран.

Поначалу новый линкор проектировался просто как увеличенный «Iron Duke» с десятью орудиями в пяти башнях, но вскоре от средней башни отказались: восемь 381-мм орудий, обладавшие скорострельнос­тью два выстрела в минуту и так обеспечивали борто­вой залп больше, чем у любого из предшественников.

Освободившееся пространство соблазняло уста­новить дополнительные котлы и увеличить скорость до 25 узлов. Предполагалось, что четверка новых ко­раблей образует быстроходную эскадру, которая смо­жет производить охват неприятельской колонны («ставить черту над Т»), либо своим мощным огнем резко усиливать боевые возможности какой-то части флота. Но осуществить эту идею при сохранении угольного отопления котлов оказалось невозможным. Проблему решал переход на жидкое топливо; к тому же это позволяло сэкономить несколько сотен тонн водоизмещения. Однако лордов Адмиралтейства пу­гала зависимость от поставок нефти с Ближнего Вос­тока. В ходе ожесточенных споров Черчилль все же настоял на строительстве чисто нефтяных линкоров для британского флота.

Опытное 15-дюймовое орудие с длиной ствола 42 калибра (16 м) завод фирмы «Армстронг» в Эльзвике изготовил всего за 4 месяца. Результаты его испыта­ний превзошли ожидания. Точность стрельбы даже на максимальную дальность (на полигоне - 32 км; на кораблях из-за меньшего угла возвышения стволов дальность не превышала 21,4 км) была великолепной. а износ ствола в пределах допустимого.

Закладка первого корабля серии состоялась в ок­тябре 1912 г., второго и третьего - в январе и февра­ле 1913 г., четвертый был заложен в октябре. Тогда же состоялась закладка «внепланового» пятого сверхдредноута «Malaya». Своим появлением и на­званием он обязан правительству британского доми­ниона - Малайской федерации, на чьи средства ве­лось строительство. Наконец, программа 1914 г. предусматривала закладку шестого корабля этого типа (Agincourt), но она так и не состоялась. Позже его имя получил реквизированный турецкий линкор.

«Queen Elizabeth» вступил в строй в январе 1915 г. и сразу привлек к себе всеобщее внимание специали­стов. Хотя он развивал скорость на один узел меньше проектных 25 узлов, все же огромный и быстроход­ный линкор во многом предвосхитил концепцию ли­нейного корабля будущего и сделал проблематичным дальнейшее развитие класса линейных крейсеров. Правда, за скорость и сверхмощное вооружение при­шлось заплатить, как всегда, броневой защитой. Тол­щина главного пояса была увеличена на один дюйм. но диссонанс между наступательной мощью и защи­той был очевиден. Зато весьма полезным новшест­вом стала 50-мм противоторпедная переборка, про­стиравшаяся вдоль борта (на удалении 1,8-2,4 м от нее) в большей части длины корпуса, а по высоте до­ходившая до средней палубы.

Главное оружие линкора состояло из восьми пу­шек Мк.1 в четырех двухорудийных башнях. Боеза­пас- 100 выстрелов на ствол. Противоминная артиллерия (6-дюймовки) имела боезапас 130 выстрелов на орудие. Дополнительно каждый корабль имел 100 осветительных шестидюймовых снарядов. Размеще­ние пушек среднего калибра было столь же неудач­ным, как и на «Iron Duke», и в 1916 г. кормовые орудия демонтировали. В итоге по корме образовался мертвый угол 90 градусов в зоне обстрела противо­минной артиллерии.

Управление огнем орудий главного калибра осу­ществляли два поста центральной наводки (дальномеры с базой 4,57 м), один из которых располагался в бронированном колпаке над боевой рубкой, другой - на фор-марсе. Кроме того, каждая башня имела свой собственный дальномер и открытое визирное устрой­ство для горизонтальной наводки. При необходимости огнем всей тяжелой артиллерии можно было управ­лять из 2-й башни главного калибра.

Четырехвальная энергетическая установка линко­ров состояла из турбин, передававших вращение не­посредственно на гребные валы, и водотрубных кот­лов. На четырех кораблях из пяти (кроме «Valiant» - 71112 л.с.) силовые установки превзошли проектную мощность 75000 л.с, но из-за увеличения водоизмещения по сравнению с первоначальным проектом скорость полного хода оказалась на 1-2 узла ниже ожидавшейся. Самым быстроходным из всей пятерки оказался «Malaya». Дальность плавания составила 8600 миль на 12,5 узлах, или 3900 миль полным ходом.

«Queen Elizabeth» сразу по вступлении в строй пе­решел в Средиземное море и с февраля по май 1915 года участвовал в бомбардировке турецких позиций у Дарданелл. Затем последовал ремонт в Розайте, из-за чего корабль не участвовал в Ютландском бою. В 1917 г. он сменил «Iron Duke» в качестве флагмана Гранд Флита.

Остальные корабли этой серии составили 5-ю эскадру линкоров, наиболее пострадавшую в ходе Ют­ландского боя. «Barham», «Valiant», «Warspite» и «Malaya» в начале сражения поспешили на выручку линейным крейсерам адмирала Битти и попали под сосредоточенный огонь всего германского Флота Открытого моря. В них попали 17 снарядов калибра 280 мм и 305 мм, на­несшие серьезный урон.

Сильнее всех пострадал «Malaya»: немецкий снаряд пробил броню каземата проти­воминной артиллерии и вызвал сильнейший пожар пороховых зарядов - пламя над кораблем взлетело выше мачт. В резуль­тате 102 человека погибли или получили ожоги, а все 6-дюймо­вые пушки правого борта вы­шли из строя. Тем не менее, ко­рабль благополучно вернулся на базу и в июле 1916 г. снова вступил в строй.

После Ютландского боя на всех британских линкорах уси­лили броневую защиту артилле­рийских погребов,установили в них мощные средства тушения пожаров.

В 1918 г. на линкорах типа «Queen Elizabeth» оборудовали деревянные взлетные платфор­мы для аэропланов на возвы­шенных башнях (номера 2 и 3).

Год спустя они получили новые дальномеры с базой 9,14 метров, а также более совершенные электромеха­нические приборы управления артиллерийским огнем. Неоднократно за время войны менялся их рангоут.

После Вашингтонской конференции 1922 г. Адми­ралтейству пришлось смириться с тем, что о строи­тельстве новых линкоров следует забыть надолго (за исключением двух кораблей типа «Nelson», спущенных в 1925 г.). Главной силой флота на следующие двадцать лет стали 10 линейных кораблей, спроектированных еще до Первой мировой войны: 5 типа «Queen Elizabeth» и 5 типа «Revenge», а также 2 линейных крейсера типа «Renown». В связи с этим англичане неоднократно их модернизировали.

Первая модернизация линкоров типа «Queen Elizabeth» включала установку булей и новых систем управления огнем, а также замену 76-мм зениток на 102-мм. Снимались торпедные аппараты. Значитель­ной перестройке подверглись многочисленные мости­ки и надстройки. Работы с данной серией затянулись на десяток лет, поэтому линкоры в 20-30-е годы внешне сильно отличались друг от друга.

Дольше всех ждал своей очереди на модерниза­цию (до 1930 г.) «Barham». Зато он первым получил катапульту с гидросамолетами, и по сути дела прошел совершенно иное переоборудование, ставшее образцом для его «братьев». У него усилили бронирование палуб: 82-мм плиты настелили на средней палубе над погребами (поверх имевшихся 25-мм плит), а 64-мм броню - над машинным отделением.

Существенно усилилось зенитное вооружение. Че­тыре одинарные 102-мм пушки заменили спаренны­ми. Весьма полезным новшеством стал 8-ствольный зенитный 40-мм автомат, названный «двухфунтовый пом-пом». Его снаряд весил 2 фунта, а звуки непре­рывной череды выстрелов из всех стволов, выпускав­ших за минуту почти 1000 снарядов, английское ухо воспринимало именно как «пом-пом».

Однако англичан подвела страсть к экономии. Для современной зенитки они использовали боезапас, произведенный в больших количествах в годы Первой мировой войны. Недостаточная начальная скорость полета снаряда не позволяла дать точное упреждение при стрельбе по быстролетящим самолетам, а подача снарядов с помощью матерчатых патронных лент при­водила к многочисленным задержкам в стрельбе. Но даже в таком виде «пом-пом» существенно улучшил защиту от воздушных атак.

Только завершились работы на «Barham», послед­ним проходившем первую серию перестроек, как «Warspite» положил начало второй, самой существен­ной модернизации, полностью изменившей внешний вид и начинку линкоров данного типа. Затраты на его переооборудование (2,5 млн фунтов стерлингов) превысипи исходную стоимость корабля! Работы заняли около четырех лет.

Основой модернизации стала замена турбин и кот­лов на более легкие и мощные. Вместо 24 большетрубных котлов Ярроу появились адмиралтейские кот­лы с трубками малого диаметра. Каждый котел уста­новили в отдельном отсеке. Турбины, напрямую вра­щавшие винты, заменили турбозубчатыми агрегата­ми с редукторами. Новая энергетическая установка обеспечивала мощность 85000 л.с. вместо исходных 75000 л.с., хотя ее вес уменьшился на 40% - таков был технический прогресс за два десятка лет. Сэкономленный вес использовали прежде всего для усиления палубной брони над погребами и котлами.

Были увеличены углы возвышения 15-дюймовых орудии. Одновременно на вооружение приняли но­вый, более заостренный снаряд. В результате этих мер дальность стрельбы возросла со 115 (21,3 км) до 160 кабельтовых (29,6 км).

Сильно изменился внешний вид кораблей. Впере­ди появилась новая башенноподобная надстройка, служившая устойчивым основанием для новейших си­стем управления огнем. Жертвой подобной перест­ройки оказалась прежняя тяжело бронированная бо­евая рубка. Англичане решили, что для прикрытия ко­мандного состава от осколков достаточно трехдюймо­вой брони, а от прямого попадания крупнокалиберно­го снаряда не спасет никакая защита-Полная реконструкция требовала значительных затрат, поэтому до 1939 года ее прошел только «War-spite», модернизация «Queen Elizabeth» и «Valiant» завершилась уже после начала войны, переоборудо­вание еще двух кораблей так и не состоялось.

Совершенно другой стала зенитная артиллерия в виде десяти спаренных универсальных 114-мм уста­новок. Новое орудие стреляло снарядом в полтора раза более тяжелым, чем 102-мм. Ненужные теперь 152-мм орудия исчезли окончательно. Дальнобойные зенитки дополняли восьмиствольные «пом-помы», ко­личество которых постоянно увеличивалось.

Все корабли этого типа приняли самое активное участие в сражениях Второй мировой войны.

«Barham» потонул 25.11.1941 г. у берегов Египта от трех торпед германской подлодки U-331, при этом погибли 862 члена экипажа

«Malaya» с 15.05.1945 г. являлся брандвахтой и учебным кораблем в Портсмуте. 12.04.1948 г. его про­дали на слом.

«Queen Elizabeth» и «Valiant» 19.12.1941 г. сели на грунт в порту Александрия в результате атаки италь­янских человекоуправляемых торпед. В 1942 г. их подняли, а в 1943 г. отремонтировали. С марта 1946 г. они находились в резерве. Были списаны в июне-ав­густе 1948 г. и вскоре проданы на слом.

«Warspite» был списан в марте 1946 г. 23 апреля 1947 г. его продали на слом немецкой фирме, однако покупатель отбуксировал корабль к месту разделки только в июле 1950 года.