Заключение контракта со вторым участником электронного аукциона. Как заключить контракт со вторым участником

Консультация предоставлена 22.04.2015 г.

В заявке на участие в запросе котировок исполнитель указал не свои реквизиты (указаны контактный телефон и адрес электронной почты другой организации), дозвониться до него невозможно, на связь он сам не выходит. При вскрытии конвертов с заявками присутствовал представитель участника запроса котировок, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок был размещен в единой информационной системе и направлен на адрес электронной почты, указанный в заявке, победителю запроса котировок.

Каков алгоритм действий для работы по включению его в реестр недобросовестных поставщиков и заключению контракта со вторым участником?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Победитель запроса котировок может считаться уклонившимся от заключения контракта по истечении указанного в извещении срока с момента направления заказчиком протокола рассмотрения заявок с проектом контракта по адресу, указанному в котировочной заявке.

После этого заказчик вправе заключить контракт со вторым участником запроса котировок.

Сведения о победителе запроса котировок, уклонившемся от заключения контракта, включаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Обоснование вывода:

Заключение контракта со вторым участником запроса котировок

Заключение контракта со вторым участником запроса котировок возможно лишь в случае признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта (ч. 12 ст. 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", далее - Закон N 44-ФЗ).

Представляется, что для такого признания необходимо, чтобы заказчиком была соблюдена вся процедура рассмотрения и оценки котировочных заявок (ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ). В рассматриваемой ситуации при вскрытии конвертов с заявками присутствовал представитель участника запроса котировок, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок был размещен в единой информационной системе, проект контракта был направлен на адрес электронной почты, указанный участником в заявке.

Вместе с тем, как указано ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, протокол рассмотрения и оценки заявок с приложением проекта контракта должен быть передан победителю запроса котировок в течение двух рабочих дней с даты его подписания. В связи с этим необходимо иметь в виду следующее.

Сведения на участие в запросе котировок

В соответствии с ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ заявка юридического лица на участие в запросе котировок должна содержать его наименование, место нахождения, а также банковские реквизиты. Однако, в отличие от конкурса и аукциона (ч. 3.1 ст. 53, ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ), указание участником закупки недостоверных сведений о себе в котировочной заявке не является основанием для отстранения такого участника от участия в запросе котировок (отказа в приеме заявки, возврата заявки без рассмотрения).

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе основывается в частности на положениях Гражданского кодекса РФ. В соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Из изложенного, на наш взгляд, следует, что протокол с приложением проекта контракта (ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ) должен быть направлен котировочной комиссией по адресу, указанному участником запроса котировок в котировочной заявке. Риск неполучения протокола в этом случае несет участник, указавший неверный адрес. Документы необходимо направить заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения либо, если имеется такая возможность, зарегистрировать письмо с приложением этих документов как входящую корреспонденцию по указанному адресу. При этом доказательством передачи будут являться либо возвращенные документы с пометкой почтовой организации об отсутствии адресата, либо его подпись в получении корреспонденции в уведомлении о вручении, либо отметка о получении входящей корреспонденции.

Далее, если победитель запроса котировок все же не представит заказчику подписанный контракт в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, он будет признан уклонившимся от заключения контракта. При этом Закон N 44-ФЗ не содержит положений о порядке признания такого победителя уклонившимся от заключения контракта, совершать какие-либо действия заказчику не требуется. Из буквального прочтения ч. 11 ст. 78 Закона N 44-ФЗ следует, что при наличии такого формального обстоятельства, как неполучение заказчиком в срок подписанного контракта, победитель запроса котировок признается уклонившимся "автоматически" и сведения о нем должны быть направлены в реестр недобросовестных поставщиков. Вместе с тем полагаем, что в целях документального подтверждения факта уклонения победителя запроса котировок от заключения контракта целесообразно оформить соответствующий протокол в свободной форме.

После признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта заказчик вправе (ч. 12 ст. 78 Закона N 44-ФЗ):

Обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта;

Заключить контракт с участником запроса котировок, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта;

При отсутствии этого участника заключить контракт с участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене, следующее после предложенного победителем, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок;

В случае уклонения этих участников от заключения контракта, которое является для них обязательным, заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и осуществить повторно запрос котировок.

Отметим, что срок подписания контракта, указанный в извещении о проведении запроса котировок, в пределах промежутка времени, определенного в соответствии с п. 13 ст. 78 Закона N 44-ФЗ (не менее семи и не более двадцати дней с момента размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок), устанавливается только для случая подписания контракта с победителем запроса котировок. Срока же подписания контракта с иным участником запроса котировок в случае уклонения победителя от заключения контракта Законом N 44-ФЗ не установлено. Полагаем, заказчик вправе заключить контракт в таком случае в любой срок после признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта.

Контролирующие органы, применяя ранее сходные положения утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", признавали, что в случае уклонения победителя заключение контракта с иным участником должно осуществляться в те же сроки, исчисляемые по аналогии (ст. 6 ГК РФ) со дня принятия решения об уклонении победителя от заключения контракта (смотрите, например, решение Федеральной антимонопольной службы от 10.06.2011 N К-1159/11).

Сроки подписания контракта с иным участником могут быть указаны в извещении о проведении запроса котировок (смотрите, например, п. 12 Приложения N 1 к приказу Федерального агентства по рыболовству от 09.06.2011 N 588 "О размещении заказа на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию множительной техники, многофункциональных устройств и принтеров для нужд Федерального агентства по рыболовству").

К сожалению, разъяснения и рекомендации соответствующих государственных органов по данному вопросу нам найти не удалось, отсутствует и соответствующая судебная практика. За официальными разъяснениями можно обратиться в органы, уполномоченные осуществлять контрольные функции в сфере размещения государственного заказа - Минэкономразвития РФ или Федеральную антимонопольную службу.

Информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ). В течение трех рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником заказчик направляет в целях внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в антимонопольный орган информацию, предусмотренную п.п. 1-3 ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы (ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, п. 6 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062, далее - Правила).

Антимонопольный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в п.п. 6-8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления (п. 11 Правил). Размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если в результате проведенной проверки антимонопольным органом будут установлены факт уклонения победителя запроса котировок от заключения контракта, выявлены обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения (смотрите, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.12.2014 N Ф01-5070/2014 по делу N А29-3152/2014).

С 01.07.2018 Федеральным законом № 44 для организаций-заказчиков установлено право на заключение контракта со вторым участником аукциона (ст. 1 504-ФЗ).

Ранее действующее законодательство в сфере госзакупок не устанавливало правовой возможности для заказчика на заключение контракта не с победителем (Письмо Минфина России от 25.10.2017 № 24-03-08/70136).

В настоящий момент, если по факту проведения торгов победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения договорных отношений, то организация-заказчик имеет право:

  1. Подать в суд на такого победителя и потребовать возместить убытки, причиненные уклонением от подписания госконтракта. Возмещать можно те убытки, которые не покрываются суммой обеспечения заявки на участие в закупочной процедуре.
  2. После подтверждения основания незаключения контракта с победителем подписать госконтракт с участником той же процедуры, предложившим аналогичную с победившим поставщиком цену или стоимость договора и лучшие условия после победителя.

Таким образом, основанием для подписания договора со вторым участником является уклонение победителя закупочных процедур от заключения госконтракта. Заказчик вправе заключить договорные отношения с поставщиком, занявшим второе место, однако это не является его обязанностью. Эта возможность установлена для всех закупок в бумажном виде, исключая запрос предложений (ч. 4 ст. 54, ч. 12 ст. 78, ч. 3 ст. 91 44-ФЗ).

Обязательство по заключению контрактных отношений с поставщиком, занявшим второе место, предусмотрено, согласно ч. 12 ст. 78 44-ФЗ, только для проведения запроса котировок.

В случае если и потенциальный исполнитель, занявший второе место, то, в соответствии с 44-ФЗ, организация-заказчик не имеет права заключать договор с поставщиками, занявшими третье или последующие места. Такой аукцион признается несостоявшимся, после чего организация вносит и проводит торги заново (ч. 15 ст. 70 44-ФЗ, Письмо ФАС России от 17.09.2014 № АЦ/37487/14).

Как заключить контракт со вторым участником

После выявления оснований, по которым допускается возможность подписания договорных отношений с потенциальным поставщиком, занявшим второе место, необходимо определить, как заключить договор со вторым победителем.

В первую очередь организации-заказчику надлежит включить в проект госконтракта условия исполнения, которые предложил поставщик под номером 2. Далее проект договора направляется потенциальному исполнителю, согласно , в течение пяти дней с момента, когда для победителя произошло признание уклонившимся. Срок подписания контракта со вторым участником, сообщения об отказе от заключения или же направления протокола разногласий со стороны такого исполнителя не должен превышать 5 дней (ч. 15 ст. 83.2 44-ФЗ). При подписании госконтракта поставщик предоставляет такой же комплект документов, как и первоначальный победитель аукциона.

Если речь идет о конкурсных процедурах, то, в соответствии с ч. 5 ст. 54 44-ФЗ, проект контракта необходимо направить исполнителю под номером два не позднее 10 дней с момента признания уклонившимся победителя.

Порядок и сроки заключения контракта со вторым участником регулируются статьей 83.2 действующей редакции 44-ФЗ.

Рассмотрим регламент, установленный для Федерального закона № 223. Если потенциальный поставщик признается уклонившимся от заключения договора по результатам закупочных процедур, проведенных в рамках 223-ФЗ, то организация-заказчик должна направить сведения о нем в ФАС с целью (ч. 2 ст. 5 223-ФЗ). Если в действующем положении о закупках заказчика не прописан пункт о документальном оформлении и публикации на официальном сайте решения о признании участника-победителя отказавшимся от подписания договорных отношений, то у организации нет никакой необходимости размещать такие документы.

В каких случаях второй участник может не подписывать госконтракт

01.07.2018 вступил в силу единый порядок заключения контрактов в электронных процедурах. Сейчас он применяется только для электронного аукциона, а с 01.01.2019 все закупки переходят в электронный вид, поэтому он будет действовать для всех процедур.

ЗАКАЗЧИКУ

· Контракт

Заключение контракта со вторым участником

Должен ли заказчик, в случае если победитель электронного аукциона уклонился от заключения контракта, направить второму участнику запрос о согласии заключить контракт и каким образом запрос должен быть направлен?

Согласно ч. 14 ст. 70 Закона о контрактной системе в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона, и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.

В соответствии с ч. 15 ст. 70 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с ч. 14 ст. 70 Закона о КС, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены ч. 3 ст. 70 Закона о КС, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным экземпляром контракта победитель такого аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, а в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 Закона о КС, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Если этот победитель уклонился от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся.

Таким образом, заключение контракта участником аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона («вторым номером»), является правом этого участника (он, исходя из буквального толкования закона, может и не согласиться на его заключение, отказаться от подписания).

Из буквального толкования ч. 14 ст. 70 Закона о КС проект контракта заполняется заказчиком после получения согласия со стороны участника электронного аукциона, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя электронного аукциона от заключения контракта. Что касается получения данного согласия, то если функционал электронной площадки позволяет получить данное согласие от участника электронного аукциона посредством электронной площадки, то достаточно будет согласия через такую площадку. Если функционал не позволяет получить данное согласие, то, по нашему мнению, данное согласие может быть выражено в иной форме (письменной, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью).

3 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

ЗАКАЗЧИКУ

· Контракт

Расчет цены за единицу товара при подготовке проекта контракта

При подготовке проекта контракта, заключаемого по результатам несостоявшегося аукциона (понижения цены не было), встал вопрос, как рассчитывать цены за единицу товара: взять среднюю цену из обоснования НМЦК или попросить поставщика рассчитать цены?

Обращаем внимание на то, что последствия признания электронного аукциона несостоявшимся установлены ст. 71 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 1–3.1 ст. 71 Закона о КС контракт заключается в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном ст. 70 Закона о КС.

Информируем, что в силу п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с ч. 1 и 7 ст. 55, ч. 1–3.1 ст. 71, ч. 1 и 3 ст. 79, ч. 18 ст. 83 Закона о КС. Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 15, ч. 1–3.1 ст. 71, ч. 1 и 3 ст. 79 Закона о КС, проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. В соответствии с данным пунктом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления указанного обращения. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования, или в случаях, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 15 Закона о контрактной системе, в срок не более чем двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся, или в случаях, предусмотренных ч. 1–3.1 ст. 71, ч. 1 и 3 ст. 79 Закона о контрактной системе, в сроки, установленные соответственно ст. 70 и ч. 13 ст. 78 Закона о контрактной системе. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В силу ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 данного закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

Анализ Закона о контрактной системе показал, что данный закон прямо не устанавливает порядок расчета цены за единицу товара в ситуации, указанной в вопросе. Вместе с тем исходя из ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе можно сделать вывод о том, что цену контракта, информацию о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара) в проект контракта включает заказчик.

ЭТО НАДО ЗНАТЬ
Поскольку Законом о КС не установлен порядок расчета цены за единицу товара в ситуации, указанной в вопросе, заказчик вправе после определения победителя как сам рассчитать среднюю цену исходя из обоснования НМЦК, так и попросить об этом поставщика.

Учитывая изложенное, считаем, что цену за единицу товара следует указать заказчику. Как вариант, заказчик может взять среднюю цену за единицу товара из обоснования НМЦК.

Вместе с тем согласно ст. 46 Закона о контрактной системе проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в т. ч. в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе. При проведении электронного аукциона проведение переговоров заказчика с оператором электронной площадки и оператора электронной площадки с участником электронного аукциона не допускается в случае, если в результате этих переговоров создаются преимущественные условия для участия в электронном аукционе и (или) условия для разглашения конфиденциальной информации.

Как следует из вопроса, участник закупки, с которым будет заключен контракт, уже известен.

Таким образом, следует отметить, что Закон о контрактной системе прямо не содержит запрета на то, чтобы заказчик попросил поставщика рассчитать названную цену за единицу товара. Поэтому информацию о цене за единицу товара также можно попросить рассчитать поставщика, но указать ее в проекте контракта должен заказчик.

Эксперты электронной системы «Госзаказ» e-gz .ru

6 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

ЗАКАЗЧИКУ

· Контракт

Замена одних работ другими в ходе исполнения контракта

В ходе исполнения контракта было обнаружено много скрытых работ. Можно ли заменить одни работы на другие (которых в смете не было)?

Обращаем внимание, что в силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и 95 данного закона.

Анализ ст. 34 и 95 Закона о контрактной системе показал, что замена одних работ на другие (которых в смете не было), а равно и просто добавление новых работ (которых также в смете не было) не допускается. Поэтому заказчику не следует в ходе исполнения контракта одни работы заменять на другие, которые в смете отсутствуют.

Дополнительно информируем, что в силу ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в т. ч. увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 тыс. руб.; на юридических лиц - 200 тыс. руб.

В силу ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в т. ч. увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.

На наш взгляд, следует исполнять контракт в соответствии с условиями, предусмотренными в нем.

Вместе с тем в случае необходимости можно рассмотреть вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе).

Эксперты электронной системы «Госзаказ» e-gz .ru

2 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

ПОСТАВЩИКУ

· Комментарии специалистов

Расторжение контракта по инициативе поставщика

На практике случаи расторжения контрактов по инициативе поставщиков встречаются крайне редко. Однако в нынешних условиях экономической нестабильности данная возможность приобрела актуальность. Авторами статьи подробно описан порядок возможного расторжения контракта поставщиком.

А. И. Илишева, генеральный директор ООО «Планета права»

​С. А. Никиташев, старший юрист ООО «Планета права»

Как правило, расторжение государственных контрактов происходит по инициативе государственного заказчика в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком своих обязательств.

Ситуации, в которых поставщику по каким-либо причинам необходимо расторгнуть контракт, в практике, в т. ч. судебной, практически не встречаются.

В сложившихся экономических обстоятельствах ситуации, в условиях кризиса и резкого роста курса иностранных валют, исполнение заключенного государственного контракта может повлечь причинение убытков поставщику, и вопрос о расторжении государственного контракта по его инициативе стал актуальным.

До вступления в силу Закона о контрактной системе право поставщика отказаться от исполнения контракта хоть и было предусмотрено в последней редакции Закона № 94-ФЗ, но не было четко регламентировано.

Возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа поставщика от его исполнения полностью регламентирована Законом о контрактной системе.

Также ГК РФ предоставляет возможность требовать расторжение договора, в т. ч. государственного контракта, в связи с существенным изменением обстоятельств.

Расторжение контракта в связи с односторонним отказом поставщика от исполнения

Согласно ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе поставщик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Судебная практика (например, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 по делу № А49-2126/2014) показывает, что в государственном контракте должна быть четкая формулировка «права заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения государственного контракта», а не формальная отсылка к законодательству.

Необходимо отметить, что не для всех видов обязательств предусмотрено право стороны на односторонний отказ от исполнения обязательств, поскольку по общему правилу в силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Например, при выполнении подрядных работ подрядчик не может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора.

Статья 523 ГК РФ предусматривает два случая, в которых поставщик может отказаться от исполнения договора поставки:

  • неоднократное нарушение сроков оплаты товаров;
  • неоднократная невыборка товаров.

Под существенным нарушением сроков оплаты товара в судебной практике подразумевается не менее двух нарушений или длительность неоплаты товара.

» ВАЖНО!
Расторжение контракта на основании неоднократного нарушения сроков оплаты товаров возможно в случае, когда контрактом предусмотрены поставка и оплата товара партиями.

Расторжение государственного контракта по данному основанию возможно и имеет смысл, если заказчик неоднократно не оплатил предусмотренные контрактом партии товара.

При расторжении контракта длительность неоплаты товара при разовой поставке, скорее всего, не будет иметь значения для поставщика.

Что касается неоднократной невыборки товаров, то необходимо отметить следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 510 ГК РФ договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров).

» ВАЖНО!
Таким образом, для использования такого основания для отказа от исполнения контрактом должна быть предусмотрена именно выборка товаров, причем также партиями, а не их доставка заказчику, что практически не встречается в сфере поставок для государственных нужд.

СПОРНЫЙ МОМЕНТ

Хотелось бы также обратить внимание на тот факт, что суды могут прийти к выводу о том, что поставщик в случае невыборки товаров не может ссылаться на ст. 523 ГК РФ, поскольку существо обязательства предполагает отдельное регулирование таких отношений параграфом 4 главы 30 ГК РФ «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд». Параграф не предусматривает возможность одностороннего отказа поставщика от исполнения государственного контракта. Указанный довод является спорным и судами в таком аспекте (применительно к отказу поставщика) не рассматривался.

Закон о контрактной системе в ч. 20 и 21 ст. 95 четко регламентирует процедуру отказа поставщика от исполнения контракта.

Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику.

Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) указанных требований считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Закон о контрактной системе устанавливает некоторые ограничения на одностороннее расторжение в случае нарушений условий государственного контракта заказчиком.

» ВАЖНО!
Так, в соответствии с ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

Таким образом, с учетом положений законодательства такой путь расторжения государственных контрактов возможен и четко регламентирован.

Однако необходимо отметить, что судебная практика, при которой рассматривался спор о законности расторжения государственного контракта в связи с односторонним отказом поставщика вследствие нарушения сроков оплаты заказчиком отсутствует и невозможно оценить, как суд, рассматривающий такой спор, в каждой конкретной ситуации будет толковать положения законодательства.

Расторжение контракта в связи с существенным изменением обстоятельств

В соответствии со ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 451 ГК РФ, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

  • в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
  • изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
  • исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
  • из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
» ВАЖНО!
Данный способ к рассматриваемой ситуации применить затруднительно, поскольку трудно найти такие обстоятельства, которые поставщик не мог предвидеть при заключении договора.

Так, сложившаяся судебная практика говорит о том, что изменение курса валют, повышение цен на товары, финансовые кризисы не могут являться обстоятельствами, которые поставщик не мог предвидеть при заключении договора.

Такие обстоятельства практика включает в предпринимательские риски .

Существует единственное решение суда - решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.01.2013 по делу № А60-39575/2012, в котором, хотя истцу и было отказано в изменении договора, суд указал, что существенным изменением обстоятельств можно было бы признать введение дополнительных налогов либо повышение ставок существующих налогов, значительное падение курса национальной валюты, существенное повышение стоимости строительных материалов, подрядных работ и т. д., необходимых для строительства объекта недвижимости, поскольку эти факты влекут нарушение эквивалентности взаимных предоставлений по договору участия в долевом строительстве.

» ВАЖНО!
Однако учитывая, что суд рассматривал вопрос о договоре долевого участия в строительстве, а также что решение суда не обжаловалось и нет позиции вышестоящего суда по этому вопросу, нельзя принимать во внимание поименованное решение как сложившуюся судебную практику.

В качестве примера, когда в судебном порядке договор был расторгнут по таким обстоятельствам, можно привести постановление ФАС Московского округа от 13.03.2012 по делу № А40-32381/ 11-56-255, согласно которому «...выявление в ходе строительства обстоятельства нахождения в пятне застройки силовых кабелей, которые могут быть повреждены при строительстве и которые не были учтены в проектной документации, является существенным изменением обстоятельств, поскольку наличие этих силовых кабелей не позволяет осуществлять строительство, договор не был бы заключен, если бы стороны могли это предвидеть».

Хотя возможность расторжения контрактов по основанию существенного изменения обстоятельств имеется, все равно необходимо серьезное обоснование такого расторжения, сделать которое для договора поставки достаточно сложно.

Таким образом, несмотря на то что законодатель предоставляет поставщикам возможность требовать расторжения контрактов, в стабильной экономической ситуации они такой возможностью не пользуются, что в целом говорит о том, что в исполнении государственного контракта заинтересованы обе стороны правоотношений.

Здравствуйте. Данные положения содержаться в федеральном законе, только в разных статьях и в зависимости от вида проводимых закупок, думаю необходимо обратиться к положениям федерального законодательства.

несоответствие участника, в том числе победителя закупки, требованиям указанным в части 1, частях 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ

Так, согласно:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(с изменениями на 9 марта 2016 года)
Статья 31.Т ребования к участникам закупки
1. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки

Согласно:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Статья 53
3. Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
8. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
участник предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям При этом заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такой закупки.

Согласно:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с изменениями на 9 марта 2016 года)
Статья 66
6_1. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения. (Часть дополнительно включена с 31 декабря 2014 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 498-ФЗ)
Статья 69
6. Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3-5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии счастью 1, частями 1_1, 2 и 2_1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона. (Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 4 июня 2014 года N 140-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 210-ФЗ.
Статья 70. Заключение контракта по результатам электронного аукциона
1. По результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
14. В случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.

Рассмотрим в статье ситуацию, когда победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, каковы должны быть действия заказчика, обязан ли он заключить контракт со вторым участником электронного аукциона.

Если этот заказчик согласен заключить контракт, он признается победителем такого аукциона, и в проект контракта вносятся условия, предложенные этим участником.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Если «второй» участник отказывается от заключения контракта, на этом моменте для заказчика могут возникнуть некоторые сложности. Информацию об уклонившемся победителе нужно направить в контрольный орган для внесения его в реестр недобросовестных поставщиков независимо от того, заключен ли контракт со «вторым» участником закупки. Однако с направлением информации в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) могут возникнуть трудности. т. к. формально ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ не сообщает ничего о сроках направления информации в такой ситуации. Говорится лишь, что информация направляется в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта с участником закупки, с которым заключается контракт при уклонении победителя определения поставщика от заключения контракта (т. е. «вторым» участником).

Если «второй» участник не примет предложение заключить контракт, он не может быть признан уклонившемся и сведения о нем не вносятся в реестр недобросовестных поставщиков .

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»