Законодательные основы аттестации и лицензирования медицинских работников. Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия

В соответствии с п.3 ст. 81 ТК РФ расторжение по инициативе работодателя возможно при условии несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной , подтвержденной результатами аттестации. Для увольнения по данному основанию необходимо проведение аттестации и наличие сделанного в ее результате заключения о профессиональном несоответствии работника занимаемой должности.

Проблемы проведения аттестации

На первый взгляд может показаться, что аттестация - удобный инструмент в руках работодателя для повышения общей эффективности труда. Однако правоприменительная практика показывает, что это совсем не так. Львиная доля исков от уволенных таким образом сотрудников в итоге удовлетворяется в судах с наступлением максимального количества неблагоприятных для работодателя последствий.

Происходит это не в последнюю очередь из-за того, что законодатель хоть и признает право хозяйствующего субъекта на проверку соответствия своих сотрудников занимаемым должностям, тем не менее, исходит из интересов более слабой стороны трудовых правоотношений.

В данном конкретном случае «забыли» прописать четкий для подавляющего большинства работодателей. Вот цитата из закона: «Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными , содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников» (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).

Иными нормативными актами установлены порядок и условия аттестации отдельных категорий работников, например, руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных служащих, педагогических работников и некоторых других. Список ничтожно мал и медицинские работники в нем так же не фигурируют.

Особенности аттестации в медицине

В первую очередь следует отличать и аттестацию, проводимую работодателем на соответствии работника занимаемой должности в рамках ТК РФ.

Аттестация для получения квалификационных категорий

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» все в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации. Порядок и сроки прохождения медицинскими работниками аттестации для получения квалификационной категории утверждены Приказом Минздрава России от 23.04.2013 N 240н .

На первый взгляд кажется, что аттестация медицинского персонала на квалификационные категории вкупе с дипломом и врача (Приказы Минздрава №541н и №707н (ранее действовал Приказ Минздравсоцразвития № 415н , который утратил юридическую силу 06.11.2015)) исчерпывают список удостоверяющих квалификацию медработника документов и любая другая аттестация избыточна, а то и противозаконна. Тут важно понимать, что вышеперечисленные документы - юридическая основа допуска и законности занятия работников медицинской деятельностью, а механизм внутренней аттестации работодателем соответствия работника занимаемой должности преследует иные цели и совершенно законен, так как не нацелен на определение либо умаление юридического статуса медицинского работника.


Естественно, основой допуска работника до занятия определенной должности является получение последним профессионального медицинского образования, совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни и регулярное .

В чем состоит особенность внутренней аттестации

Внутренняя аттестация в рамках ТК - это не что иное, как попытка работодателя постоянно держать «руку на пульсе», контролировать рабочий процесс и реагировать нужным образом, при появлении сигналов о недостаточности или снижении квалификации работника.

Кроме того, это понятный и удобный для всех сторон трудовых правоотношений механизм принятия обоснованных кадровых решений, например, о перестановках в штате, выдвижении на вышестоящие должности, .

Основания проведения аттестации

Каждый ли работник лечебно-профилактической организации (ЛПО) подлежит в установленном порядке аттестации?

Однозначного ответа на этот вопрос Трудовой кодекс РФ не содержит. Но и прямого запрета для работодателей на проведение аттестации всех своих работников Трудовой кодекс РФ также не устанавливает. Механизм аттестации может быть запущен по объективным причинам, то есть независящим от работника, как то: сокращение штата, кадровые перестановки, плановая аттестация для оценки качества работы.

Признаки несоответствия медицинского работника занимаемой должности

Кроме того, существует ряд причин субъективного характера, находящихся в прямой зависимости от конкретных действий работника виновных или невиновных, характер и последствия которых указывают на должностное несоответствие. Например, жалобы пациентов, плохие оценки деятельности врача по критериям , нарушения трудовой дисциплины, т.е. действия, в которых работодатель может усмотреть признаки небрежности, халатности, низкого уровня профессиональной подготовки.

Дополнительные причины провести аттестацию персонала

Аттестация может производиться и после оплаченных работодателем , средства на которые были выделены работодателем по собственному желанию, сверх обязательного объема, предусмотренного ст. 196 ТК. Инвестируя в квалификацию персонала, разумно удостовериться в получении сотрудниками необходимого объема знаний.

Работник медицинской организации сам может быть заинтересован в аттестации, например, если он хочет выдвинуться на определенную должность.

  • Формирование профессионального кадрового персонала;
  • Повышение качества и эффективности оказания медицинской помощи;
  • Снижение дефектов оказания медицинской помощи;
  • Повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;
  • Выполнение при оказании медицинской деятельности, а именно наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • Определение соответствия оказываемых услуг требованиям действующих нормативно-правовых актов, лицензионным требованиям, в том числе критериям качества и безопасности медицинской деятельности;
  • Установление соответствия работников занимаемой должности;
  • Применение к работникам мер ответственности и стимулирования в целях повышения дисциплины и мотивации медицинского персонала, в том числе мер .

Внутренняя аттестация в системе ККМП

Для достижения вышеприведенных целей внутренняя аттестация персонала может быть предусмотрена и как часть системы ККМП медицинской организации (гл. 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статья 90 ФЗ №323 дает право органам, организациям государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на осуществление внутреннего контроля качества и безопасности профильной деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

Проверяя соответствие занимаемым должностям в рамках п.3 ст. 81 ТК РФ, работодатель имеет полное право соотнести результаты трудовой деятельности медицинского персонала с существующими критериями качества оказания медицинской помощи, несоответствие которым необходимо пресекать.

Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (п. 21 ст. 2 ФЗ-323).


Как видно из определения, включение внутренней аттестации медицинского персонала в систему ККМП совершенно оправдано и даже целесообразно, в том числе во избежание возможной ответственности за некачественное лечение медицинской организации в целом.

Одним словом, в основу оценки квалификации медицинского персонала могут быть положены критерии оценки ККМП. Например, регулярная неудовлетворительная оценка работы врача, выявленная на внутреннем ККМП, жалобы пациентов, регулярные неблагоприятные при лечении могут стать основаниями для направления его на внутреннюю аттестацию, по результатам которой работодатель будет принимать решение.

Подпишитесь на нас

Сегодня для занятия определенной должности и выполнение некоторых служебных обязанностей требуется в обязательном порядке проведение специальной аттестации.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Причем подобного рода процедура должна осуществляться в установленном законодательными нормами порядке. Как раз рассматриваемого типа должностью является именно медицинский работник.

Для осуществления работы в сфере здравоохранения требуется обязательно наличие определенных знаний, умений.

Именно наличие соответствующей подготовки позволяет проверить аттестация. Существуют специализированные нормативные документы, регламентирующие процедуру этого типа.

Что нужно знать

Аттестация медработников для получения квалификационной категории обязательна для ведения определенного вида деятельности.

Процедура данная имеет большое количество самых разных особенностей. Несколько различается в зависимости от категории персонала, который проходит такую аттестацию.

Потому готовящемуся к прохождению соответствующей аттестации необходимо будет обязательно ознакомиться с нормативными документами. Так можно будет избежать большого количества спорных моментов.

Сегодня наиболее существенными вопросами являются следующие:

  • необходимые понятия;
  • зачем это нужно?
  • действующие нормативы.

Аттестация врачей в 2020 году на категорию претерпела некоторые изменения. Потому стоит заранее со всеми нововведениями обязательно ознакомиться. Это позволит избежать большого количества различных затруднений.

Необходимые понятия

Аттестация медицинских сестер, а также различных иных работников должна осуществляться в соответствии со специальными нормативно-правовыми актами.

Но для верного их толкования необходимо будет обязательно ознакомиться с полным перечнем различно рода терминов, понятий.

Только так можно будет избежать допущения ошибок при трактовке некоторых важных моментов. К самым часто используемым и важным терминам сегодня стоит отнести следующие:

  • «медицинский работник»;
  • «категория медицинского работника»;
  • «фармацевтические работники»;
  • «качество медицинской помощи»;
  • «аттестация»;
  • «аттестационная комиссия»;
  • «экспертная группа»;
  • «дистанционная аттестация».

Наиболее важным понятием является термин «медицинский работник». Под ним подразумевается целая группа различного рода профессий.

Основная работа должностных лиц, являющихся представителями данных профессий – диагностика/профилактика/лечение заболеваний различных типов.

Обычно такого рода работников разделают на несколько основных «категорий». Традиционное деление имеет следующую градацию на категории:

  • высшее звено;
  • среднее звено;
  • младшее звено.
Под термином «фармацевтический работник» подразумевается Физическое лицо, имеющее соответствующее образование. Основная работа такого сотрудника – осуществление различных операций с лекарственными препаратами (торговля, хранение и иное)
«Качество медицинской помощи» Совокупность различных факторов (методы лечения и иное), позволяющее оценить результативность лечения
«Аттестация» Процедура проведения тестирования в установленном законодательными нормами порядке. Алгоритм данного действия установлен на законодательном уровне. Следует обязательно заранее ознакомиться с подобного рода процедурой
«Аттестационная комиссия» Группа лиц, отвечающая за присвоение определенного уровня квалификации проходящему аттестацию медицинскому работнику. «Экспертная группа» — группа лиц, отвечающих за рассмотрение документов
«Дистанционная аттестация» Подразумевает прохождение специального аттестационного экзамена удаленно, при помощи каких-либо средств телекоммуникации. При использовании данного метода сам алгоритм прохождения аттестации не претерпевает каких-либо изменений. Формируется стандартный набор требуемых документов. Но следует помнить о некоторых существенных отличиях такого типа аттестации от стандартной

Зачем это нужно

Сертификация средних медработников должна осуществляться в обязательном порядке. А также всех иных сотрудников медицинских учреждений, имеющих отношение к лечению и оказывающих соответствующие услуги.

Сегодня аттестация медицинских работников одновременно решает сразу несколько самых разных задач:

  • повышается качество непосредственно медицинских услуг;
  • осуществляется контроль качества лечения в медицинских учреждениях;
  • снижение вероятности назначения неправильного лечения, диагностики и профилактики в связи с некомпетентностью конкретного работника;
  • увеличение продолжительности жизни;
  • снижение травматизма.

Благодаря проведению аттестационной работы в сфере медицинских услуг существенно снижается вероятность допущения врачебных ошибок.

Так как своевременная аттестация позволяет не только поддерживать уровень квалификации на должном уровне, но также повысить его.

Последнее обеспечивается постоянным реформированием перечня вопросов, на которые необходимо будет дать ответ при проведении аттестации.

Для успешной сдачи экзаменов необходимо постоянное обучение медицинского работника. Так как каждый день изобретаются новые способы лечения болезней, лекарства.

В сфере медицины открытия делаются практически каждый день. Сложность аттестации повышается с каждым разом все больше.

Именно поэтому медицинским работникам постоянно необходимо заниматься самообразованием. Тесты постоянно изменяются.

Действующие нормативы

Сегодня все вопросы, связанные тем или же иным образом с аттестацией медицинских работников, отражаются в специальных нормативно-правовых документах.

По возможности следует ознакомиться со следующими НПД всем лицам, имеющим непосредственное отношение к аттестации:

Данный нормативно-правовой документ включает в себя следующие основные разделы:

Важно уделить достаточное внимание именно образцам соответствующих дополнительных документов – формируемых в процессе проведения аттестации.

Это позволит избежать большого количества самых разных проблем, сложностей. Так как порядок проведения аттестации, связанные с ней нюансы обязательно проверяются специальными контролирующими органами.

Следует достаточно внимательно относиться ко всем моментам, отраженным в нормативно-правовых документах. Так можно будет избежать большого количества самых разных проблем.

Нарушения порядка аттестации, несвоевременное её проведение может стать причиной наложения достаточно серьезного штрафа. Также возможны иные административные взыскания.

Порядок аттестации медицинских работников в 2020 году

Процесс аттестации медицинских работников должен обязательно выполняться в соответствии с действующими законодательными нормами.

Существует перечень моментов, рассмотреть которые нужно обязательно заранее. К таким наиболее важным нюансам стоит отнести:

  • действия аттестационной комиссии;
  • на соответствие занимаемой должности;
  • на высшую категорию;
  • отчет медработника в ДОУ;
  • нюансы для фармацевтических работников.

Действия аттестационной комиссии

При наличии необходимости проведения необходимо будет представить перечень обязательных документов (перечень всех необходимых отражается в законодательстве).

Данный перечень включает в себя следующее:

После предоставления всех необходимых документов аттестационная комиссия должна выполнить следующие действия:

На соответствие занимаемой должности

Сегодня одним из оснований для увольнения работника является непрохождение аттестации на право занятия определенной должности.

Данный момент регламентируется Трудовым кодексом РФ – .

Важно помнить, что следует разделить проведение аттестации в рассматриваемом случае на:

  • добровольную;
  • необходимую по причине инициативы работодателя.

Добровольная аттестация подразумевает возможность допуска к выполнению непосредственных обязанностей. Её прохождение в купе с наличие диплома о специальном образовании позволяет занимать определенную должность.

Видео: аттестация сотрудников

Но работодатель имеет право провести внутреннюю аттестацию на право занятия определенной должности. Сам процесс проведения аттестации на соответствие осуществляется стандартным образом.

На высшую категорию

Процесс прохождения аттестации на высшую категорию осуществляется в соответствии с законодательными нормами.

Но при этом необходимо выполнение некоторых обязательных условий:

Для прохождения аттестации на высшую категорию будет осуществлена проверка на соответствие всем обозначенным выше требованиям.

Отчет медработника в ДОУ

Одной из непосредственных обязанностей такого сотрудника является составление специального отчета.

Данный документ обычно включает в себя следующие основные разделы:

  • организационные мероприятия;
  • лечебно-профилактические работы;
  • контроль физического воспитания детей;
  • противоэпидемиологическая работа;
  • санитарно-воспитательная работа;
  • повышение квалификации.

Нюансы для фармацевтических работников

  • 4. Правовые основы здравоохранения в России. Конституция рф об охране здоровья граждан. Основы законодательства об охране здоровья граждан (1993).
  • Раздел 1. Общие положения - содержит определение понятия «охрана здоровья граждан», основные принципы охраны здоровья граждан и прочие организационные положения.
  • 5. Добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство. Отказ от медицинского вмешательства. Оказание медицинской помощи без согласия пациента.
  • 6. Правовой статус медицинских и фармацевтических работников. Правовой статус лечащего врача.
  • Правовой статус лечащего врача
  • 7. Кадры здравоохранения. Современные проблемы додипломной и последипломной подготовки медицинских кадров. Базовые специальности и специальности, требующие углубленной подготовки.
  • 8. Порядок сертификации и аттестации врачей и средних медицинских работников.
  • Испытание при приеме на работу
  • История воз
  • Региональные бюро воз:
  • 1. Число прибывших (выбывших) на 1000 населения
  • 1. Число прибывших (выбывших) на 1000 населения
  • 1. Общий коэффициент рождаемости
  • 2. Обший коэффициент плодовитости
  • 3. Повозрастной коэффициент плодовитости
  • 1. Общий коэффициент смертности
  • 2. Смертность лиц данного возраста и пола
  • 3. Смертность от данного заболевания
  • 4. Младенческая смертность (формула Ратса)
  • 1) Показатели общей заболеваемости
  • 1. Первичная заболеваемость
  • 2) Инфекционная заболеваемость
  • 1. Число выявленных инфекционных заболеваний
  • 4) Заболеваемость: временной утратой трудоспособности
  • 1. Число случаев вут на 1000 работающих
  • 2. Число дней вут на 1000 работающих
  • 5) Госпитализированная заболеваемость
  • 2. Число случаев временной нетрудоспособности на 100 рабочих
  • 3. Число дней временной нетрудоспособности на 100 рабочих
  • 4. Средняя длительность одного случая временной нетрудоспо­собности
  • 5. Процент больных, переведенных на инвалидность.
  • 1.1 Показатель обеспеченности населения поликлинической помощью
  • 1.2 Показатель обеспеченности населения врачебными кадрами (на 10 000 населения)
  • 2.1 Средняя численность 1 терапевтического участка
  • 3.1 Соблюдение участковости на амбулаторном приеме
  • 3.3 Повгорность амбулаторных посещений
  • 2. Средняя длительность работы койки в год
  • 3. Средняя длительность пребывания больного на койке
  • 5. Время простоя койки
  • 2. Стоимость содержания одной койки в год
  • 2. Процент совпадений (расхождений) клинических и патологоанатомических диагнозов
  • 3. Частота послеоперационных осложнений
  • 4. Послеоперационная летальность
  • Особенности работы по оказанию стационарной помощи детям. Виды стационарной лечебной и восстановительно-профилактической помощи
  • Основные принципы организации скорой медицинской помощи
  • 1. Число случаев вут на 1000 работающих
  • 2. Число дней вут на 1000 работающих
  • 3. Средняя продолжительность одного случая
  • 2. Управление информационно-аналитического обеспечения
  • 3. Управление финансово-материального обеспечения
  • I. Процент больных, выявленных при плановой санации:
  • I. По административно-территориальному делению:
  • II. По объектам стандартизации:
  • III. По механизму использования:
  • Раздел IV (ст. 20-28) - деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования.
  • 1) Внешние:
  • 1) Использование пропускной способности стационара:
  • 2) Средняя длительность работы койки в год:
  • 1 Стоимость одного койко-дня:
  • 2. Стоимость содержания одной койки в год
  • 1) Административные
  • 1. Пример задачи на расчет экстенсивных и интенсивных показателей.
  • 9. Примеры оформления листка нетрудоспособности
  • 8. Порядок сертификации и аттестации врачей и средних медицинских работников.

    Аттестация является одним из механизмов государственного кон­троля за качеством подготовки специалистов, которая является доброволь­ной процедурой и преследует цель стимулировать рост квалификации кад­ров.

    В состав аттестационной комиссии включаются ведущие спе­циалисты лечебно-профилактических, научно-исследовательских уч­реждений, высших медицинских образовательных учреждений, главные специалисты органа управления здравоохранением, представители профес­сиональных медицинских ассоциаций.

    Минздрав РФ своим Приказом от 09.08.2001 г. утвердил Положение, определяющее порядок получения квалификационных категорий специали­стами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации. В соответствии с этим Положением при получении квалификационной катего­рии оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность специалиста выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью.

    Квалификация специалиста определяется по трем квалификационным категориям: второй, первой и высшей.

    К аттестации допускаются специалисты, имеющие стаж работы по ат­тестуемой специальности:

    для присвоения высшей категории - 10 лет, из них 3 года на одном месте

    Для прохождения аттестации (переаттестации) на квалификационную категорию специалист представляет следующие документы:

    1. Заявление

    2. Аттестационный лист

    3. Отчет о работе за последние три года, утвержденный руководите­лем медицинского учреждения

    Процедура аттестации представляет собой сдачу специалистом ква­лификационного экзамена на присвоение квалификационной категории. Аттестационный экзамен может проходить как в форме тестирования, так и в виде собеседования и проводится экзаменационными комиссиями по спе­циальностям. Оценка практических навыков производится на основании представления с места основной работы отчета о работе за последние 3 года.

    Оценка квалификации и рекомендации по дальнейшей профессиональ­ной подготовке специалиста принимаются голосованием при наличии не менее 2/3 от числа членов утвержденного состава аттестационной комиссии. Результаты определяются большинством голосов, а при равенстве голосов решение считается принятым в пользу специалиста.

    Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, секретарем и членами комиссии, принимав­шими участие в заседании. Затем орган, при котором создана аттестацион­ная комиссия, в течение одного месяца издает приказ о присвоении квали­фикационной категории, который доводится до сведения специалиста и ру­ководителя учреждения здравоохранения.

    Переаттестация на подтверждение имеющейся категории проводится каждые 5 лет. В случае отказа специалиста от очередной переаттестации присвоенная ранее квалификационная категория утрачивается с момента истечения пятилетнего срока ее присвоения.

    Сертификация - обязательная процедура для всех категорий ме­дицинских работников, т. к. для занятия профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельностью необходим сертификат специалиста.

    Сертификат специалиста - это документ единого образца, под­тверждающий соответствие подготовки специалиста государственным обра­зовательным стандартам. Итогом получения сертификата специалиста явля­ется допуск специалиста к осуществлению профессиональной медицинской деятельности. Лица, не имеющие сертификата, могут работать лишь в каче­стве стажеров под руководством сертифицированного специалиста.

    Сертификация персонала осуществляется квалификационными ко­миссиями, которые создаются при государственных вузах и НИИ медицин­ского профиля, а также при профессиональных медицинских ассоциациях.

    Процедура сертификации представляет собой процесс сдачи ква­лификационного экзамена для получения сертификата специалиста. Квали­фикационный экзамен проводят экзаменационные комиссии по специально­стям, утвержденные МЗ РФ.

    Для сдачи квалификационного экзамена медицинский работник предос­тавляет следующие документы:

    1. Заявление

    2. Копия диплома об окончании медицинского учебного заведения

    3. Копии документов государственного образца о прохождении раз­личных форм послевузовского или дополнительного профессио­нального образования

    4. Копии ранее выданных сертификатов

    5. Копия трудовой книжки

    Экзамен включает в себя три части: тестовый контроль, определение практических навыков, заключительное собеседование.

    К квалификационному экзамену на сертификат специалиста до­пускаются медицинские работники:

    1. Из числа не имеющих стажа профессиональной деятельности - лица, закончившие интернатуру, ординатуру, аспирантуру по клиническим дисциплинам

    2. Из числа имеющих стаж - специалисты, повысившие свою ква­лификацию на циклах усовершенствования по специальности в ли­цензированных учреждениях в течении последних 5 лет или закон­чившие докторантуру по клинической дисциплине.

      Регулирование трудовых отношений в здравоохранении. Порядок приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу.

    "

    Медицинские учреждения и отдельные лица должны быть аккредитованы и иметь сертификат для занятия соответствующей деятельностью.

    Аккредитация (от лат. accredo - доверяю) учреждений и лиц - это определение соответствия их деятельности установленным стандартам по оказанию медицинской помощи и услуг в соответствии с приказом Минздрава России от 02.03.99 № 70 "О лицензировании и аккредитации медицинских учреждений".

    Аккредитацию проводят аккредитационные комиссии, создаваемые из представителей органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских ассоциаций и страховых медицинских организаций на республиканских (для республик в составе Российской Федерации), территориальных (краевой, областной или автономных образований) и городских (Москва и Санкт-Петербург) уровнях.

    Финансирование аккредитационных комиссий осуществляется за счет оплаты процедур аккредитации, рассмотрения споров или из иных источников, не запрещенных законами РФ.

    Контроль за деятельностью аккредитационной комиссии возлагается на органы государственного управления. Аккредитационные комиссии состоят из администрации, членов комиссии и работающих по контракту экспертов. Общее руководство комиссией осуществляет председатель, который избирается на заседании комиссии сроком на 3 года (не более двух сроков подряд) из членов комиссии тайным голосованием простым большинством голосов и утверждается органом государственного управления. Экспертами являются высококвалифицированные специалисты по различным видам медицинской деятельности.

    Аккредитацию учреждений и лиц проводят аккредитационные комиссии, которым в установленном порядке представляется перечень документов. Сроки проведения аккредитации и тарифы устанавливаются региональными органами государственного управления. Срок действия сертификата не должен превышать 5 лет, но по инициативе медицинского учреждения или ассоциации либо по решению суда аккредитация может быть проведена и ранее.

    Учреждения и лица, прошедшие аккредитацию, получают сертификат, который подтверждает степень соответствия заявленных видов медицинской помощи или услуг в полном объеме. Эксперты, привлекаемые комиссией, руководствуются законодательством РФ и в первую очередь Постановлением Правительства РФ от 21.05.01 № 402 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" (с изм. от 10.08.98). Результатом их экспертизы является заключение.

    В названном выше Положении изложены права и обязанности аккредитуемых учреждений и лиц.

    Аккредитуемые учреждения и лица имеют право: -

    получать информацию о порядке и сроках проведения аккредитации; -

    изменять сроки аккредитации; -

    приглашать независимых экспертов; -

    проходить аккредитацию повторно; -

    при несогласии с решением комиссии опротестовать его через суд.

    Учреждения и лица обязаны: -

    в установленные сроки подавать заявку на аккредитацию; -

    нести ответственность за представляемую информацию в документах; -

    оплачивать аккредитацию и представлять квитанцию об оплате; -

    обеспечить условия проведения экспертизы; -

    обеспечить представительство на заседании аккредитационной комиссии.

    Для аккредитации медицинским учреждением представляются следующие документы: -

    заявление; -

    зарегистрированный устав медицинского предприятия (учреждения); -

    учредительный договор (копия) или договор о совместной деятельности с органом государственного управления (для учреждений с государственной формой собственности); -

    копия ордера или договора на аренду помещения; -

    копии ранее выданных учреждению сертификатов и лицензий; -

    копии сертификатов сотрудников, обеспечивающих выполнение заявляемых видов деятельности; -

    справка о помещении, оборудовании (раздельно по видам деятельности и по всему предприятию в целом); -

    количество работающих, их квалификационная характеристика; -

    показатели объема выполняемой деятельности на момент подачи заявления; -

    финансовый отчет за последний год (баланс); -

    наличие административных и дисциплинарных взысканий на какие-либо виды деятельности за последний год; -

    документы об участии в выполнении территориальных медицинских программ; -

    материалы об анализе качества медицинской помощи в соответствии с территориальной системой контроля качества; -

    документы о научной деятельности предприятия (учреждения); -

    документы, подтверждающие педагогическую деятельность.

    Врачом или другим медработником представляются для аккредитации следующие документы: -

    заявление; -

    копия диплома об окончании медицинского учебного заведения; -

    копия удостоверения о прохождении повышения квалификации и специализации (в том числе на рабочих местах); -

    копия диплома кандидата, доктора медицинских наук, доцента, профессора; -

    отчет о деятельности врача с указанием перечня, объемов и видов выполняемых медицинских работ (не заверяется); -

    заявляемые на аккредитацию виды медицинской деятельности; -

    копия ранее выданных сертификатов; -

    наличие дисциплинарных и административных взысканий на какие-либо виды медицинской деятельности за последний год; -

    участие в выполнении территориальных медицинских программ; -

    научная деятельность (список трудов, выступления на научных конференциях, участие в работе научных обществ и т.

    педагогическая деятельность (в том числе работа по совместительству и обучению на рабочих местах); -

    выписка из трудовой книжки.

    Лицензирование медицинских учреждений необходимо, так как является одним из условий законного функционирования медицинского учреждения, организации или предприятия независимо от системы здравоохранения.

    В соответствии со ст. 15 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и Постановлением Правительства РФ от 21.05.01 № 402 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" лицензирование медицинской деятельности осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, находящимся на территории этого субъекта. При необходимости деятельности в других регионах регистрация такой лицензии обязательна органом исполнительной власти субъекта РФ. Это касается ЛПУ, клиник вузов и НИИ. В состав лицензионной комиссии органа государственного управления субъекта РФ входят его представители или местной администрации, органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских фармацевтических ассоциаций.

    Комиссия определяет срок действия лицензии, но не более чем на 5 лет для государственных учреждений и не более чем на 3 года для учреждений с негосударственными формами собственности. Лицензирование предусматривает изучение представленных учреждением документов, проведение экспертизы на местах и выдачу лицензии на право оказания медицинской помощи в заявленном объеме, с ограничениями либо обоснованный отказ в выдаче лицензии.

    Органы управления здравоохранением, медико-фармацевтические учреждения, организации, профессиональные ассоциации могут ходатайствовать перед лицензионной комиссией о внеочередном лицензировании, а также о лишении или приостановлении лицензии, если выявлено несоблюдение требований стандарта качества медицинской помощи. Что касается лицензий на деятельность медицинских образовательных учреждений, высших и средних учебных заведений, а также послевузовского образования, то они выдаются Министерством образования РФ.

    Медицинские учреждения представляют лицензионной комиссии следующие документы: -

    заявление; -

    копию устава или положения лицензируемого учреждения, утвержденного в установленном порядке; -

    копию ордера или договора об аренде помещения, документы, подтверждающие наличие или возможность законного пользования помещениями, инструментарием, оборудованием, соответствующими запрашиваемым видам деятельности; -

    заявляемые на лицензирование виды медицинской деятельности, услуг, страховых программ; -

    копии ранее выданных учреждению сертификатов; -

    заключение государственного санитарного надзора; -

    заключение государственного пожарного надзора; -

    отчет о состоянии техники безопасности; -

    заключение об эксплуатации здания; -

    финансовый отчет учреждения за последний год; -

    годовой отчет учреждения за 3 последних года.

    Лицензируемое учреждение имеет право: -

    получать все необходимые сведения и документы о порядке лицензирования; -

    проводить лицензирование повторно; -

    увеличивать сроки лицензирования; -

    оспаривать решение территориальных лицензионных комиссий в республиканской комиссии; -

    принимать на лицензирование независимых экспертов с правами совещательного голоса.

    Лицензируемое учреждение обязано: -

    в срок подавать заявку и документы на лицензирование; -

    отвечать за правдивость сведений, изложенных в представляемых документах; -

    подтвердить оплату и обеспечить условия для проведения лицензирования; -

    обеспечить явку на заседание лицензионной комиссии представителей учреждений.

    Сертификат подтверждает сертификацию специалиста. Он выдается на основании послевузовского профессионального образования (интернатуры, клинической ординатуры, аспирантуры), а также врачей со стажем - дополнительного образования на курсах и факультетах повышения квалификации с последующим проверочным испытанием.

    Как известно, сертификат выдается на заявленные виды деятельности (и в этом он аналогичен лицензии) на определенные виды медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. Это отмечается в письме Минздрава России "О разъяснении приказа Минздравмедпрома России от 07.08.95 № 15-00 "Об утверждении Положения о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности".

    Порядок допуска к осуществлению медицинской деятельности изложен в ряде документов. К ним относятся Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в РФ, утв. постановлением Государственного комитета РФ по высшему образованию от 25.05.94 № 3, приказ Минздрава России от 31.03.97 № 3 "О поэтапном введении с 1997 г. итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений", а также письмо Минздрава России от 15.06.00 № 2510-6646 "Об итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений".

    Упомянутое письмо приводит этапы аттестации, перечень и форму экзаменов и, что важно, квалификационные характеристики, перечень знаний и умений для врачей- выпускников по специальностям: "лечебное дело" (040100), "педиатрия" (040200), "медико-профилактическое дело" (040300), составленными на основе государственного стандарта.

    После прохождения обязательной первичной годичной послевузовской подготовки (интернатуры) врач должен доказать соответствие своего профессионального образования государственному стандарту, официальным свидетельством которого является сертификат специалиста. По высшему медицинскому образованию госстандарты утверждены Госкомвузом России на основании Постановления Правительства РФ от 12.08.94 № 940 "Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования" в соответствии с типовыми планами и программами, пересматриваемыми каждые 5 лет.

    Для получения сертификата врач по окончании инернатуры, ординатуры или аспирантуры сдает квалификационный экзамен, для чего Минздравом России специально разработаны тестовые программы по специальностям, и получает удостоверение или сертификат. Сертификат специалиста подтверждается каждые 5 лет. Документы об окончании интернатуры, ординатуры и аспирантуры, выданные до 5 лет, имеют равную юридическую силу с сертификатом.

    Согласно ст. 60 "Клятва врача" Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан лица, окончившие высшие медицинские учебные заведения России, перед получением диплома врача дают клятву. В Федеральном законе от 20.12.99 № 214-ФЗ " О внесении изменений в ст. 60 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" впервые после принятия новой Конституции РФ обнародован текст, который приведен выше.

    Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

    Аттестация врачей, провизоров, других специалистов с высшим образованием проводится в соответствии с приказом Минздравмедпрома России от 16.02.95 № 33 "Об утверждении Положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения РФ" (с изм. от 28.09.99) и приказом регионального управления здравоохранением, которые формируют состав аттестационной комиссии. Комиссию возглавляет председатель, он определяет регламент ее работы (приложение 1 к упомянутому приказу). В состав комиссии входят секретарь и члены из числа высококвалифицированных специалистов, ученых и практиков медицины. Формой работы комиссии являются заседания, проводимые по графику, утвержденному руководителем органа управления здравоохранением. Члены комиссии знакомятся с представляемыми материалами за 10 дней до заседания. Решение принимается открытым голосованием абсолютным большинством голосов и действительно на всей территории России. В заседании комиссии принимает участие председатель профильной подкомиссии.

    Предварительно проверка теоретических знаний и практических навыков проводится путем компьютерного тестирования, с учетом усвоения практических навыков, решения ситуационных задач и результатов собеседования в подкомиссии. Руководитель органа управления здравоохранением утверждает численность и состав подкомиссии, ее председателя и секретаря, который ведет делопроизводство. Подкомиссия собирается по мере накопления дел. Решение рекомендательного характера принимается открытым голосованием абсолютным большинством голосов присутствующих на основании результатов компьютерного тестирования и собеседования, опреде- ляющего уровень теоретических знаний и объем практических навыков, качество и достоверность представленного отчета.

    Специалист, изъявивший желание пройти аттестацию, представляет личное заявление; при подтверждении ранее присвоенной категории - не позднее трех месяцев до истечения его срока; аттестационный лист и отчет о работе за 3 последних года. Отчет должен освещать характер деятельности врача, показатели работы отделения или ЛПУ, его характеристику, динамику показателей за 3 года и оценку имеющихся тенденций по сравнению с соответствующими показателями города или района. К отчету прилагаются опубликованные статьи, удостоверения на рацпредложения, изобретения, программы конференций, съездов, циклов усовершенствования, в которых аттестуемый принимал участие. Отчет подписывается претендентом и заверяется руководителем учреждения.

    Вторая категория присваивается врачам, имеющим стаж работы по этой специальности не менее 5 лет, первая - не менее 7, высшая - не менее 10 лет. В стаж работы засчитывается обучение в интернатуре, клинической ординатуре и аспирантуре по той же специальности. В отдельных случаях при высокой практической и теоретической подготовке более высокая категория может быть присвоена без установленных требований к стажу. Специалистам, имеющим ученую степень доктора медицинских наук, высшая категория присваивается заочно. В случае отказа специалиста от очередной переаттестации ранее присвоенная категория утрачивается. Аттестация проводится платно за счет средств аттестуемого, профсоюза, научного общества или ассоциации по официально установленным тарифам.

    4 августа 2013 года начал действовать Приказ Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории» (далее - Порядок). В связи с этим утратил силу Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2011 № 808н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками». Сегодня расскажем, что изменилось в порядке аттестации медицинских и фармацевтических работников, и сравним прежний и действующий порядки .

    Общие положения

    Порядком установлены правила прохождения медицинскими и фармацевтическими работниками аттестации. Этот порядок распространяется на специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, специалистов с высшим профессиональным образованием, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность.

    Как и прежде, аттестация специалистов проводится по должностям, предусмотренным действующей номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников, по трем квалификационным категориям (второй, первой и высшей) один раз в пять лет. При этом присвоенная работнику квалификационная категория действительна также в течение пяти лет со дня издания соответствующего распорядительного акта. Специалисты могут претендовать на присвоение им более высокой квалификационной категории и до истечения названного срока, но не ранее чем через три года со дня присвоения квалификационной категории.

    Порядком скорректированы требования к стажу работы для получения квалификационных категорий. Стаж работы по специальности теперь не зависит от полученного работником образования. Так, для получения второй квалификационной категории необходим стаж работы по специальности (в должности) не менее трех лет, для получения первой категории - стаж не менее пяти лет, высшей категории - стаж не менее семи лет.

    Для сравнения скажем: раньше, чтобы получить высшую квалификационную категорию, необходимо было наличие не менее 10 лет стажа для специалистов с высшим профессиональным образованием и не менее семи лет стажа для специалистов со средним профессиональным образованием.

    Помимо стажа, Порядком установлены требования к теоретическим знаниям и практическим навыкам специалистов. В частности, на основании п. 8 Порядка специалист, претендующий на получение второй квалификационной категории, должен:

    • иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой им профессиональной деятельности;
    • ориентироваться в современной научно-технической информации, владеть навыками анализа количественных и качественных показателей работы, составления отчета о работе.
    Для получения первой квалификационной категории специалист должен:
    • иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой им профессиональной деятельности и смежных дисциплин;
    • использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой им профессиональной деятельности;
    • уметь квалифицированно провести анализ показателей профессиональной деятельности и ориентироваться в современной научно-технической информации;
    • участвовать в решении тактических вопросов организации профессиональной деятельности.
    Обратите внимание

    Чтобы получить высшую квалификационную категорию, на основании п. 10 Порядка специалист должен:

    • иметь высокую теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой им профессиональной деятельности, знать смежные дисциплины;
    • использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой им профессиональной деятельности;
    • уметь квалифицированно оценить данные специальных методов исследования с целью установления диагноза;
    • ориентироваться в современной научно-технической информации и использовать ее для решения тактических и стратегических вопросов профессиональной деятельности.

    Формирование аттестационных комиссий

    Для проведения аттестации, как и прежде, создаются комиссии, которые в зависимости от формирующих их органов могут быть центральными, ведомственными и территориальными. Правила формирования комиссий и их состав подробно регламентированы Порядком.

    Аттестационная комиссия состоит из координационного комитета (далее - комитет), осуществляющего функции по организации деятельности аттестационной комиссии и экспертных групп по специальностям (далее - экспертные группы), которые рассматривают документы и проводят квалификационный экзамен.

    В состав аттестационной комиссии включаются:

    • ведущие специалисты организаций, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность;
    • представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций, работодателей;
    • представители органа государственной власти или организации, формирующих аттестационную комиссию, и иные лица.
    Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию.

    Общее руководство деятельностью аттестационной комиссии осуществляет председатель комиссии, который одновременно является председателем комитета. Заместитель председателя аттестационной комиссии признается заместителем председателя комитета и исполняет обязанности председателя аттестационной комиссии в его отсутствие.

    Осталась должность и ответственного секретаря комиссии, который регистрирует и рассматривает поступающие в аттестационную комиссию документы специалистов, изъявивших желание пройти аттестацию для получения квалификационной категории, на предмет соответствия их требованиям к перечню и оформлению документов, формирует материалы для направления в экспертные группы, готовит материалы к заседаниям и проекты решений комитета.

    У экспертной группы также есть председатель, заместитель председателя и ответственный секретарь.

    Отметим, что в Порядке достаточно подробно определены функции как комитета, так и экспертных групп. Например, комитет координирует работу экспертных групп, определяет способы, методы и технологии оценки квалификации специалистов, подготавливает и направляет на утверждение в орган, создавший аттестационную комиссию, проект распорядительного акта о присвоении специалистам квалификационных категорий. Экспертные группы, в свою очередь, рассматривают документы, представленные специалистами, готовят заключения по отчетам, проводят тестовый контроль знаний и собеседования, принимают решения по вопросам присвоения специалистам квалификационных категорий.

    На основании п. 18 Порядка заседания комитета проводятся при необходимости по решению его председателя, а заседания экспертных групп - не реже одного раза в месяц. Заседание комитета или экспертной группы считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов комитета или экспертной группы соответственно.

    Решения комитета и экспертной группы принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании комитета или экспертной группы является решающим (п. 19 Порядка ). Отметим, что в ранее действовавшем порядке аттестации для принятия решения было необходимо присутствие не менее 2/3 членов комиссии и в случае равенства голосов решение считалось принятым в пользу специалиста.

    Решения комитета и экспертной группы оформляются протоколами, которые подписываются всеми членами комитета и экспертной группы, присутствовавшими на заседании комитета и экспертной группы соответственно.

    Порядок проведения аттестации

    Специалисты, изъявившие желание пройти аттестацию для получения квалификационной категории, представляют в аттестационную комиссию комплект документов. Перечень документов, входящих в квалификационную документацию, практически не изменился, но есть одно исключение: теперь вместо квалификационного листа специалист должен представить аттестационный лист.

    Обратите внимание

    В ранее действовавшем порядке получения квалификационных категорий было установлено, что руководитель медицинской или фармацевтической организации должен создавать специалистам условия для получения квалификационных категорий при осуществлении взаимодействия с комиссией, представлении документации и оповещении специалиста. Теперь таких обязанностей по содействию не предусмотрено.

    Нововведением в части представления документов является необходимость представления заверенного в установленном порядке перевода на русский язык документов, выданных на территории иностранного государства и оформленных на иностранном языке.

    Также новшеством является запрет на участие в направлении документов должностным лицом организации, уполномоченным осуществлять взаимодействие организации, в которой специалист осуществляет профессиональную деятельность, с аттестационной комиссией. Порядком установлено, что направить по почте или представить лично документы может только сам специалист. Кроме того, исключено требование о брошюровании документов.

    Документы должны быть направлены в адрес органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию, по почте или представлены лично специалистом не позднее четырех месяцев до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории. При нарушении данного срока квалификационный экзамен может быть проведен позднее даты окончания срока действия имеющейся квалификационной категории.

    К сведению

    Пунктом 16 Порядка установлено, что аттестация может проводиться с использованием телекоммуникационных технологий (дистанционная аттестация) и в форме выездного заседания.

    Порядком скорректированы правила и сроки проведения аттестации. В частности, на основании п. 22 Порядка документы, поступившие в аттестационную комиссию, регистрируются ответственным секретарем комитета в день их поступления в аттестационную комиссию. В течение семи календарных дней со дня регистрации документов они передаются на рассмотрение председателю комитета (ранее документация регистрировалась после семидневной проверки ее соответствия требованиям комплектности).

    Если отсутствуют предусмотренные Порядком документы или они неправильно оформлены, ответственный секретарь комитета должен направить специалисту письмо об отказе в принятии документов с разъяснением причины отказа также в течение семи дней (ранее этот срок составлял 14 календарных дней). В таком случае специалист может направить документы повторно. При этом на исправление недочетов ранее ему отводился месяц, теперь же такой срок вообще не установлен.

    Председатель комитета не позднее 14 календарных дней со дня регистрации документов определяет состав экспертной группы для проведения аттестации и направляет ее председателю документы специалиста (п. 23 Порядка). При этом экспертная группа должна рассмотреть их не позднее 30 календарных дней со дня регистрации документов, утвердить заключение на отчет и назначить дату и место проведения тестового контроля знаний и собеседования (ранее срок для рассмотрения документов составлял 14 календарных дней).

    Отметим, что изменились требования к содержанию заключения на отчет. В частности, на основании п. 24 Порядка теперь не нужно учитывать:

    • продолжительность и сроки последнего повышения квалификации;
    • формы самообразования, используемые специалистом;
    • соответствие объема теоретических знаний, фактических диагностических и лечебных практических навыков квалификационным требованиям.
    Решение экспертной группы о назначении даты и места проведения тестового контроля знаний и собеседования доводится до специалиста не позднее чем за 30 календарных дней до даты проведения тестового контроля знаний и собеседования, в том числе посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте в Интернете или информационных стендах органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию.

    Тестовый контроль знаний и собеседование проводятся не позднее 70 календарных дней со дня регистрации документов.

    На основании п. 27 Порядка по результатам квалификационного экзамена экспертная группа может принять одно из двух решений: присвоить или отказать в присвоении специалисту квалификационной категории. Напомним, что ранее предусматривалось несколько видов решений, принимаемых экспертной группой. Например, можно было повысить вторую квалификационную категорию с присвоением первой, подтвердить присвоенную ранее квалификационную категорию, снять первую (высшую) квалификационную категорию с присвоением более низкой категории или лишить специалиста квалификационной категории.

    Решение о присвоении или отказе в присвоении специалисту квалификационной категории принимается экспертной группой не позднее 70 календарных дней со дня регистрации документов, оформляется протоколом заседания экспертной группы и заносится в аттестационный лист специалиста ответственным секретарем экспертной группы. Если специалисту отказано в присвоении специалисту квалификационной категории, в протоколе указываются основания, по которым экспертная группа приняла соответствующее решение. А решение об отказе в присвоении специалисту квалификационной категории может быть принято по следующим основаниям:

    • наличие в заключении на отчет отрицательной оценки теоретических знаний или практических навыков специалиста, необходимых для получения заявляемой им квалификационной категории;
    • наличие неудовлетворительной оценки по итогам тестового контроля знаний;
    • неявка специалиста для прохождения тестового контроля знаний или собеседования.
    Оформленный протокол, содержащий решение о присвоении или отказе в присвоении специалисту квалификационной категории, в течение пяти календарных дней с момента его подписания направляется председателем экспертной группы в комитет. Последний не позднее 90 календарных дней со дня регистрации документов подготавливает и представляет к утверждению распорядительный акт о присвоении специалисту квалификационной категории (п. 31 Порядка).

    Обратите внимание

    Распорядительный акт о присвоении специалисту квалификационной категории должен быть издан органом государственной власти или организацией, создавшими аттестационную комиссию, не позднее 110 календарных дней со дня регистрации документов. Ранее приказ о присвоении специалисту квалификационной категории издавался в течение месяца с момента принятия комиссией решения.

    Специалист же должен получить посредством почтовой связи или на руки выписку из распорядительного акта о присвоении ему квалификационной категории не позднее 120 календарных дней со дня регистрации документов.

    Отметим, что Порядком увеличен срок обжалования решения аттестационной комиссии с 30 дней до года. Срок для обжалования отсчитывается с даты принятия аттестационной комиссией решения.

    Как видим, порядок аттестации медицинских и фармацевтических работников претерпел существенные изменения в части сроков проведения аттестации, процедуры оформления документов и результатов аттестации. Более того, остаются невыясненные моменты. В частности, ранее предусматривалось, что специалисту в течение недели со дня издания приказа о присвоении ему квалификации оформлялся и выдавался соответствующий документ. Теперь же специалисту выдается лишь выписка из приказа о присвоении ему квалификационной категории, а про документ не говорится ни слова. Полагаем, что эти моменты будут разъяснены компетентными органами в процессе действия Порядка.

    Номенклатура специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 № 210н.