«Проект Аввакум» - непотопляемый ледяной авианосец. Проект аввакум - непотопляемый авианосец изо льда Ледяной авианосец

Фав

Все мы в детстве мастерили луки и рогатки, а кто-то даже« бомбы» из спичечных коробков. Но самые инициативные пошли дальше! Давайте разбираться: правда ли можно сделать оружие изо льда?

Мечтатели и изобретатели

Лёд хрупкий, скользкий и его холодно держать в руках. Не самый практичный материал, как подсказывает логика. Но когда логика останавливала фантазёров?

Ледяной нож, наверно, самый простой вид оружия в нашем ассортименте. Он, конечно, недолговечный, но в этом есть как минусы, так и плюсы. Представьте себе орудие убийства, а значит и вещественное доказательство, которое исчезает само по себе(сюжет используется в детективных историях, но пока не опробован в реальности). Но, чтобы следов не осталось, лёд должен быть без примесей. Армированный же лёд для« чистого убийства» не подходит, зато он намного прочнее обычного и вполне годится для нарезки огурцов. Сделать его можно в домашних условиях, чем и занимается видеоблогер kiwami japan. Его ледяной нож укреплён синтетической ватой. Он не самый острый, но довольно прочный.

С ножами схожи ледяные мечи и кинжалы, которые изготавливает, например, видеоблогер epicfantasy. Они привлекают скорее своей разноцветностью и разнообразными рукоятками, чем функционалом. В целом, назначение такого оружия - борьба со скукой. Моду на него ввели легендарные ледяные мечи белых ходоков из сериала« Игра престолов» . Оружие ходоков вдребезги разбивало обыкновенные железные мечи Ночного дозора.

Ледяные артиллерийские орудия, несмотря на кажущуюся фантастичность, были сделаны в 1740 году в Санкт-Петербурге и стояли перед Ледяным домом для развлечения императрицы Анны Иоанновны. Шесть пушек и две мортиры. Они даже стреляли железными ядрами и бомбами. Сомневаться не приходится, всё подробнейшим образом задокументировано академиком Г. В. Крафтом и французским посланником де ла Шетарди . Пороха закладывали меньше, чем в металлическую пушку, а всё остальное - стандартно.

У ледяных пуль приверженцев мало. Да, лёд слишком лёгкий и недостаточно плотный, чтобы из него делать пули в прямом смысле слова. Он однозначно не подходит для унитарного патрона. Экспериментаторы, которые пытались просто заменить металлическую пулю в гильзе на ледяную, потерпели неудачу. Однако, если взять гладкоствольное оружие, а к нему пластиковый патрон, заполненный льдом, то всё получится. У такой« пули», конечно, масса недостатков, но она не миф. Она долетает до цели и обладает неплохим поражающим эффектом.

Но самый хит нашего списка фантастических ледяных поделок - авианосец изо льда. И это уже совсем другой уровень полёта фантазии.

Активисты и авантюристы

Для масштабной задумки нужна неординарная личность. Им оказался Джеффри Пайк - недоучившийся юрист, журналист, игрок на бирже ценных бумаг - кто угодно, только не военный и не инженер. Однако именно этот предприимчивый подданный Его величества в 1942 году отправил адмиралу Маунтбеттену пакет документов, в которых изложил свои идеи. Строго говоря, идеи были не новы. Ещё в 1930-м немцы экспериментировали с плавучим ледяным островом, на котором могла бы поместиться взлётно-посадочная полоса для самолётов.

Более того, даже сам материал, позже названный в честь Пайка« пайкрит» и представляющий собой лёд, армированный целлюлозой, тоже впервые изобрели другие - австрийские химики, эмигрировавшие в США.

Но Пайк был идеологом. Он утверждал, что« лёд выиграет войну».

Пилоты, военно-морские офицеры и люди, смыслящие в кораблестроении, посмеивались над изобретателем-самоучкой. Но так или иначе, проект был одобрен британским премьер-министром, и у него появилось название -« Хабаккук».

Прототип весом в тысячу тонн и размером 18 x 9 метров построили в Канаде на озере Патрисия к весне 1943‑го.

Строительство прототипа« Хабаккука»

Однако после испытаний у Адмиралтейства сразу возникло множество пожеланий. Во-первых, хорошо было бы кораблю приделать руль. У« Хабаккука» его не было. Во-вторых, требовалось повысить мореходные качества« айсберга», скорость в шесть узлов Адмиралтейство не устраивала. В-третьих, боевые качества - например, защищённость от бомб и торпед - тоже требовалось улучшить. С учётом всех необходимых доработок стоимость« Хабаккука» превысила бы стоимость целого флота традиционных авианосцев. Хотя первоначально его необходимость обосновывали именно дешевизной материала и постройки.

В декабре 1943 года от проекта отказались из-за непрактичности и технической сложности осуществления.

Как мечта« Хабаккук» был прекрасен, как прототип - осуществим, но как авианосец - невозможен. Построенный прототип растаял через два года естественным путём. Пайк предложил проект монитора(артиллерийского корабля) изо льда, но он уже не был интересен. Британия стала готовиться к высадке в Нормандии .

В общем, мечта покорить лёд и поставить его себе на службу не покидает человечество уже долгое время. Тут главное - не сдаваться. И рано или поздно с ледяных палуб взлетят ледяные самолеты с экологически чистыми ледяными бомбами на подвесках.

Никто не может сказать точно, на что походили бы готовые авианосцы-айсберги… (фото с сайта www-old.aad.gov.au).


Когда союзники готовились к высадке в Европе, они всерьёз рассматривали проект постройки флота огромных авианосцев изо льда. До сих пор немало тех, кто считает, что эта затея была чистым безумием, как и тех, кто полагает её оригинальной и разумной технической идеей.

Не вполне ясно, кто первый это придумал, но известно, что идею айсбергов-аэродромов обсуждали в 1942 году премьер Уинстон Черчилль и лорд Луи Маунтбаттен (Louis Mountbatten), глава "Объединённых операций", британской организации отвечающей за развитие наступательного вооружения.

Первоначально речь шла о простом "спиливании" верхушек айсбергов, оснащении их двигателями, системами связи и направлении в театр военных действий с группой самолётов на борту.

Нужно заметить, что столь экстравагантная идея родилась в период, когда промышленность союзников, особенно Великобритании, испытывала острую нехватку ресурсов, в первую очередь – стали. В то время как потребность в судах только росла.

Замёрзшая вода представлялась дешёвым и неограниченным ресурсом. Как бонус – такой авианосец был бы непотопляем, так как целый град бомб и торпед не мог бы разбить крупный айсберг на куски, а лишь оставлял бы на нём выбоины.


…Возможно, что они напоминали бы этот проект "большого Аввакума" (рисунок с сайта de220.com).


Таяние такого "корпуса" не стало бы проблемой в операции, которая могла занять считанные дни или недели, к тому же – немного замедлить его можно было с помощью мощных холодильных установок.

Чуть позднее идея трансформировалась. Британский инженер и учёный Джеффри Пайк (Geoffrey Pyke), сотрудник ведомства Маунтбаттена, предложил собирать боевые корабли из замороженных ледяных блоков, встраивая в конструкцию трубы холодильных установок.

Пайк экспериментировал с любопытным материалом, названным коллегами-учёными в его честь – пикрит (Pykrete), и представлявшим собой замороженную смесь воды и целлюлозы (фактически - мелких опилок). Оказалось, что этот лёд был многократно прочнее обычного, да ещё в несколько раз медленнее таял.

Идею этого материала подсказали британцам некие американские профессора. Но, как бы то ни было, именно Пайк довёл замысел до готового проекта и даже – реального корабля.

Прежде, впрочем, лорд Маунтбаттен принёс (это было в 1943 году) блок пикрита на конференцию союзников в Квебеке. Рядом он поставил такой же по размеру блок обычного льда. Затем достал револьвер и дважды выстрелил.

Обычный ледяной куб разлетелся на мелкие кусочки, а от пикрита пуля рикошетировала (куб остался цел), ранив (к счастью, несильно) одного из присутствующих. После такой наглядной демонстрации американцы согласились участвовать в проекте.


Современная реконструкция стрельбы лорда Маунтбаттена. После выстрела от блока пикрита откалывается кусок, от такого же блока льда – не остаётся ничего (фото с сайта geocities.com).


Этот ледяной корабль был построен в Канаде, на озере Patricia Lake в провинции Альберта, причём было лето, что и требовалось для испытаний как технологии строительства, так и самого судна.

Называлось оно "Аввакум" (Habakkuk), в честь пророка из Ветхого Завета, который сказал: "Видят народы и крайне удивляются! Поскольку работа, что делается в ваши дни такова, что вы не поверили бы, если бы кто-то про это сказал".

Корабль с остовом из деревянных балок и наполнением из ледяных блоков (стабилизированных тремя небольшими холодильными установками и сетью трубок) насчитывал 18,3 метра в длину, 9 с лишним метров в ширину и весил 1,1 тысячи тонн. Его создание силами 15 человек заняло два месяца.


Строительство судна Habakkuk. Укладка первого слоя блоков. Дополнительная теплоизоляция была сделана из хвойных иголок (фото с сайта с сайта de220.com).


Боевые же ледяные авианосцы должны были иметь длину 1,22 километра и ширину 183 метра. Их водоизмещение должно было составлять несколько миллионов тонн.

Специалисты посчитали, что трудо- и денежные затраты делали такие корабли очень даже не дешёвыми, несмотря на кажущуюся бесплатность льда. К тому же, для целлюлозного наполнения блоков пикрита, в случае строительства целого флота подобных авианосцев, о чём военные так увлечённо говорили вначале, потребовалось бы свести едва не все леса Канады.


Новый слой пикрита и система охлаждения (фото с сайта с сайта de220.com).


Когда Habakkuk гордо поплыл по канадскому озеру (а это было в августе 1943 года) ситуация на европейском театре военных действий понемногу стала разворачиваться в пользу союзников. Недолго подумав, от ледяного флота отказались.

Впрочем, проблемы с нехваткой металла ещё не ушли в прошлое окончательно. Не зря же в высадке союзников в Нормандии, среди сонма разных судов, принимали участие и бетонные баржи.

Деревянные же и железные останки Habakkuk в 1970-х годах нашли на дне Patricia Lake аквалангисты.

А, может быть, имеет смысл в отдельных случаях строить ледяные суда, как вы считаете?

Практически каждой из стран во время Второй мировой войны удалось совершить большой прорыв в области науки, технологий и техники. Благодаря этому началась реализация самых диковинных и нестандартных проектов. Например, британскому изобретателю Джеффри Пайку (Geoffrey Pyke) пришла в голову безумная идея о создании самого большого, даже на сегодняшний день, авианосца, который по большей мере должен был изготавливаться изо льда. Реализовать эту идею гениальный ученый предложил британскому военному флоту.

Авианосец планировалось изготовить из нового материала – пайкрита (Pykrete), который бы назывался в честь своего изобретателя. Этот самый пайкрит на 86% состоял изо льда, а на 14% - из древесных опилок. Идея изобретения этого материала родилась в голове у Джеффри Пайка только из-за острого дефицита металла в Великобритании, который был присущ тому времени. Кстати, именно из-за этого Великобритания не сумела реализовать значительную часть своих военных планов, направленных на борьбу с фашистской Германией.

Итак, в основу пайкрита должен был лечь самый обычный лед, который можно во все времена производить в огромных количествах. Однако вместе с этим пайкриту доставались и недостатки своего «прародителя», а именно – таяние, пусть и не такое быстрое, что у обычного льда, но все же таяние. Поэтому нужно было продумать схему, чтобы, используя забортную воду, можно было бы постоянно восполнять растаявший материал.

Проект этого уникального авианосца получил название Habbakuk, и работу над ним поручили специальным подразделениям U.K. Combined Operations division, в составе котого были как гражданские служащие, так и военные. Согласно плану, авианосец должен был быть длиной в 610 м, шириной в 92 м и высотой в 61 м. Общий вес такого гигантского судна, конструкция которого должна была бы состоять из 12-метровых блоков нового материала, мог превысить 2 млн. тонн.

Чтобы понять, насколько это много даже для современного мира, стоит вспомнить размеры авианосца, относящегося к классу Nimitz. Его длина всего около 330 м, ширина – 77 м, а вес всего-навсего – 100 тысяч тонн. Такой современный авианосец несет в среднем 90 самолетов, а для его обслуживания требуется команда из 3000 человек. В новом проекте Habbakuk у авианосца в 2 раза увеличивалась возможность переноса самолетов (около 200), а командный состав в то же время возрастал всего до 3700 человек.

К сожалению, этот проект, как и другие монстрообразные разработки, закончился лишь созданием опытного образца из нового материала длиною всего в 20 м. На этом его не успевшая начаться карьера и завершилась, а зря! Ведущие известной телепередачи про развенчивание мифов Адам Сэвэдж и Джейми Хинемен изготовили несколько образцов пайкрита и вдоволь с ним наэкспериментировались. В результате их испытаний стало ясно, что Джеффри Пайк – гениальный изобретатель и не зря он предлагал в свое время именно этот материал.

В 1942 году ситуация на западном фронте для Великобритании была катастрофической. Немецкие кригсмарине раз за разом наносили королевскому флоту существенные потери. Мощная промышленная база Германии позволяла стране быстро возмещать свои потери в технике, тогда как Великобритания, вступив в войну недостаточно подготовленной, рассматривала любые, даже самые безумные идеи, которые могли бы помочь ей противостоять противнику.

Одной из таких идей стал вариант создания авианосца, строительным материалом для которого послужил бы лед – временная замена стали, дефицит которой в то время достиг своего пика. Известно, что в 1942 году данная идея обсуждалась в высших кругах Соединенного Королевства, включая самого Уинстона Черчилля, исполнявшего тогда обязанности премьер-министра.

Разрабатывалось сразу два подхода к созданию авианосца изо льда. Первый – самый дешевый – заключался в спиливании верхушки крупного айсберга и переоборудовании его поверхности под взлетно-посадочную полосу. Предполагалось, что такие корабли, отличающиеся крайней дешевизной, будут использоваться для скоротечных воздушных операций против стратегических объектов противника. Такой айсберг-авианосец также должен был быть оснащен системами обороны, жилыми отсеками и двигателем с рулями управления. Время использование такого корабля ограничивалось бы несколькими месяцами.

Второй подход предполагал создание авианосца с нуля из заранее подготовленных ледяных блоков, между которыми пролегали бы трубы холодильных установок, что позволяло бы кораблю не таять и выполнять свои функции длительное время.

После долгих обсуждений британское министерство обороны выбрало именно второй вариант, как наиболее перспективный. Руководителем проекта был назначен инженер Джеффри Пайк. Экспериментально он установил, что если смешать воду с целлюлозой, то после заморозки получается лед, превосходящий по прочности обычный и дольше не поддающийся таянию. Новый материал, который, как выяснилось позже, обладал еще и большей плавучестью, решено было назвать «pykret». К британскому проекту привлекли американских и канадских союзников, и вскоре тестовый образец корабля всего за два месяца построили и спустили на воду в Канаде, где начались его испытания.

Создание авианосца изо льда — процесс укладывания блоков «пайкрета»

К 1943 году 18-метровое судно было успешно протестировано в летних условиях, но у английского адмиралтейства возникло несколько вопросов к инженерам: они просили увеличить прочность палубы для посадки тяжелых бомбардировщиков и оснастить судно дополнительной защитой против торпед немецких субмарин. Для этих доработок необходимо было усиливать металлический каркас судна, что выливалось в дополнительные денежные, а главное временные затраты. Проект уже не казался панацеей от превосходства Германии на море, тем более что к концу 1943 года ситуация в войне обернулась в пользу союзников. Британии наконец-то удалось преодолеть дефицит стали и наладить выпуск дешевых авианесущих кораблей. Необычный проект был постепенно забыт и остался лишь в виде чертежей. Тестовый же экземпляр корабля вскоре растаял, оставив после себя металлический каркас-скелет.


Авианосец "Проект Аввакум" (Habbakuk) – один из самых невероятных и странных проектов в военной истории. Ледяной корабль, проект которого был предложен гением-изобретателем, находившимся в психиатрической лечебнице, должен был спасти Британию в её крайне непростом положении в годы Второй мировой войны.

В разгар Второй мировой войны немцы фактически блокировали Великобританию от всего остального мира, перехватывая атлантические конвои кораблей, которые подвозили нужные припасы к острову, с помощью подводных лодок. Теоретически определенную защиту судам могли бы обеспечить самолеты. Однако из-за сильно ограниченного на то время радиуса действия воздушные суда не могли сопровождать конвой в течение всего маршрута, и в результате в середине Атлантического океана конвой оставался под защитой лишь ограниченного числа военно-морских судов эскорта.


Джеффри Пайк (Geoffrey Pyke) - психически неуравновешенный студент Кембриджа, предлагавший весьма странные идеи по поводу того, как можно выиграть войну, оказался гением-изобретателем. На больничной койке в психиатрической больнице у него родилась идея создания гигантского авианосца, изготовленного из льда, который мог бы обеспечить прикрытие с воздуха для уязвимых конвоев в середине северной части Атлантического океана.

Идея посетила Пайка после того, как он прочитал в National Geographic материал об айсбергах и их огромной силе. Изобретатель отправил свою идею лорду Луи Маунтбаттену, штабному руководителю комбинированных операций. Маунтблаттен был впечатлён необычным решением Пайка и решил, что его идея нуждается в разработке.


Первоначально проект была назван "Berg-ships", и Пайк, и Маунтбаттен планировали создание целого флота огромных авианосителей, которые были бы почти непроницаемы для вражеского огня, и их можно было ремонтировать прямо в море, просто добавив больше льда.

Уже на первом этапе проекта стало ясно, что обычный лед не подойдет для проекта. Он плавится слишком быстро и является слишком тяжелым, а это означает, что лишь небольшой процент корабля будет находиться над водой и сможет выступать в роли взлетно-посадочной полосы.


От проекта почти отказались, но с изобретением "пайкерита" (а именно так, ничуть не стесняясь, назвал свое изобретение Пайк) все изменилось. Этот материал представлял собой смесь 14% воды и 86% древесных опилок, которые замораживались в единый блок. Этот материал при замерзании был легче обычного льда, прочнее его и медленнее таял. Пайкерит можно было легко производить, обрабатывать, а также он был невероятно дешев в производстве.

Планировалось построить проектное судно длиной 600 метров, шириной 90 метров и высотой 200 м в высоту. Водоизмещение судна, способного нести на борту 200 истребителей и разведчиков, составляло бы более 2 млн тонн, а его корпус был бы толщиной более 12 метров, что делало бы его неуязвимым для снарядов и торпед. Бортовая система охлаждения должна была поддерживать корпус замороженным благодаря ряду охлаждающих каналов в ледяных глыбах.


Внутри авианосца было предусмотрено громадное пространство ангара и жилых помещений для 3590 моряков и летчиков. Двигаться "Проект Аввакум" должен был благодаря 26 моторным гондолам, вмороженным в борта. При этом максимальная стоимость бы составила 7 узлов.

19-метровая масштабная модель корабля была построена в 1943 году в Канаде, на озере Patricia Lake (провинция Альберта), причем на дворе стояло лето. После того, как все теоретические выкладки оказались верными, на 1944 год было запланирована постройка полноценного боевого корабля, однако эти сроки оказались безосновательно оптимистичны. Адмиралтейство начало терять интерес к разработке по многим причинам, в том числе из-за растущих расходов на строительство и из-за необходимости получить разрешение от Португалии на использование аэродромов на Азорских островах. К тому же в это же время успешно проводился проект перехвата и декодирования связи между подводными лодками, т.е. бомбардировщики и военные корабли уже знали, где искать подводные лодки противника.


Необходимость в гигантском авианосце просто отпала. В итоге в декабре 1943 года проект Аввакум был отменен. Интересно то, что 19-метровый прототип корабля в Канаде таял в на протяжении трех лет.

В продолжение темы - обзор о , вызывающих недоумение.