Презентация "активные и интерактивные методы обучения". Презентация на тему интерактивные методы обучения Скачать презентация методы интерактивного обучения студентов

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Активные и интерактивные методы обучения ПАУТОВА Марина Аркадьевна кандидат педагогических наук, доцент Активные методы обучения -Инновация в образовании? Новое в науке? Новый тренд? -Какие они? Что это?! Сколько их? Родоначальники идей активизации Ян Амо́с Ко́менский Ж.-Ж. Руссо И.Г. Песталоцци Г. Гегель Ф. Фрёбель Дж. Дьюи К. Д. Ушинский … Мыслители античного мира “Правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика” ПИФАГОР “Формирование у учеников стремления постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности” ДЕМОКРИТ “Наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании” СОКРАТ, «Майевтика» “Образование должно формировать в первую очередь самостоятельную личность; должен говорить сам ученик, а не его память” Лу́ций А́нней Се́нека “Всестороннее развитие и обучение в организации совместной учебы воспитанников, в несении духа соперничества” Ибн-Сина (Авицена) Мишель Монтень призывал приучить учащихся исследовать окружающий мир, чтобы они все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету. Рене Декарт советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности суждений. “Правильно обучать, это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способности понимать вещи” Ян Амос Коменский (1592-1670) Отечественные учёные В. А. Сухомлинский (1918-1970) призывал специальными мерами и приёмами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями. Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, Н.А. Добролюбов, А. Леонтьев, Л. М. Лопатин, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн и др. Проблемы высшей школы

  • развития мышления
  • познавательной активности
  • познавательного интереса
  • Мария Мироновна Бирштейн – первый разработчик деловой игры (1932 г.) «Игротехническое движение»
  • 1938 г – запрет на деловые игры
  • 1960 г – возрождение Школы МАО

Необходимость:

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения

  • Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
Виды методов обучения Пассивные

Активные

Интерактивные

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. А.М.Смолкин

  • соответствие логике учебного процесса
  • соответствие целям и задачам обучения и развитияобучающихся
  • соответствие дидактическим целям занятия
  • соответствие содержанию темы занятия
  • соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям обучающихся и уровню их обученности и воспитанности, особенностям группы в целом
  • соответствие временным рамкам обучения
  • соответствие профессионализму и опыту конкретного преподавателя
  • соответствие способу руководства учебной деятельностью

Критерии отбора методов обучения

Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения обучающимися

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:
  • формировать интерес к изучаемому предмету;
  • развивать самостоятельность обучающихся;
  • обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;
  • комфортно чувствовать себя на занятиях;
  • проявлять свою индивидуальность в учебном процессе
Риски необоснованного использования интерактивных методов
  • Непонимание того, что такое интерактив.
  • Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными методами.
  • Бессистемное применение интерактивных методов.
  • Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»).
  • Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение обучающихся).
Более 140 активных методов обучения Неимитационные
  • проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция;
  • эвристическая беседа;
  • учебная дискуссия;
  • самостоятельная работа с литературой;
  • семинары;
  • дискуссии
Имитационные
  • Игровые:
  • деловая игра;
  • педагогические ситуации;
  • педагогические задачи;
  • ситуация инсценирования различной деятельности
  • Неигровые: коллективная мыслительная деятельность;
  • ТРИЗ работа и др.
Интерактивные методы обучения

Групповые

Индивидуальные

  • Выполнение практических задач
  • Тренировка

Дискуссионные

  • Групповая дискуссия
  • Анализ ситуаций морального выбора
  • Разбор инцидентов из практики (метод «кейсов»)
  • «Мозговой штурм»
  • Презентация
  • Обсуждение
  • Дебаты
  • Деловая игра
  • Организационно-деятельностная игра
  • Операционная игра
  • Сюжетно-ролевая игра
  • Дидактическая игра и др.

Тренинг-методы

  • Социально-психологический тренинг
  • Тренинг делового общения
  • Психотехнические игры
Ведущие признаки интерактивного взаимодействия
  • Многоголосье – возможность каждого участника педагогического процесса иметь и выражать свою точку зрения по любой рассматриваемой проблеме
  • Диалог
  • Мыследеятельность – организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся
  • Смыслотворчество – процесс осознанного создания обучающимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме
  • Свобода выбора
  • Создание ситуации успеха
  • Рефлексия
Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру занятия

Начало занятия – стадия вызова (актуализации знаний)

Хук (притча, игра, «крючок»)

«Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

Синквейн («восточный стих»)

Обсуждение домашней творческой работы

Кластеры

Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга)

«Инсерт»

Продвинутая лекция (в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе)

Опорный конспект

Кластеры

Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица)

Различные формы дискуссий

Игровые методы

Форма группового взаимодействия - «большой круг».

«Аквариум»

Рефлексия – получение обратной связи

Мини-сочинение

Глоссарий (составление словаря)

Хокку (хайку) – японские 3-х стишия

Юмористический рассказ

Незаконченное предложение

При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:

  • работа в группе;
  • самооценка участника групповой работы;
  • свобода мышления;
  • овладение культурными формами работы;
  • коммуникация в учебном диалоге;
КЕЙС-МЕТОД

Метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Цель метода: совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА:

  • Обязательная исследовательская стадия процесса
  • Коллективное обучение или работа в группе
  • Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения
  • Специфическая разновидность проектной (исследовательской аналитической) технологии
  • Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха
ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-МЕТОДА По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить. КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ

Иллюстративные учебные ситуации –на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия верного решения в определенной ситуации;

Кейсы с формирование проблемы - описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и формулируются проблемы; цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

Кейсы без формирования проблемы - описывается более сложная ситуация, где проблема представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

Прикладные упражнения - описание конкретной жизненной ситуации, предложение найти пути выхода из нее; цель – поиск путей решения проблемы.

РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА «КЕЙС-СТАДИ» Синквейн

  • - стихотворение, состоящее из 5 строчек по определенным правилам.
  • 1 строка – Существительное (название темы) 2 строка – Два прилагательных (определение темы) 3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение автора к теме. 5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи Например: по теме «Конституция РФ»: Конституция РФ Пятая, демократическая, Устанавливает, гарантирует, обязывает. Хорошо бы все соблюдали Основной закон государства.
ИНСЕРТ (INSERT) – метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста «v», «+», « - », «?» «Аквариум» – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Преимущества метода:
  • Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.
  • Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.
  • Стимулирует участников к практической работе.
Зарукина Е. В.
  • Зарукина Е. В.
  • Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
  • Е.А. Генике "Активные методы обучения: новый подход" интернет-магазин "Образовательный квартал" shop.direktor.ru
  • Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. http://www.hr-training.net/statya/mihailova_1/shtml .
  • Смолкин А.М. Активные методы обучения. М., 1991.
Нетрадиционные лекции Проблемные лекции Проблемная ситуация. Проблемные и информационные вопросы “подталкивают” слушателей к поиску правильного решения проблемы. Студент находится в социально активной позиции. Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация).
  • Преподаватель сообщает, что в лекции будет сделано определенное количество ошибок различного типа (5-7).
  • Преподаватель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции. Слушатели в конце лекции должны назвать ошибки, вместе с преподавателем или самостоятельно дать правильные версии решения проблем. Умение слушателей оперативно анализировать информацию, ориентироваться в ней и оценивать ее.
Лекция вдвоем
  • Это работа двух преподавателей по определенной теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией.
  • Может быть заложена «конфликтность» теории и практики. Слушатели получают наглядное представление о способах ведения диалога, а также возможность участвовать в нем непосредственно
Лекция “пресс-конференция”
  • Преподаватель просит слушателей письменно в течение 2-3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме лекции.
  • Далее преподаватель в течение 3-5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию.
  • Структура лекции может быть двух видов:
  • 1.Целое, связанное изложение проблемы.
  • 2.Брифинг- краткие ответы на вопросы слушателей
Используйте активные методы обучения (АМО)!

  • Учитель истории Желтухина Т.А.

  • Учитель биологии Носова И.Н.

Слайд 2

«Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше стать тем, кто тряхнет яблоко»

Слайд 3

Современная педагогика ориентирована на то, чтобы

Ребёнок научился учиться
- открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний.

Слайд 4

Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений


  • Учителя с детьми

  • Детей друг с другом

  • Каждого ребёнка с учителем

  • Ученика с коллективом
  • Слайд 5

    Идея сотрудничества исходит


    • От древних мудрецов

    • Проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии
  • Слайд 6

    Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики.

    В переводе с английского языка interact – « находиться во взаимодействии, общаться»

    Слайд 7

    Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

    Слайд 8

    Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:


    • Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

    • Повышение познавательной мотивации

    • Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
  • Слайд 9


    • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка

    • Воспитание лидерских качеств
  • Слайд 10


    • Умение работать с командой и в команде

    • Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата
  • Слайд 11

    Методические приёмы интерактивного обучения:



    • Пары и группы

    • «Мозговая атака»

    • «Общая дискуссия»

    • Проекты
  • Слайд 12


    • Семинары

    • «Общий галдёж»

    • Словесные ассоциации

    • Воспроизведение информации
  • Слайд 13

    Классификация игр:


    • По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация

    • По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, творческие, обобщающие, диагностические, тренинговые, контролирующие, развивающие
  • Слайд 14

    Классификация игр


    • По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые

    • По игровой среде: компьютерные, технические, настольные, телевизионные
  • Слайд 16

    Деловая игра


    • Имитация в игре реального процесса с помощью модели

    • Различие интересов участников игры

    • Наличие общей игровой цели

    • Реализация цепочки решений

    • Использование гибкого масштаба времени
  • Слайд 17

    Ситуативные игры


    • Ситуации – иллюстрации

    • Ситуации – упражнения

    • Оценочные ситуации

    • Проблемные ситуации

    • Прогностические ситуации
  • Слайд 18

    Пары и группы

    Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия.

    Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений.

    Слайд 20

    Правила проведения


    • Запрещена критика выдвинутых идей

    • Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы

    • Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи

    • Наличие ролей
  • Слайд 21


    • В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей

    • Доброжелательная, творческая атмосфера проведения

    • Активное взаимодействие всех участников

    • Применение системы оценки, стимулирование
  • Слайд 22

    Общая дискуссия

    Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

    Слайд 23

    Стадии дискуссии


    • Ориентация

    • Оценка

    • Консолидация
  • Слайд 25

    Проектная деятельность

    Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени.

    Этот прием может быть использован для изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения.

    Его лучше использовать, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск.

    Слайд 26

    Этапы работы над проектом

    1. Мотивационный (постановка целей и задач, актуализация проблемы, разработка основных идей)
    2. Планирующий – подготовительный (формирование команды, распределение обязанностей, сбор информации)

    Слайд 27

    3. Этап реализации проекта (интегрирование всей собранной информации, подготовка наглядного материала, создание компьютерной презентации)
    4. Оценочно-рефлексивный (внесение корректив, подведение итогов, обсуждение результатов проекта)

    Слайд 28

    Методика организации семинара

    1. Определение вопросов для обсуждения
    2. Подбор литературы
    3. Отбор отдельных жизненных ситуаций

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-1.jpg" alt=">Интерактивные формы обучения Презентацию подготовила студентка группы ТЗз-41 в"> Интерактивные формы обучения Презентацию подготовила студентка группы ТЗз-41 в Шарипова В. В.

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-2.jpg" alt=">Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки"> Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-3.jpg" alt="> Три формы взаимодействия преподавателя и студентов: n Пассивные методы n"> Три формы взаимодействия преподавателя и студентов: n Пассивные методы n Активные методы n Интерактивные методы

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-4.jpg" alt="> Пассивный метод – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой"> Пассивный метод – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-5.jpg" alt="> Активный метод – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой"> Активный метод – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-6.jpg" alt="> Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать)"> Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-7.jpg" alt="> Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне"> Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-8.jpg" alt="> Задачами интерактивных форм обучения являются: пробуждение у обучающихся интереса; эффективное усвоение"> Задачами интерактивных форм обучения являются: пробуждение у обучающихся интереса; эффективное усвоение учебного материала; самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства; формирование у обучающихся мнения и отношения; формирование жизненных и профессиональных навыков; выход на уровень осознанной компетентности студента.

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-9.jpg" alt="> Интерактивные формы: n Круглый стол (дискуссия, дебаты) n Мозговой штурм"> Интерактивные формы: n Круглый стол (дискуссия, дебаты) n Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака) n Деловые и ролевые игры n Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ) n Мастер класс

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-10.jpg" alt="> Принципы работы на интерактивном занятии: n занятие – не"> Принципы работы на интерактивном занятии: n занятие – не лекция, а общая работа. n все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы. n каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу. n нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея). n все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-11.jpg" alt="> Алгоритм проведения интерактивного занятия: n Подготовка занятия: Ведущий (куратор, педагог)"> Алгоритм проведения интерактивного занятия: n Подготовка занятия: Ведущий (куратор, педагог) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т. д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе. n Вступление: Сообщение темы и цели занятия. n Основная часть: Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия n Выводы (рефлексия) Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный. Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-12.jpg" alt=">Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений"> Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-13.jpg" alt="> Основные интерактивные методы: Круглый стол - это метод активного обучения, одна"> Основные интерактивные методы: Круглый стол - это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-14.jpg" alt="> Важной задачей при организации «круглого стола» является: n обсуждение в"> Важной задачей при организации «круглого стола» является: n обсуждение в ходе дискуссии одной-двух проблемных, острых ситуаций по данной теме; n иллюстрация мнений, положений с использованием различных наглядных материалов (схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи, фото-, кинодокументы); n тщательная подготовка основных выступающих (не ограничиваться докладами, обзорами, а высказывать свое мнение, доказательства, аргументы).

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-15.jpg" alt="> Дискуссия (от лат. discussio - исследование, рассмотрение) - это всестороннее обсуждение"> Дискуссия (от лат. discussio - исследование, рассмотрение) - это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-16.jpg" alt="> Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как: n подготовка"> Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как: n подготовка (информированность и компетентность) студента по предложенной проблеме; n семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия и т. д. должны быть одинаково поняты всеми учащимися); n корректность поведения участников; n умение преподавателя проводить дискуссию.

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-17.jpg" alt="> В основе «круглого стола» в форме дебатов - свободное высказывание, обмен"> В основе «круглого стола» в форме дебатов - свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному студентами тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т. д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. Основное отличие дебатов от дискуссий состоит в следующем: эта форма «круглого стола» посвящена однозначному ответу на поставленный вопрос – да или нет.

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-18.jpg" alt="> Дебаты формируют: nумение формировать и отстаивать свою позицию; nораторское мастерство и умение вести"> Дебаты формируют: nумение формировать и отстаивать свою позицию; nораторское мастерство и умение вести диалог; nкомандный дух и лидерские качества. n «Круглый стол» в форме дебатов развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога: nразвитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления; nформирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации); nформирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов); nформирование навыков слушания и ведения записей.

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-19.jpg" alt="> Мозговой штурм - один из наиболее популярных методов стимулирования творческой"> Мозговой штурм - один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач. Метод мозгового штурма (мозговая атака, braine storming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-20.jpg" alt="> Мозговой штурм - это: n новаторский метод решения проблем; n максимум идей"> Мозговой штурм - это: n новаторский метод решения проблем; n максимум идей за короткий отрезок времени; n расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые "дикие" идеи); n отсутствие какой-либо критики n это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-21.jpg" alt="> Деловые и ролевые игры Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального"> Деловые и ролевые игры Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто Совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-22.jpg" alt="> По методологии проведения деловые игры делятся на: n луночные игры – игра"> По методологии проведения деловые игры делятся на: n луночные игры – игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки; n ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием n групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии n имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях («Сбыт» - для обучения менеджеров по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)») и т. д.

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-23.jpg" alt="> Мастер класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей"> Мастер класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Преподаватель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, занятий, мероприятий, собственные «ноу-хау» , учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т. п.

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-24.jpg" alt="> Мастер-класс характеризируется следующим: n метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести"> Мастер-класс характеризируется следующим: n метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями; n создание условий для включения всех в активную деятельность; n постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; n приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса; n формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам; n представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу; n процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание; n форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

    Src="https://present5.com/presentation/3/44147125_438043385.pdf-img/44147125_438043385.pdf-25.jpg" alt="> Цели и задачи мастер класса: n профессиональное, интеллектуальное и эстетическое"> Цели и задачи мастер класса: n профессиональное, интеллектуальное и эстетическое воспитание студента. n преподавание студенту основ профессионального отношения к избранной специальности. n обучение профессиональному языку той или иной науки (экономической, юридической, искусствоведческой и т. д.). n передача продуктивных способов работы - прием, методика или технология. n адекватные формы и способы представления своего опыта.






    Усвоение информации на уроке зависит от: этапов урока: с 1-й по 4 минуту усваивается 60 % материала; с 4-й по %; с 23-й по %; с 34-й до конца урока усвоение материала падает. методов обучения; Методика(от др.греч.) – «способ познания», «путь исследования»


    Учащийся выступает в роли "объекта" обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом – источником правильных знаний. Обычно это происходит при при применении таких методов, как лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику), чтение, демонстрация и опрос обучающихся (также однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя) Пассивные методы


    Активные методы Обучающиеся является "субъектом" обучения, выполняет творческое задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: творческие задания (часто-домашние), вопросы от ученика к учителю, развивающие творческое мышление.


    Интерактивные методы Термины "интерактивные методы", "интерактивное обучение" пришли к нам из английского языка ("interactive": "inter" означает "между", "меж"; "active" – от "act" – действовать, действие). Таким образом, термин "интерактивное обучение" – обучение, построенное на взаимодействии. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.


    Сущность интерактивных методов В основе интерактивных методов лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии, суть которого выражает китайская пословица: « Скажи мне, я забываю, Покажи мне, я могу запомнить, Позволь мне сделать это, И это станет моим навсегда»










    Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала Повышение познавательной мотивации Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)


    Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка Воспитание лидерских качеств









    Как преодолеть сложности использования интерактивных методов Начинайте постепенно, используя сначала простые интерактивные методы – мозговой штурм, работу в парах, малых группах и.т.д. Использование интерактивных методов не самоцель, а средство достижения атмосферы доброжелательности и сотрудничества Тщательно планируйте и разрабатывайте содержание и ход занятия Используйте различные приемы для привлечения и активизации внимания учащихся, грамотно распределяя роли в группах, вырабатывая критерии оценки эффективности занятия.


    Выводы: Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.


    Список литературы Гутникова А.Б., Пронькин В.Н., Элиасберг Н.И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: Книга для преподавателя: Учебно-метод. пособие. – СПб.: Изд. – во С.- Петерб. ин-та права им. Принца П.Г. Ольденбургского, Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией С. Шехтера и Н. Воскресенского. При участии А. Иоффе и Ч. Уайта. М.: ЗАО «Учительская газета». – – стр. – 190. Второе издание. Коротаева Е.В. Директор – учитель – ученик: пути взаимодействия. М.: Сентябрь, Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательных технологий. М.: Народное образование (Серия «Системные основания образовательной технологии) Журналы преподавание истории и обществознания в школе за 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 год. Семинар Интерактивные методы обучения (презентация) Желтухина Т.А Носова И.Н.Семинар Интерактивные методы обучения (презентация) Каменчук И.Л. презентация Активные и интерактивные методы обучения.

    Активные и интерактивные методы обучения ПАУТОВА Марина Аркадьевна кандидат педагогических наук, доцент Активные методы обучения -Инновация в образовании? Новое в науке? Новый тренд? -Какие они? Что это?! Сколько их? Родоначальники идей активизации Ян Амо́с Ко́менский Ж.-Ж. Руссо И.Г. Песталоцци Г. Гегель Ф. Фрёбель Дж. Дьюи К. Д. Ушинский … Мыслители античного мира “Правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика” ПИФАГОР “Формирование у учеников стремления постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности” ДЕМОКРИТ “Наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании” СОКРАТ, «Майевтика» “Образование должно формировать в первую очередь самостоятельную личность; должен говорить сам ученик, а не его память” Лу́ций А́нней Се́нека “Всестороннее развитие и обучение в организации совместной учебы воспитанников, в несении духа соперничества” Ибн-Сина (Авицена) Мишель Монтень призывал приучить учащихся исследовать окружающий мир, чтобы они все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету. Рене Декарт советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности суждений. “Правильно обучать, это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способности понимать вещи” Ян Амос Коменский (1592-1670) Отечественные учёные В. А. Сухомлинский (1918-1970) призывал специальными мерами и приёмами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями. Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, Н.А. Добролюбов, А. Леонтьев, Л. М. Лопатин, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн и др. Проблемы высшей школы Необходимость: развития мышления познавательной активности познавательного интереса Мария Мироновна Бирштейн – первый разработчик деловой игры (1932 г.) «Игротехническое движение» 1938 г – запрет на деловые игры 1960 г – возрождение Школы МАО Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Методы организации и осуществления учебнопознавательной деятельности Методы контроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности Методы стимулирования учебнопознавательной деятельности Виды методов обучения Интерактивные Пассивные Ученик Ученик Педагог Активные Ученик Ученик Ученик Ученик Педагог Ученик Педагог Ученик Ученик АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ способы активизации учебнопознавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. А.М.Смолкин Критерии отбора методов обучения соответствие целям и задачам обучения и развитияобучающихся соответствие временным рамкам обучения соответствие дидактическим целям занятия соответствие профессионализму и опыту конкретного преподавателя соответствие содержанию темы занятия соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям обучающихся и уровню их обученности и воспитанности, особенностям группы в целом соответствие способу руководства учебной деятельностью соответствие логике учебного процесса Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения обучающимися Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи: формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность обучающихся; обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций; комфортно чувствовать себя на занятиях; проявлять свою индивидуальность в учебном процессе Риски необоснованного использования интерактивных методов Непонимание того, что такое интерактив. Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными методами. Бессистемное применение интерактивных методов. Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»). Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение обучающихся). Более 140 активных методов обучения Неимитационные проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция прессконференция; эвристическая беседа; учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии Имитационные Игровые: деловая игра; педагогические ситуации; педагогические задачи; ситуация инсценирования различной деятельности Неигровые: коллективная мыслительная деятельность; ТРИЗ работа и др. Интерактивные методы обучения Групповые Индивидуальные -Выполнение практических зад -Тренировка Дискуссионные -Групповая дискуссия -Анализ ситуаций морального выбора -Разбор инцидентов из практики (метод «кейсов») -«Мозговой штурм» -Презентация -Обсуждение -Дебаты Игровые Тренинг-методы -Деловая игра -Социальнопсихологический тренинг -Организационнодеятельностная игра -Операционная игра -Сюжетно-ролевая игра -Дидактическая игра и др. -Тренинг делового общения -Психотехнические игры Ведущие признаки интерактивного взаимодействия Многоголосье – возможность каждого участника педагогического процесса иметь и выражать свою точку зрения по любой рассматриваемой проблеме Диалог Мыследеятельность – организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся Смыслотворчество – процесс осознанного создания обучающимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме Свобода выбора Создание ситуации успеха Рефлексия Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру занятия Начало занятия – стадия вызова (актуализации знаний) Обсуждение домашней творческой работы «Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) Кластеры Синквейн («восточный стих») Хук (притча, игра, «крючок») Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга) Продвинутая лекция «Инсерт» (в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе) Опорный конспект Форма группового взаимодействия - «большой круг». Кластеры Различные формы дискуссий «Аквариум» Игровые методы Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица) Рефлексия – получение обратной связи Минисочинение Хокку (хайку) – японские 3-х стишия Сказка Незаконченное предложение Юмористический рассказ Эссе Глоссарий (составление словаря) При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться: работа в группе; самооценка участника групповой работы; свобода мышления; овладение культурными формами работы; коммуникация в учебном диалоге; ... КЕЙС-МЕТОД Метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Цель метода: совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА: 1.Обязательная исследовательская стадия процесса 2. Коллективное обучение или работа в группе 3.Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения 4.Специфическая разновидность проектной (исследовательской аналитической) технологии 5.Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-МЕТОДА По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить. КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ Иллюстративные учебные ситуации –на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия верного решения в определенной ситуации; Кейсы с формирование проблемы - описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и формулируются проблемы; цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме; Кейсы без формирования проблемы - описывается более сложная ситуация, где проблема представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов; Прикладные упражнения - описание конкретной жизненной ситуации, предложение найти пути выхода из нее; цель – поиск путей решения проблемы. РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА «КЕЙС-СТАДИ» Учебные Образовательные 1. Усвоение новой информации 1. Создание авторского продукта 2. Освоение метода сбора данных 2. Образование и достижение личных целей 3. Освоение метода анализа 3. Повышение уровня коммуникативных навыков 4. Умение работать с текстом 4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем 5. Соотнесение теоретических и практических знаний Синквейн - - стихотворение, состоящее из 5 строчек по определенным правилам. 1 строка – Существительное (название темы) 2 строка – Два прилагательных (определение темы) 3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение автора к теме. 5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи Например: по теме «Конституция РФ»: Конституция РФ Пятая, демократическая, Устанавливает, гарантирует, обязывает. Хорошо бы все соблюдали Основной закон государства. ИНСЕРТ (INSERT) – метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста «v», «+», « - », «?» «v» Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете «+» Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым « - » Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете «?» Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу «Аквариум» – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Преимущества метода: Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени. Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков. Стимулирует участников к практической работе. Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с. Е.А. Генике "Активные методы обучения: новый подход" интернет-магазин "Образовательный квартал" shop.direktor.ru Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. http://www.hrtraining.net/statya/mihailova_1/shtml. Смолкин А.М. Активные методы обучения. М., 1991. Нетрадиционные лекции Проблемные лекции Проблемная ситуация. Проблемные и информационные вопросы “подталкивают” слушателей к поиску правильного решения проблемы. Студент находится в социально активной позиции. Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация). Преподаватель сообщает, что в лекции будет сделано определенное количество ошибок различного типа (5-7). Преподаватель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции. Слушатели в конце лекции должны назвать ошибки, вместе с преподавателем или самостоятельно дать правильные версии решения проблем. Умение слушателей оперативно анализировать информацию, ориентироваться в ней и оценивать ее. Лекция вдвоем Это работа двух преподавателей по определенной теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией. Может быть заложена «конфликтность» теории и практики. Слушатели получают наглядное представление о способах ведения диалога, а также возможность участвовать в нем непосредственно Лекция “пресс-конференция” Преподаватель просит слушателей письменно в течение 2-3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме лекции. Далее преподаватель в течение 3-5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию. Структура лекции может быть двух видов: 1.Целое, связанное изложение проблемы. 2.Брифинг- краткие ответы на вопросы слушателей Используйте активные методы обучения (АМО)!