Субсидии и компенсационные меры. Финансовые средства нетарифного регулирования: экспортные субсидии, экспортные кредиты, специальные импортные процедуры Субсидии и компенсационные меры

Компенсационная пошлина – это специфический вид пошлины, который устанавливается при ввозе товаров, если для их изготовления были использованы субсидии. Она является инструментом в борьбе с негативным влиянием на экономику импортных товаров, что субсидируются прямо или косвенно.

Она имеет аналогичные другим таможенным сборам признаки, к ним относятся:

  • Обязательность. Если товар, ввозимый на территорию страны, подлежит уплате компенсационной пошлины, то это должно быть осуществлено непременно. При этом важно чтобы отсутствовали нарушения прав по конституции и свободы коммерческой деятельности.
  • Возмездность. Она выступает платежом за право транспортировки товара через границу РФ.
  • Нерегулярность. Платеж взимается только при пересечении границы.

Случаи применения

Компенсационные пошлины применяются к товарам, которые тем или иным образом субсидируются иностранным государством и завозятся на территорию страны. Субсидии могут касаться:

  1. Финансового воздействия: перевод средств, предоставление льготы и т.д.
  2. Поддержка от государства независимо от формы, если она направлена на увеличение экспорта или уменьшение импорта некой категории товаров.
  3. Любые госльготы, которые представляют собой финансовое содействие или господдрежку.
  4. Субсидии на выпуск, транспортировку товаров.

Компенсационные пошлины используются тогда, когда обнаруживаются финансовые инструменты поддержки со стороны другого государства. Но только в случае, если ввоз таких товаров чревато экономическим ущербом для отечественных производителей.

Правила и расчеты

Существуют такие правила:

  • Ставки и особенности расчета определяются правительством РФ.
  • Пошлина формируется на период действия субсидирования производителя иностранным государством в любой форме.
  • Ставка формируется исходя из размера субсидирования и не может быть выше его.
  • Сроки действия определяются по решению Правительства. Они могут варьироваться на срок необходимый для нейтрализации ущерба или устранения последствий для экономики страны.
  • Прежде чем ввести компенсационные сборы, проводиться тщательное расследование минэкономразвития для определения влияния на экономику страны ввоза отдельных товаров.

Цели применения

Компенсационные пошлины – это вид специального , который помогает защитить отечественные рынки. Тут не стоит задача извлечь выгоду для страны, то есть они не являются фискальной мерой. Поэтому иногда ставки такого платежа могут быть ниже субсидии от иностранного государства. При этом они достаточны для устранения/исключения ущерба для экономики.
Чаще всего их рассматривают как штрафные и защитные, чем они существенно отличаются от других инструментов регулирования. Они имеют огромное практическое значение в качестве нейтрализирующей меры.

Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей явля­ются экспортные субсидии , т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вы­воза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по бо­лее низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообло­жения, кредитования, страхования и т.п.).

Последствия предоставления экспортной субсидии показаны на рисунке 3. Производителям, получающим субсидию, стано­вится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутрен­нем рынке. Но, чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объемы экспорта растут. Вместе с тем, по­скольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внут­ренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается (с P w до P d). Рост цены обусловливает увеличение предложения с S 0 до S 1 и сокращение спроса с D 0 до D 1 . В результате потребители несут потери (область а + b), а производители получают дополнитель­ный выигрыш (область a + b + c + d + e). Но, чтобы оценить последствия субсидирования экспорта для страны в целом, надо учесть затраты на субсидию, которые будет нести государствен­ный бюджет (т.е. налогоплательщики). Для этого надо размер суб­сидии на единицу экспортируемого товара умножить на новый объем экспорта (S 1 – D 1). Даже если предположить, что внутрен­няя цена вырастет на всю величину субсидии (что возможно при бесконечно большой эластичности спроса на импорт на мировом рынке), затраты государства будут равны (b + с + d + e + f), а, значит, потери благосостояния страны в целом составят область (b + f). Однако в реальности эти потери будут еще больше. Эластичность спроса на импорт в странах-импортерах, очевидно, не бесконечно велика, поэтому внутренние цены в стране-экспортёре увеличатся на меньшую величину, чем предоставляемая субсидия, и, следовательно, бюджетные затраты будут больше, чем площадь прямоугольника (b + c + d + e + f).

Рис. 3

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО применение экспортных субсидий запрещено. Если они все-таки используются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры путём взимания компенсационных импортных пошлин.

Демпинг

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг , когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутрен­нем рынке страны-экспортера. Демпинг может являться, во-пер­вых, следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию (этот случай рассмотрен выше). Во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополисти­ческой практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспор­тер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повы­шая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации до­хода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментиро­ван, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений тор­говли.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него. Однако часто фирмы, производящие импорто-замещающую продукцию, инициируют антидемпинговые расследования, когда демпинга как такового нет, а низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов. В этом случае существует опасность злоупотребления антидемпинговым законодательством и превращения его в чисто протекционистский инструмент, что может увеличить цену импортных товаров и ограничить конкуренцию на внутреннем рынке.

Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, TO оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

@ Субсидия (subsidy) - денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

По характеру выплат субсидии делятся на:

Прямые - непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран - суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами BTO и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;

Косвенные - скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт.

Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.

@ Внутренняя субсидия (domestic subsidy) - наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

Рис. 7.5. Экономический эффект внутренних субсидий

Допустим, что в малой стране внутреннее предложение товара составляет S d , а спрос - D d (рис. 7.5). Предложение того же товара из-за рубежа неограниченно и составляет S w по цене P w . B этой ситуации внутреннее производство товара составит Q 1 , потребление - Q 3 , импорт товара - Q 3 Q 1 - Чтобы поддержать местных производителей товаров, конкурирующих с импортом, правительство решает предоставить им внутреннюю субсидию. Цена на субсидируемый товар уменьшается на размер субсидии и прямая его предложения местными производителями передвигается на уровень S s . Внутреннее производство возрастает до Q 2 , а импорт сокращается до Q 3 Q 2 - При объеме внутреннего производства Q 2 производитель получает за свой товар цену P s , которая состоит из цены, которую платит потребитель P w , и субсидии, получаемой от правительства P w P s - Расходы правительства на выплату субсидии составляют произведение суммы субсидии на объем производства, достигаемый при получении субсидии, то есть P P X Q.

Ha рисунке 7.5 внутренняя цена до начала торговли и до предоставления субсидии составляет430долл. После начала торговли при мировой цене на товар в 400 долл, страна производит 2 единицы, потребляет 14 единиц, импортирует 12. После введения субсидии в 25 долл, на каждую единицу местные производители при той же мировой цене получают возможность производить 7 единиц товара, а импорт сокращается до 7 единиц.

Протекционистское воздействие субсидирования местного производства на импорт очевидно. Правительство платит из бюджета 175 долл. ($25 X 7=$175) в виде субсидий. При получении субсидии местный производитель получает за каждую единицутовара 400 долл, от покупателя и 25 долл, от правительства, всего 425 долл. Чтобы стимулировать сокращение издержек производства и рост конкурентоспособности национальных товаров, даже в случае субсидирования импортозамещающего производства, правительство вводит такие субсидии, которые обеспечивают производителю несколько меньший доход (425 долл.), чем он получал за каждую единицу на внутреннем рынке в отсутствие импорта (430 долл.).

B результате предоставления субсидии возникают два экономических эффекта. Часть субсидии попадает в распоряжение более эффективных национальных производителей данного товара в форме излишка производителя - сегмент а. Эффект защиты b, представляющий собой прямые потери для экономики, возникает в силу того, что в результате получения субсидии неэффективные местные производители получают, тем не менее, возможность продавать свой товар. Субсидии произ-

Пример 7.6

B России субсидии на импорт были введены в 1992 г. в качестве замены специального заниженного обменного курса, применявшегося для расчетов с бюджетом при импорте зерна, машин и оборудования, запчастей, компонентов для химической промышленности, медикаментов, детского питания и некоторых других ключевых товаров. Причем часть импортных субсидий не показывалась в расходной части государственного бюджета. Государство продавало валюту импортерам, осуществляющим закупки товаров за счет централизованных валютных средств, по цене в среднем 20% от рыночного курса валюты, а по машинам и оборудованию - и вовсе 1,6 руб. за доллар. Существовало множество коэффициентов пересчета контрактных цен на импортные товары в рубли. Например, на сахар-песок он составлял 20% (т.е. столько платил импортер, остальное покрывалось государством), масло животное - 22, детское питание - 5%. Импортные субсидии составляли около 13% ВНП и ложились тяжелым бременем на бюджет. Ha протяжении последующих лет правительство России сокращало бюджетные субсидии как путем уменьшения списков товаров, экспорт которых субсидируется, так и путем увеличения коэффициентов. B начале 1994 г. практически весь централизованный импорт был ликвидирован, а импортные субсидии сократились до 4% ВНП.

Импортные субсидии, главным образом на разнице официального и рыночного валютных курсов, существовали в 1992-1993 гг. в Беларуси. Ha них тратилось около 3% ВНП. B Казахстане в 1992 г. они осуществлялись, кроме того, через централизованный валютный фонд. B Литве в 1992-1993 гг. субсидировался импорт энергоносителей. Ha Украине в те же годы субсидировался импорт горючего и угля для продажи населению.

водителям товаров, конкурирующих с импортом, считаются экономически более предпочтительным методом ограничения импорта по сравнению с импортным тарифом или квотой. Помимо того что тариф и квоты искажают внутренние цены, в их результате возникает рассмотренный выше экономический эффект потребления, выражающийся в потере излишка потребления, которая целиком ложится на импортирующую страну. Субсидия производителям обеспечивает ограничение импорта, сравнимое с тарифом и квотой, но за счет меньших потерь для национальной экономики. Правда, эти потери возникают не только в результате негативного эффекта защиты, но и из-за того, что субсидии финансируются за счет бюджета, то есть за счет налогов.

Специфическим случаем внутренней субсидии является субсидирование импорта, которое было характерно для России и некоторых других стран с переходной экономикой в начале 90-х годов. Необходимость субсидирования импорта была вызвана прежде всего отменой директивно контролируемого обменного курса национальной валюты и переходом к плавающему валютному курсу. B результате завышенные валютные курсы резко упали, сделав импорт многих товаров, которые необходимы для поддержания экономического развития страны, невозможным, поскольку они стали слишком дорогими для местных покупателей. B результате правительства были вынуждены финансировать часть импорта за счет государственного бюджета, предоставляя импортные субсидии импортерам (пример 7.6).

Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

@ Экспортная субсидия (export subsidy) - финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

Рис. 7.6. Экономический эффект экспорт- ньос субсидий

Допустим, что предложение товара из-за рубежа (экспорт товара зарубежной страной в данную страну) составляет S w , а спрос внутри данной страны - D d (рис. 7.6). B этой ситуации рыночное равновесие достигается в точке E - покупатели в импортирующей стране купят Q 1 товара по цене P w . Чтобы поддержать экспортеров, иностранное правительство решает предоставить им экспортную субсидию. B результате снижения экспортной цены предложение товара из-за рубежа увеличивается и кривая предложения смещается на уровень S s , а рыночное равновесие - в точку F. B результате субсидирования экспортная цена снижается до уровня P s , то есть условия торговли экспортирующего государства ухудшились. Ho из-за снижения экспортной цены увеличивается количество единиц товара, который удается экспортировать, до Q 2 . Поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается до P d . Выигрыш или проигрыш экспортирующего государства напрямую зависит от того, удастся ли за счет увеличения объема продаж компенсировать потери, возникшие из-за ухудшения условий торговли, то есть снижения экспортной цены. Кроме того, возникают расходы на финансирование самой субсидии, которые должен нести бюджет, а значит, и налогоплательщики, в размере количества товара, экспортированного после введения субсидии, умноженного на размер субсидии (четырехугольник ABFD).

Ha рисунке 7.6 экспортирующая страна продает, а импортирующая покупает 1 млн. штук товара по цене 100 долл, за штуку. Правительство экспортирующей страны решает помочь экспортерам и дает им субсидию в размере 50 долл, за каждую экспортируемую единицу товара. Допустим, что в этом случае экспортная цена товара упадет до 75 долл., а экспорт увеличивается до 1,5 млн. штук. До введения субсидии экспортер получал $100х 1=100 млн. долл, дохода от экспорта. После введения субсидии - $75х 1,5=112,5 млн. долл., то есть, несмотря на падение цены, его доходы возросли за счет увеличения объема экспорта. Ho при этом бюджету и налогоплательщикам экспортная субсидия обошлась в $50х 1,5=75 млн. долл.

Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной, улучшает ее условия торговли, снижая цену ее импорта, и увеличивает относительное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект: ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального

Импортный тариф и экспортная субсидия

ТАБЛИЦА 7.2

Импортный тариф Экспортная субсидия
Относительная цена импортных товаров на мировом рынке сокращается увеличивается
Относительная цена экспортных товаров на мировом рынке увеличивается сокращается
Условия торговли улучшаются за счет других стран ухудшаются в пользу других стран
Внутренняя цена импортных товаров увеличивается (снижается в случае парадокса Метцлера) остается прежней
Внутренняя цена экспортных товаров остается прежней увеличивается (снижается в случае парадокса Метцле- pa)
Внутренний спрос на экспортные товары остается прежним снижается
Внутренний спрос на импортные товары I снижается остается прежним

мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздействие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использующей.

Однако, как и в случае разоряющего роста, чрезмерное использование импортных пошлин и экспортных субсидий может обернуться своей противоположностью. Ha этот парадокс, который скорее является теоретической возможностью, нежели экономической реальностью, впервые указал экономист из Чикагского университета Ллойд Метцлер .

@ Парадокс Метцлера (Metzler paradox) - импортный тариф может привести к падению, а не увеличению внутренней цены на импортный товар в случае сильного падения его относительной цены на мировом рынке в результате введения тарифа. Применение экспортной субсидии может привести к падению, а не увеличению внутренней цены на экспортный товар из-за чрезмерного падения его относительной цены на мировом рынке.

Различия импортного тарифа и экспортных субсидий суммированы в таблице 7.2.

Учитывая, что экспортная субсидия является дополнительным налоговым бременем для налогоплательщиков, ее применение обычно требует законодательного одобрения. Аргументы, KOTO- рые высказываются обычно для оправдания экспортных субсидий, СВОДЯТСЯ K тому, что они поддерживают занятость в экспортирующих отраслях, улучшают за счет роста экспорта платежный баланс. Экспортные субсидии в соответствии с правилами BTO считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Учитывая разнообразные формы, которые приобретают внутренние и экспортные субсидии, точно определить их размер непросто. B начале 1980 года семь крупнейших индустриальных стран выдавали только экспортных субсидий на 1,5-3 млрд. долл, в год. B 1984-1986 гг. внутренние субсидии в США на молоко составляли 66% его продажной цены, в Европейском союзе - 56, в Японии - 82%, на сахар, соответственно, 76, 75 и 72%; в среднем по восьми сельскохозяйственным продуктам (яйца, молоко, птица, говядина, пшеница, сахар, рис, соя- бобы) внутренние субсидии составляли от рыночной цены 35% в США, 49 - в Европейском союзе и 64% - в Японии. Очевидно, что с экономической точки зрения экспортные субсидии не имеют смысла. Их применение основано лишь на политических расчетах правительств. Более того, импортер, обнаружив факт субсидирования экспорта экспортером, вправе ввести компенсационные пошлины. Поэтому зачастую экспортные субсидии маскируют под кредиты иностранным государствам, связанным обязательством приобретать за их счет товары только у поставщиков из страны, которая их предоставила.

По характеру выплат субсидии делят­ся на:

прямые - непосредственные вы­платы экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разни­цы его издержек и полученного им до­хода. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран - суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запреще­ны правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых парт­неров, которые могут использовать от­ветные меры:

косвенные - скрытое дотирова­ние экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные усло­вия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и прочие.

Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирую­щих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт.

Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им прави­тельством, а не вычитается из их при­были.

Внутренняя субсидия наиболее замаскированный и финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финан­сирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

Специфическим случаем внутренней субсидии является субсидирование им­порта, которое было характерно для России и некоторых других стран с переходной экономикой в начале 90-х годов. Необходимость субсидирования Импорта была вызвана, прежде всего, от директивно контролируемого обменного курса национальной валюты и переходом к плавающему валютному курсу. В результате завышенные ва­лютные курсы резко упали, сделав им­порт многих товаров, которые необхо­димы для поддержания экономического развития страны, невозможным, пос­кольку они стали слишком дорогими для местных покупателей. В результате правительства были вынуждены финан­сировать часть импорта за счет госу­дарственного бюджета, предоставляя импортные субсидии импортерам.

Так, например, в России субсидии на импорт были введены в 1992 годв качестве замены специального (заниженного обменного курса, применявшегося для расчетов с бюджетом при импорте зерна, машин и оборудования, запчастей, компонентов для химической промышленности, медикаментов, детского питания и некоторых других ключевых товаров. Причем часть импортных субсидий не показывалась в расходной части государственного бюджета. Го­сударство продавало валюту импортерам, осуществляющим закупки товаров за счет централизованных валютных средств, по цене в среднем 20% от рыночного курса валюты, а по машинам и оборудованию - 1,6 руб. за доллар. Существовало множество коэффициентов пересчета контрактных цен на импортные товары в рубли. Например, на сахар-песок он составлял 20% (т.е. столько платил импортер, остальное покрывалось государством), масло животное - 22, детское питание - 5%. Импортные субсидии со­ставляли около 13% ВНП и ложились тяжелым бременем на бюджет. На протяжении 7 последующих лет правительство России сокращало бюджетные субсидии как путем умень­шения списков товаров, экспорт которых субсидируется, так и путем увеличения коэффи­циентов. В начале 1994 года практически весь централизованный импорт был ликвидирован, а импортные субсидии сократились до 4% ВНП.

Импортные субсидии, ставным образом на разнице официального и рыночного валют­ных курсов, существовали в 1992-1993 годов Беларуси. На них тратилось около 3% ВНП. В Казахстане в 1992 году они осуществлялись, кроме того, через централизованный валют­ный фонд. В Литве, в 1992-1993 годы субсидировался импорт энергоносителей. На Украине в те же годы субсидировался импорт горючего и угля для продажи населению. Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субси­дии экспортерам.

Экспортная субсидия - финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматриваю­щий бюджетные выплаты националь­ным экспортерам, что позволяет прода­вать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутрен­нем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

"Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидировани­ем экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что им­портный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной” улучшает ее условия торговли, снижает цену ее импорта, и увеличивает относи­тельное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект: ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия тор­говли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздейст­вие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использую­щей.

Таблица 1.3.

Импортный тариф и экспортная субсидия

Импортный тариф

Экспортная субсидия

Относительная цена импорт­ных товаров на мировом рын­ке

сокращается

увеличивается

Относительная цена экспорта товаров на мировом рынке ЕС

увеличивается

сокращается

Условия торговли

улучшаются за счет других стран

ухудшаются в пользу других стран

Внутренняя цена импортных товаров

остается прежней

Внутренняя цена экспортных товаров

остается прежней

увеличивается (снижается в случае парадокса Метцл.)

Внутренний спрос на экс­портные товары

остается прежним

снижается

Внутренний спрос на импортные товары

снижается

остается прежним

Учитывая, что экспортная субсидия является дополнительным налоговым бременем для налогоплательщиков, ее применение обычно требует законода­тельного одобрения. Аргументы, кото­рые высказываются обычно для оправда­ния экспортных субсидий, сводятся к тому, что они поддерживают занятость в экспортирующих отраслях, улучшают за счет роста экспорта платежный баланс. Экспортные субсидии в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Учитывая разнообразные формы, которые приоб­ретают внутренние и экспортные суб­сидии, точно определить их размер не­просто. В начале 1980 года семь крупнейших индустриальных стран вы­давали только экспортных субсидий на 1,5-3 млрд. долл. в год. В 1984-1986 годы внутренние субсидии в США на молоко составляли 66% его продажной цены, в Европейском союзе - 56, в Японии - 82%, на сахар, соответственно, 76, 75 и 72%; в среднем по восьми сельскохозяй­ственным продуктам (яйца, молоко, пти­ца, говядина, пшеница, сахар, рис, соя-бобы) внутренние субсидии составляли от рыночной цены 35% в США, 49 - в Европейском союзе и 64% - в Японии. Очевидно, что с экономической точки зрения экспортные субсидии не имеют смысла. Их применение основано лишь на политических расчетах правительств. Более того, импортер, обнаружив факт субсидирования экспорта экспортером, вправе ввести компенсационные пош­лины. Поэтому зачастую экспортные субсидии маскируют под кредиты инос­транным государствам, связанным обя­зательством приобретать за их счет товары только у поставщиков из страны, которая их предоставила.

Экспортные субсидии - это финансовое содействие, оказываемое правительством или другим государственным органом производителю экспортного товара. Экспортные субсидии принимают различные формы:

прямой перевод денежных средств;

обязательства по переводу таких средств;

отказ от получения причитающихся государству доходов;

льготное или безвозмездное предоставление товаров и услуг;

льготное приобретение товаров;

поручение неправительственной организации выполнить одну или несколько из названных выше функций.

К специфическим экспортным субсидиям относятся субсидии, применение которых ограничено определенными организациями или группой организаций, отраслью или группой отраслей, создает для них обоснованные преимущества в сравнении с другими организациями и фактически или юридически сопряжено с развитием экспорта либо замещением импорта.

Производственные субсидии по сравнению с таможенными тарифами имеют преимущества, заключающиеся в том, что они стимулируют развитие национального производства и не вызывают абсолютного сокращения потребления, поскольку не повышают уровень внутренних цен выше мировых.

Оборотной стороной экспортных субсидий являются компенсационные импортные пошлины, которые предоставляют страны, куда устремляются экспортные потоки товаров и услуг.

Компенсационные пошлины - это ответная реакция на экспортные субсидии, которые вызывают обострение напряженности в международной торговле. В результате использования компенсационных импортных пошлин экспортирующая страна не субсидирует национальный экспорт, а, наоборот, финансирует бюджет импортирующей страны. Компенсационные (или антидемпинговые) пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии. Специальное антидемпинговое законодательство характеризует экспортные субсидии как «нечестную» конкуренцию. В связи с этим было принято Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам («Кодекс по субсидиям», 1993 г., Уругвайские многосторонние торговые переговоры в рамках ГАТТ).



«Кодекс по субсидиям» предусматривал создание нормальных условий конкуренции на мировом рынке, ликвидацию так называемых запрещенных экспортных субсидий. Однако это не решает проблем, ибо имеются способы государственного субсидирования отечественного экспорта в обход ВТО (до 1995 г. ГАТТ).

Нетарифные ограничения во внешней торговле

Использование тарифов в промышленно развитых странах после Второй мировой войны (1939-1945) существенно сократилось. Вместе с тем возрастает роль импортных и экспортных квот, добровольных экспортных ограничений (ДЭО) и других нетарифных барьеров.

Нетарифные барьеры - одна из форм протекционистской политики государства; система ограничений, преследующая сокращение импорта товаров; всякие барьеры, которые возводят государства, чтобы воспрепятствовать торговле между странами.

К нетарифным барьерам относят:

стандарты качества;

санитарные ограничения;

требования к экологическим характеристикам оборудования;

ограничения выпуска лицензий на импорт;

административные запреты на продажу некоторых видов продукции в конкретных странах и т. д.

Выделяют три укрупненные группы нетарифных ограничений регулирования внешней торговли.

Внешнеторговые ограничения, нацеленные на прямые ограничения импорта для защиты определенных отраслей отечественного производства. Это меры по лицензированию и контенгированию импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, добровольные экспортные ограничения и др.

Административные ограничения - технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные формы, требования к упаковке, маркировке и др.

Косвенное воздействие на внешнюю торговлю - лицензии, квоты (контингенты).

Лицензирование импорта и экспорта означает, что специальным ведомством от имени государства выдается разрешение на импорт и экспорт товаров. Лицензии бывают двух типов:

автоматические (или генеральные) лицензии, позволяющие импортировать и экспортировать товары, включенные в списки, в течение определенного времени;

неавтоматические (разовые), которые разрешают импорт и экспорт товаров с указанием его количества, стоимости, страны происхождения (или назначения), а иногда и таможенного пункта, через который импортируется или экспортируется данный товар.

Наибольшее распространение из всех видов нетарифных ограничений получили квоты (или контингенты) на импорт и экспорт товаров.

Квота в макроэкономике применительно к международной торговле является нетарифным ограничением (барьером). Различают квоту на импорт и квоту на экспорт.

Квота на импорт - это один из методов введения количественных ограничений в протекционистских целях. Она может ограничивать стоимость импорта, разрешенного к ввозу в страну в данном году. Квота на импорт может использоваться и как форма экономического давления на страну-импортера. Выделяют два вида импортных квот:

абсолютная квота - количество продукции, разрешенное к ввозу в данную страну;

тарифная квота - разрешение на ввоз конкретного товара в течение определенного периода с уплатой пошлины по пониженной ставке.

Квота экспортная - способ количественных ограничений экспорта товаров и услуг в другие страны и предотвращения снижения экспортных цен и, следовательно, доходов от экспорта. Иногда экспортные квоты нацелены на обеспечение предложения благ на внутреннем рынке, чтобы предотвратить чрезмерный рост цен на них внутри страны. Экспортная квота применяется и как количественный показатель, показывающий роль экспорта товаров и услуг для экономики страны, отраслей и предприятий. В последнем десятилетии XX в. доля экспорта в ВВП США и Японии составляла немногим более 10%, Великобритании и Франции - около 24, Германии - 34, Бельгии - 70%,

Механизм функционирования квот аналогичен импортному тарифу:

внутренние цены поднимаются выше мировых;

ограничивается предложение импортных товаров. Но квоты отличаются от тарифа в двух аспектах.

Во-первых, квоты не увеличивают импорт. Поэтому разница между внутренними и мировыми ценами увеличивается, что приводит к нарастанию прибыли от импорта (в том числе и монопольного). При тарифе импорт постепенно увеличивается, а внутренние цены понижаются вслед за мировыми.

Во-вторых, квоты ограничивают импорт, в результате чего они полностью обособляют внутренний рынок от проникновения новых иностранных товаров, что гарантирует абсолютную защиту внутреннего рынка от зарубежной конкуренции. Тариф на импорт не ограничивает объема импортных товаров непосредственно, ибо от импортера требу-

ется одно - платить таможенную пошлину. В последние годы приоритет во внешней торговле за применением квот, а не тарифов, по двум основаниям:

Поскольку тарифные ставки устанавливаются международными торговыми соглашениями и правительства не имеют права повышать тарифы, то они используют импортные квоты, позволяющие защитить свою экономику от иностранной конкуренции.

Те отрасли, которые нуждаются в защите от иностранной конкуренции, избирают квоты на импорт, поскольку добиться лицензионных льгот проще, нежели введения тарифов.

Считается, что использование импортных квот наиболее предпочтительно при свободной конкуренции, когда результаты квотирования сопоставимы с результатами тарифа на импорт.

Экономические последствия введения импортной квоты можно проиллюстрировать на рис. 15.3.

Из рис. 15.3 вытекают следующие выводы.

Ухудшилось благосостояние потребителей, поскольку в результате введения квоты на импорт растут цены, сокращая тем самым потребительский излишек на величину области («a +b + c + d + e»).

Повысилось благосостояние производителей, поскольку в результате повышения цен они увеличили объемы выпуска. Их дополнительный выигрыш составил область «а».

Квота

Область («с + d») представляет собой наценку на разрешенный импорт и означает перераспределение доходов от потребителей (своего рода трансферт) в пользу органов, ведающих лицензиями на импорт.

Доля ущерба потребителей («a + b + с + d + е») компенсируется выигрышем производителей - «а» и теми, кто выдает лицензии («с + d»). Чистые потери благосостояния нации составляют область («b + е»).

Чистые потери благосостояния страны при введении квот могут быть выше в сравнении с чистыми потерями при введении импортного тарифа в двух случаях:

когда квота вызывает монопольную власть национального производителя либо иностранной фирмы-импортера продукции;

когда импортные лицензии размещаются неэффективно.

Выделяют следующие методы размещения импортных лицензий:

открытый аукцион: государство предоставляет лицензию фирме, которая предлагает за нее наибольшую цену;

система явных предпочтений: правительство предоставляет импортные лицензии более престижным фирмам в объеме, который соответствует их доле в суммарном объеме накануне введения квот;

«затратный метод»: лицензии выдаются фирмам, которые располагают большими производственными мощностями и другими ресурсами.

Одним из нетарифных инструментов государственного регулирования внешней торговли являются добровольные экспортные ограничения (ДЭО).

Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) - это разновидность экспортной квоты, минимальная экспортная цена, которая навязывается развитыми странами экономически слабым странам.

Страна «добровольно» ограничивает свой экспорт под угрозой более значительных мер торговой политики со стороны своих партнеров. В последнее время в мире заключено более сотни соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен (с охватом продукции текстильной промышленности, черной металлургии, бытовой электроники и др.).

Добровольные экспортные ограничения обладают двумя основными чертами специфического характера, определяющими некоторые преимущества в торговой политике. Во-первых, они менее заметны для на

циональных покупателей в сравнении с тарифами или квотами на импорт. В связи с этим покупатели относятся к ним более благожелательно. Во-вторых, при добровольных экспортных ограничениях иностранные фирмы могут устанавливать более высокие цены, нежели при тарифных ограничениях либо при квотировании импорта. Следовательно, зарубежные партнеры в определенной степени могут возместить понижение размеров экспорта посредством роста цен на него.

Добровольные экспортные ограничения стали использоваться с 50-х гг. XX в. в торговых отношениях между США и странами Европы, с одной стороны, и Японией - с другой, по поводу текстильных товаров. Затем этот вид нетарифных ограничений стал применяться и новыми промышленно развитыми странами.

К нетарифным формам ограничений во внешней торговле относятся также демпинг и торговое эмбарго.

Демпинг - продажа товаров за рубежом по цене ниже той, по которой экспортер продает на внутреннем рынке, или ниже себестоимости в стране-изготовителе. Демпинг как вид недобросовестной конкуренции преследует цель вытеснить конкурента, захватить рынок сбыта. Потери от продажи товаров по демпинговым ценам перекрываются различными способами:

продажей по высоким ценам других товаров;

реализацией аналогичного товара по завышенным ценам после того, как конкурент будет вытеснен с рынка;

получением дотаций от государства, поощряющего экспорт.

В 1967 г. в рамках ГАТТ (ныне ВТО) был принят международный антидемпинговый кодекс, регламентирующий процедуру выявления и доказательства демпинга, а также способы компенсации нанесенного ущерба фирмам импортирующей страны, выпускающей аналогичную продукцию. В случае установления факта демпинга импортирующая сторона может внести антидемпинговые пошлины на ввозимые товары. В антидемпинговом законодательстве, принятом в Австрии в 1962 г., впервые определен количественный показатель товарного демпинга, согласно которому экспортная цена считается демпинговой, если она ниже по меньшей мере на 20% в сравнении с ценами на внутреннем рынке или на 8% ниже мировой цены. Демпинг является результатом монопольной рыночной власти и используется для ее укрепления. Законодательством многих стран, а также документами Европейского Союза (ЕС) предусмотрены меры против демпинга, в частности антидемпинговые пошлины.

Демпинг используется, как правило, в периоды экономических спадов, т. е. носит временный характер, ибо частные фирмы не могут постоянно продавать свои товары ниже ее себестоимости. Различают следующие виды демпинга:

постоянный демпинг отражает долговременную тенденцию фирм-монополистов извлекать монопольную прибыль посредством реализации товаров по более высоким ценам на отечественном рынке в сравнении с мировым рынком, где высока конкуренция зарубежных фирм;

спорадический демпинг выступает в виде нерегулярной реализации товаров на мировом рынке по более низкой цене в сравнении с национальным рынком. Этот вид демпинга наблюдается в результате перепроизводства товаров и желания предотвратить понижение цен на национальном рынке;

хищнический демпинг представляет собой временную реализацию товаров на иностранных рынках ниже его издержек производства. Использование этого вида демпинга преследует цель устранить конкурентов, а затем повысить цены; в результате создаются предпосылки для обеспечения монопольной власти.

Торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну либо вывоза из какой-либо страны определенных видов товаров. Такие экономические санкции осуществляются не по экономическим интересам, а по политическим мотивам. Торговое эмбарго может распространяться как на одну страну, так и носить коллективный характер, согласно решению ООН. Эмбарго, ограничивая торговые связи, наносит экономический ущерб всем странам, участвующим в нем. Однако те страны, которые не присоединяются к торговым эмбарго, могут иметь определенный выигрыш, поскольку возникают условия для роста экспорта своих товаров.