Система методов регулирования социально-экономических процессов и их взаимосвязь. Децентрализация - что это такое? Централизация и децентрализация управления Факторы, влияющие на степень децентрализации

Санкт-Петербургский филиал

Государственного Университета - высшая школа Экономики

Факультет менеджмента

Кафедра государственного и муниципального образования

Реферат на тему: " Система методов регулирования социально-экономических процессов и их взаимосвязь "

Выполнила: Соколова Е.А., студентка

группы 2111

Проверил:

кафедра ГиМУ, д.э.н., проф. Малеева Т.В.

Санкт-Петербург

1. Централизованная и децентрализованная формы государственного управления

1.1 Понятия "централизации" и "децентрализации"

1.2 Формы централизованного и децентрализованного управления

1.3 Виды централизованного контроля государственного управления

1.4 Проведение координации в децентрализованной системе

2. Государственное регулирование экономики

2.1 Государственное регулирование экономики: сущность, цели

2.2 Схема государственного управления экономикой

2.3 Методы государственного регулирования экономики

2.3.1 Прямые методы государственного регулирования экономики

2.3.2 Косвенные методы государственного регулирования экономики

Заключение

Список использованной литературы

1. Централизованная и децентрализованная формы государственного управления

1.1 Понятия " централизации " и " децентрализации "

В первой половине XX века в рамках теории менеджмента (применительно к предприятиям) и в рамках административного права (применительно к государственному управлению) оформляются двое таких понятий, как централизация и децентрализация в государственном управлении. Оба термина одновременно обозначают процессы распределения или концентрации и состояние, являющееся результатом каждого процесса.

Централизация в государственном управлении представляет собой концентрацию, собирание властных ресурсов в руках "центральных" органов власти. Децентрализация же - распределение властных ресурсов между разными органами управления, в том числе по вертикали, сверху вниз.

Явления централизация и децентрализация - относительные. Не существует как понятия "централизация вообще", так и "децентрализации". Оба эти понятия имеют смысл лишь в сравнении с другой системой или существующем ранее состоянием данной системы.

Фраза "централизованное государство" означает, что либо данное государство было создано в результате централизации, либо оно является более централизованным, чем другие государства, либо оно является более централизованным, чем предыдущие формы политической организации.

1.2 Формы централизованного и децентрализованного управления

Известно, что децентрализация существует в рамках любой многоуровневой системы. Возможно ее две формы: неформальная, фактическая и официально признанная. Их отличия состоят в распределении ответственности и в степени регулярности выполнения тех или иных функций. При вынужденной централизации центр остается ответственным за деятельность органов публичной власти, так как именно он формально обладает полнотой властных полномочий. Подчиненные органы и должностные лица ответственны перед ним, но из-за свойственных для формально централизованных систем проблем с контролем эта ответственность наступает периодически в результате каких-либо проверок или особо тяжелых нарушений. В данной ситуации формально подчиненные структуры оказываются в привилегированном положении, поскольку фактически они могут легко избежать ответственности и соответственно могут использовать ресурсы по своему усмотрению. В данном случае возможны три варианта. При первом варианте интересы подчиненных лиц и структур могут сводиться к реализации заданий центра. В этом случае фактическая (неформальная) децентрализация - необходимая мера обеспечения эффективности формально централизованной системы. Однако чаще безответственность порождает возникновение второго варианта - предпочтение местных (отраслевых) интересов либо третьего варианта - предпочтение собственных интересов администрации и отдельных чиновников. Второй и третий варианты более вероятны, поскольку вне постоянного внимания со стороны центра - будь то контроль, указания, иные формы взаимодействия - администрация оказывается в более тесном контакте с другими интересами, внутренними или внешними, которые начинают преобладать и количественно.

Таким образом, различия между формальной и неформальной децентрализацией состоит не в различии между полномочиями, которыми владеют органы местного и отраслевого управления. На объем полномочий влияет масштаб государства. В маленьких государствах проще организовать сильную централизацию власти. Различие заключается в том, какую роль играют центральные и периферийные или отраслевые органы в осуществлении публичного управления. В формально централизованной системе все инновации, все реформы и преобразования могут быть инициированы только центром. Местные и региональные власти фактически пользуются своей "незаконной свободой" или для уменьшения своей служебной нагрузки (рутинное управление, не требующее больших усилий), или для различных злоупотреблений, или для адаптации политики центра к местным условиям и интересам. Формально децентрализованная система дает территориальным органам возможность, а иногда и заставляет их, быть более инициативными и ответственными, самостоятельно осуществлять многие управленческие воздействия. Российские мэры и губернаторы начинают понимать эту простую аксиому: при централизации государственного управления их власть не уменьшится, уменьшится лишь ответственность перед населением и необходимость самостоятельных решений. Формальное усиление личной ответственности - не помеха и не содержит противоречия: гораздо легче приспособиться под нрав начальника, чем ежедневно принимать самостоятельные решения, с последствиями которых придется самому же иметь дело.

Это означает, что настоящая централизация возможна, но требует особых механизмов контроля.

1.3 Виды централизованного контроля государственного управления

Существуют несколько видов централизованного контроля государственного управления. К первому виду можно отнести тотализацию контроля за счет создания множества контролирующих субъектов. Если функция санкционирования нарушений оставалась прерогативой центра, то к выявлению нарушений привлекались партийные органы того уровня, за которым осуществлялся контроль, население (через обращения и жалобы граждан, органы народного контроля - в тех сферах, где они существовали, через обращения в партийную организацию, доносительство и т.д.), сами чиновники, иногда следившие друг за другом и так далее. Подобная всеохватная система контроля обеспечивала реальное полновластие центра; однако ее эффективность требовала сохранения двух условий. Первое из них - идеологическое монолитное единство общества, благодаря которому контроль осуществлялся в интересах государства, а не отдельных групп и лиц, - т.е., не превращался в шантаж (точнее, основанный на доносительстве и на обращениях шантаж не становился единственным содержанием контрольной деятельности). Второе условие - отсутствие мощных групповых интересов на местах, которые могли бы либо защититься от потенциальных "контролеров", либо привлечь их на свою сторону. Как только эти условия переставали соблюдаться, государственное управление превращалось в неуправляемую систему, где каждая структура работала прежде всего в собственных интересах. Эпизодический организационный террор (попытка Ю.В.Андропова) не мог сделать систему вновь функциональной без восстановления этих условий, т.е. без воскрешения идеологического единства и без преодоления замкнутости партийно-государственной номенклатуры, - по крайней мере, на периферии.

Второй способ обеспечения власти центра - формирование особого подразделения (неформальной группы, официальной службы, специализированной структуры и т.д.), выполняющего функцию обеспечения тесных связей между центром и периферией, прежде всего - контроля, часто с правом немедленного пресечения нарушений, или вмешательства в оперативное управление. Для выполнения вышесказанного необходимо проведение систематических проверок, во главе которых будут стоять авторитетные люди.

В России в советский период функции гарантированного контроля выполняли органы государственной безопасности, и, в частности, их представители в организациях и на предприятиях - работники "первых отделов" ("особых отделов" в вооруженных силах). Контроль этот распространялся как на органы собственно государственного управления, так и на все остальные учреждения. Преобразования начала 1990-х гг. ликвидировали эту систему; взамен стали формироваться другие контрольные органы, обеспечивающие влияние центра почти исключительно на органы государственного управления. Введение, в начале 1990-х гг., института полномочных представителей Президента РФ в субъектах федерации - попытка воссоздания особого корпуса, обеспечивающего власть центра (в роли "центра" в данном случае выступает только Президент), также как и деятельность Главного контрольного управления Президента и окружных инспекций этого управления. (Следует отметить, что масштабы контроля - гораздо меньшие, чем в советский период). При наделении этих должностных лиц и структур дополнительными полномочиями (не только контроль, но и возможность отмены решений), при обеспечении замкнутости и изолированности этих подразделений усиление централизации в РФ вполне возможно. Именно в этом направлении осуществляются реформы, связанные с формированием федеральных округов и назначением в них полномочных представителей Президента.

1.4 Проведение координации в децентрализованной системе

Децентрализация в государственном управлении предполагает передачу центром субъектам управления другим ряда своих полномочий и соответственно перераспределение ответственности между ними.

Для реализации такого контроля необходимо либо наличие встречных проверок, либо существование независимой третьей стороны, осуществляющей контрольные мероприятия и, при необходимости, санкции за нарушение договоренностей. Иными словами, разница между "центром" и "периферией" при переходе от централизованной системы к децентрализованной перестает быть качественной и становится количественной. Подчеркнем, что речь идет лишь о тех сферах, где произошла децентрализация, а не о всей совокупности отношений центр / периферия. Так, регальные сферы всегда остаются централизованными и принципиального "равенства" центра и периферии здесь быть не может.

Система "встречных проверок" на практике почти не реализуема. Поскольку "периферия" не едина, а представлена единичными территориальными или отраслевыми субъектами управления, децентрализованные органы неспособны организовать эффективную проверку деятельности центра: этому препятствуют кадровые, финансовые и иные ограничения.

Действительно децентрализованная система возникает, как правило, лишь в особых условиях: это либо сильные центробежные тенденции, с которыми государство не может справиться без договорных отношений, либо изначальное формирование системы на основе договорного принципа (например, возникающие договорным путем федерации). В остальных случаях децентрализация, как правило, оказывается частичной: речь идет не о том, что децентрализованы не все сферы деятельности (в этом смысле децентрализация всегда частична), а о том, что даже там, где происходит передача полномочий, центр сохраняет за собой дополнительные ресурсы, чаще всего - финансовые и контрольные. Как правило, такое неравенство закрепляется в относящихся к децентрализации нормативных актах и может принимать как явную форму (очевидные преимущества центра), так и скрытую (подробная регламентация обязательств периферии и лишь общая - центра; установление несоразмерных переданным полномочиям источников доходов; сохранение за центром права менять в одностороннем порядке условия децентрализации).

2. Государственное регулирование экономики

2.1 Государственное регулирование экономики: сущность, цели

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

1. экономический рост;

2. полная занятость;

3. стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

4. внешнеэкономическое равновесие".

В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей.

Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируются по различным критериям.

2.2 Схема государственного управления экономикой

Для построения схемы государственного управления экономикой необходимо выявить, что является главным субъектом управления экономикой. По Райзбергу Б.А. "генеральным субъектом, главным агентом государственного управления экономикой является по определению государство". Однако выделение такого субъекта управления не вносит ясности в понимание того, кто непосредственно управляет экономикой, поскольку государство -- форма политической организации общества, форма осуществления власти. Поэтому необходимо иметь представление о структуре органов государственного управления в стране в связи с ее федеративным устройством. Данное представление дает схема, приведенная на рис. 1.1. Между всеми элементами изображенной структуры существуют как прямые, так и обратные связи, которые обладают разной интенсивностью воздействия. Вертикали управления обладают большим воздействие по направлению вниз. Но при наличии демократии повышается возможность влияния нижних уровней на верхние. Особое положение в системе государственного управления экономикой занимает народ. Он, не входя в данную структуру, непосредственно оказывает влияние на действие государственного аппарата через общественные организации, движения и проч.

Рис. 1.1. Схема структурной организации государственного управления экономикой

2.3 Методы государственного регулирования экономики

2.3.1 Методы прямого воздействия

Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

Для методов прямого воздействия характерно прямое воздействие на волю, директивность, приказной характер, широкое использование ведомственных и правительственных актов, сужение роли закона, наличие большого административного аппарата, стимулирование по усмотрению руководителя. "Метод прямого воздействия реализуется средствами административного и экономического влияния"44 Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др.- М.: АОА «НПО «Экономика2», 2000..

2.3.2 Методы косвенного воздействия

Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Для методов же косвенного воздействия присущи следующие особенности: у подвластных существует несколько видов выбора поведения, руководящее воздействие осуществляется на волю косвенно (через интересы, эмоции и др.), юридическими нормами и обычаями закреплен механизм стимулирования.

В современной экономике применяют как прямые, так и косвенные методы, причем в их совокупности. Это придает большую эффективность процессу управления.

Заключение

В данном реферате были раскрыты понятия "централизации" и "децентрализации" управления, проведен анализ участия государства в регулировании экономики и описаны основные методы для достижения этого.

По результатам данной работы очевидно, что понятия "централизация" и "децентрализация" являются понятиями, относительными друг по отношению к другу. Существуют различные формы централизации государственной власти, например, формальная и неформальная децентрализация, которые отличаются друг от друга в зависимости от того, местные (неформальная централизация) или органы государственной власти (формальная централизация) решают основные вопросы, обладают сильной политической властью. Децентрализованная система возникает либо вследствие сильных центробежных тенденций, либо из-за возникновения государственной власти изначально на договорной основе.

В реферате приведена схема государственного регулирования, в которой государство представлено различными подразделениями своего аппарата. Народ также влияет на процесс регулирования посредством социальных институтов, движений.

Существуют методы прямого и косвенного государственного регулирования экономики. Первые носят больше административный характер, последние - экономический. Наиболее эффективным является применение сочетания прямых и косвенных методов. Она способно обеспечить качественность государственного регулирования экономики и максимально учитывает интересы как коммерческих структур, так и населения.

Государственное регулирование является очень важным в условиях рыночной экономики, поскольку влияет практически на все стороны жизни людей в современном мире, способствует ее упорядоченности, большей рациональности, определяет возможности дальнейшего развития государств во всех сферах деятельности, являясь основой успешного проведения различных нововведений, инноваций для развития научно-технического прогресса.

Дальнейшее развитие темы данной работы видится в более углубленном изучении методов государственного регулирования экономики с целью создания полного представления об их механизмах и установления взаимосвязей между ними.

Список использованной литературы

Государственное и муниципальное управление: итоговая государственная аттестация студентов: Учеб. пособие / Под ред. Е.Г. Коваленко.- М.: ИНФРА-М, 2010.- 409 с.;

Государственное регулирование экономики: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др.- М.: ОАО "НПО "Экономика"", 2000.- 735 с.;

Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб. / Под общ. Ред. В.И. Кушлина.- М.: Изд-во РАГС, 2008.- 616 с.;

Граждан В.Д. Теория управления: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2006.- 416 с.;

Кайсарова В.П. Система государственного и муниципального управления. Раздел 1. государственное управление как система. Учебно-методическое пособие.- СПб.: Изд-во "ЮТАС", 2010.- 104 с.;

Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. Пособие.- М.: ИНФРА-М, 2010.- 384 с.;

Система государственного управления: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 543 с.

http://www.i-u.ru/biblio/archive/nesterov_gos/ (Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики. Статья. Российсктий гуманитарный Интернет-университет.

Приставки de - от, без и слова централизация) (книжн.). Система управления, основанная на передаче местным органам некоторых функций центральных органов. Децентрализация аппарата треста.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ" в других словарях:

    Децентрализация … Орфографический словарь-справочник

    - (ново лат., от de от, и centrum центр, средоточие). Вообще: удаление, отделение от центра; в частности: управление, противоположное централизации; развитие самоуправления в отдельных провинциях государства. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (decentralization) Передача полномочий и обязанностей по принятию решений из центра в другие организации. В рамках государственного сектора децентрализация означает, что решения принимаются не центральным правительством, а местными и… … Экономический словарь

    Рассредоточение Словарь русских синонимов. децентрализация сущ., кол во синонимов: 1 рассредоточение (4) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

    децентрализация - и, ж. décentralisation f. Противополагается централизации; такое государственное устройство, когда части государства пользуются в некоторой степени правом самоуправления. Павленков 1911. Немецкий канцлер.. неожиданно является горячим сторонником … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    децентрализация - децентрализация. Произносится [дэцентрализация] и допустимо [децентрализация] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    В конституционном праве процесс передачи из центра на места части функций и полномочий центральных органов государства … Юридический словарь

    Переход управления от центральных органов власти к местным органам. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ДЕ ЕНТРАЛИЗОВАТЬ [дэ], зую, зуешь; ованный; сов. и несов., что (книжн.). Сделать (делать) менее централизованным, рассредоточить (чивать). Д. управление. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (от лат. de... приставка, означающая отсутствие, отмену, устранение чего либо, и фр. centralisation центра лизация) англ. decentralization; нем. Dezentralisation. Процесс передачи функций центральной власти органам местной власти. см.… … Энциклопедия социологии

Книги

  • , П.П. Гронский. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1917 года (издательство`Москва`). В…
  • Децентрализация и самоуправление , П.П. Гронский. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1917 года (издательство "Москва")…

В первой половине XX века в рамках теории менеджмента (применительно к предприятиям) и в рамках административного права (применительно к государственному управлению) оформляются двое таких понятий, как централизация и децентрализация в государственном управлении. Оба термина одновременно обозначают процессы распределения или концентрации и состояние, являющееся результатом каждого процесса.

Централизация в государственном управлении представляет собой концентрацию, собирание властных ресурсов в руках "центральных" органов власти. Децентрализация же - распределение властных ресурсов между разными органами управления, в том числе по вертикали, сверху вниз.

Явления централизация и децентрализация - относительные. Не существует как понятия "централизация вообще", так и "децентрализации". Оба эти понятия имеют смысл лишь в сравнении с другой системой или существующем ранее состоянием данной системы.

Фраза "централизованное государство" означает, что либо данное государство было создано в результате централизации, либо оно является более централизованным, чем другие государства, либо оно является более централизованным, чем предыдущие формы политической организации.

Формы централизованного и децентрализованного управления

Известно, что децентрализация существует в рамках любой многоуровневой системы. Возможно ее две формы: неформальная, фактическая и официально признанная. Их отличия состоят в распределении ответственности и в степени регулярности выполнения тех или иных функций. При вынужденной централизации центр остается ответственным за деятельность органов публичной власти, так как именно он формально обладает полнотой властных полномочий. Подчиненные органы и должностные лица ответственны перед ним, но из-за свойственных для формально централизованных систем проблем с контролем эта ответственность наступает периодически в результате каких-либо проверок или особо тяжелых нарушений. В данной ситуации формально подчиненные структуры оказываются в привилегированном положении, поскольку фактически они могут легко избежать ответственности и соответственно могут использовать ресурсы по своему усмотрению. В данном случае возможны три варианта. При первом варианте интересы подчиненных лиц и структур могут сводиться к реализации заданий центра. В этом случае фактическая (неформальная) децентрализация - необходимая мера обеспечения эффективности формально централизованной системы. Однако чаще безответственность порождает возникновение второго варианта - предпочтение местных (отраслевых) интересов либо третьего варианта - предпочтение собственных интересов администрации и отдельных чиновников. Второй и третий варианты более вероятны, поскольку вне постоянного внимания со стороны центра - будь то контроль, указания, иные формы взаимодействия - администрация оказывается в более тесном контакте с другими интересами, внутренними или внешними, которые начинают преобладать и количественно.

Таким образом, различия между формальной и неформальной децентрализацией состоит не в различии между полномочиями, которыми владеют органы местного и отраслевого управления. На объем полномочий влияет масштаб государства. В маленьких государствах проще организовать сильную централизацию власти. Различие заключается в том, какую роль играют центральные и периферийные или отраслевые органы в осуществлении публичного управления. В формально централизованной системе все инновации, все реформы и преобразования могут быть инициированы только центром. Местные и региональные власти фактически пользуются своей "незаконной свободой" или для уменьшения своей служебной нагрузки (рутинное управление, не требующее больших усилий), или для различных злоупотреблений, или для адаптации политики центра к местным условиям и интересам. Формально децентрализованная система дает территориальным органам возможность, а иногда и заставляет их, быть более инициативными и ответственными, самостоятельно осуществлять многие управленческие воздействия. Российские мэры и губернаторы начинают понимать эту простую аксиому: при централизации государственного управления их власть не уменьшится, уменьшится лишь ответственность перед населением и необходимость самостоятельных решений. Формальное усиление личной ответственности - не помеха и не содержит противоречия: гораздо легче приспособиться под нрав начальника, чем ежедневно принимать самостоятельные решения, с последствиями которых придется самому же иметь дело.

Это означает, что настоящая централизация возможна, но требует особых механизмов контроля.

Решать, в каком элементе иерархической структуры должны приниматься важнейшие решения - дело высшего руководства организации. Это определяет форму организационной структуры и эффективность управленческих решений.

Как уже было указано выше, если норма управляемости становится слишком высокой, то должны быть введены дополнительные уровни управления, чтобы не допустить потери координации.

Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМИ.

ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ - это такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. Здесь управляющие среднего звена имеют очень большие полномочия в конкретных областях деятельности.

Любая организация может быть названа централизованной или децентрализованной лишь в сравнении с другими организациями или же в сравнении с собой же, но в другие периоды.

В идею децентрализованных структур заложена мысль, что людям изначально присуща способность успешно справляться с поставленными задачами.

Здесь обычно за высшим руководством остается решение вопросов долгосрочного планирования, распределения ресурсов, координация и оценка деятельности подразделений. Руководителям более низкого уровня делегируется право принимать решения в областях, непосредственно связанных с продукцией и услугами, за которые они отвечают.

Понять насколько данная организация централизована по сравнению с другими, можно определив следующие ее характеристики:

1. Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровняхуправления.

Чем больше количество тех решений, которые принимают нижестоящие руководители, тем большая степень децентрализации.

2. Важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях.

В децентрализованной организации руководители среднего и нижнего звена могут принимать решения, связанные с затратами значительных материальных и трудовых ресурсов или направлением деятельности организации в новое русло.

3. Последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях.

Если руководители нижнего и среднего звена могут принимать решения, затрачивающие более, чем одну бизнес-функцию, то организация тяготеет к децентрализованной.

4. Количество контроля за работой подчиненных.

В сильно децентрализованной организации руководство высшего звена редко проверяет повседневные решения подчиненных ему руководителей. Оценка их действий делается на основании суммарных достигнутых результатов, которых должно добиться данное подразделение.

Централизация и децентрализация имеют свои недостатки и преимущество, соотношение которых определяется внешними и внутренними переменными.


Преимущества централизации:

1. Улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями;

2. Позволяет избежать ситуации, когда одни отделы растут и развиваются за счет других или организации в целом;

3. Позволяет более экономично и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного аппарата.

Преимущества децентрализации:

1. Позволяет решить проблему управления крупными организациями, где имеет место огромное количество информации и сложность процесса и решений;

2. Дает право принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше знает ее;

3. Стимулирует инициативу и позволяет личности отожествлять себя с организацией

4. Помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организации талантливых руководителей.

К факторам, определяющим соотношение централизации и децентрализации, относятся следующие:

Необходимость проведения радикальных изменений и высокий уровень неопределенности внешней среды благоприятствует децентрализации;

Соотношение централизации и децентрализации должно быть адекватно стратегии;

В период кризиса или возникновения непосредственных угроз властные полномочия, как правило, концентрируют в руках высшего менеджмента организации.

В небольшой организации все решения могут приниматься ее руководителем. Однако с увеличением размеров организации, мас­штаба и сложности работ может создаться ситуация, когда руководи­тель будет перегружен принятием решений, даже если он только этим и будет заниматься. В этой ситуации возникает вопрос: должны ли права быть сконцентрированы наверху или распределены по уров­ням организации? На практике - это дилемма между централизацией и децентрализацией, являющейся большой проблемой в проектировании организации.

Различают высокоцентрализованное и децентрализованное управление.

Централизация - это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации.

Если при распределении полномочий приоритет отдается нижним звеньям системы управления, т.е. им передается больше прав на самостоятельное принятие решений, то такое управления называется децентрализованным . Децентрализация - это передача или делегирование ответствен­ности за ряд ключевых решений, а, следовательно, и передача соот­ветствующих этой ответственности прав на нижние уровни управле­ния организацией.

Понятия «централизация» и «децентрализация» вовсе не исключают друг друга. Проблема выбора между централизацией и децентрализацией - это проблема выбора оптимальной конструкции организации. «Централизация» и «децентрализация» выступают лишь разными спо­собами решения проблемы искажения информации при перемеще­нии ее с уровня на уровень по «вертика­ли» управления.

Централизация является реакцией организованной системы, направленной на предотвращение искажения информации при передаче ее через все увеличивающееся количество уровней управления. Чем большее количество уровней в организации, тем большее искажение претерпевает информация, проходящая через эти уровни.

И то, и другое управление в определенных условиях может быть приемлемым и эффективным. Напрасно высокоцентрализованное управление рассматривается иногда, как отрицательный вариант построения системы управления -все зависит от конкретных об­стоятельств.

Вот почему необходимо ясно пред­ставлять все недостатки и преимущества как централизованного, так и децентрализованного управления (схема). При этом следует иметь в виду, что эти преимущества и недостатки можно и нужно дифференцировать по критерию масштабов управления, потому что необходимость и возможность того или другого типа управления в значительной мере определяется тем, в каких масштабах осуществляется управление.

ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ МАЛАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КРУПНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Преимущества
1. Четкость согласования и организации 2. Прямой контроль 3. Координация и ответственность 1 Концентрация опыта -качество принципиальных решений 2. Хорошая координация работы 3. Дисциплина и ответственность
Недостатки
1. Низкая инициативность 2. Неполная отдача функционального профессионализма (исполнителъство) 3. Перегрузка руководства 1. Укрепление консерватизма 2. Возрастает опасность бюрократизма 3. Снижается оперативность и гибкость
НИЗКАЯ СТЕПЕНЬ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ Преимущества
1. Самостоятельность и инициативность 2. Оперативность при хорошей дисциплине и заинтересованности 3. Эффект лидерства 1. Инициативность 2. Оперативное реагирова­ние на ситуации 3. Организация ориентирована на цели и резуль­таты, а не на выполнение функций
Недостатки
1. Сложность целеполагания при динамике интересов 2. Повышается вероятность конфликтов 3. Необходимость неформального управления 1. Опасность дублирования 2. Опасность ухода от проблем и ответственности 3. Сложности координации и контроля

Отмечено, что децентрализация обладает рядом преимуществ . Она увеличивает скорость и повышает объективность принятия ре­шений, делает организацию гибкой и своевременно реагирующей на внешние изменения, создает для работников определенные удобства и удешевляет делопроизводство, развивает способности руководите­лей и творческое, доверительное начало в их деятельности. Однако отмечено также и то, что децентрализация имеет и негативную сторону . Она может увести в сторону от главных целей организации, ослабить контроль и единство действий и, наконец, может привести к тому, что решение вовсе не будет принято.



Следует учитывать и то, что в реальной практике управления существует множество вариантов и централизованного, и децентрализованного управления. Степень централизации может быть различной и может меняться в соответствии с изменяющимися обстоятельствами развития организации, целями, масштабами, качеством человеческих ресурсов.

Управление может быть гибким по фактору распределения полномочий, оно может быть построено на оперативном делегировании полномочий при определенных обстоятельствах. Это управление, которое построено на предоставлении полномочий по ситуациям и проблемам. Здесь нет жесткого закрепления полномочий, все определяет ситуация. Но и в этом случае при любом делегировании оно все-таки сохраняет организацию и закрепление полномочий за определенными звеньями или должностными лицами.

Разная концентрация полномочий на ступенях иерархии определяет большое разнообразие типов менеджмента. Именно полномочия делают систему иерархической. В обобщенном представлении это разнообразие можно свести к следующим типам.

ИТАК, по критерию распределений полномочий выделяют следующие типы управления.

Высокоцентрализованное управление характеризуется нарастающей концентрацией полномочий к верхним уровням иерархии системы управления. В той же степени снижаются к нижним уровням иерархии управления возможности инициативы и творчества, оперативного реагирования на изменения ситуации.

Децентрализованное управление - это управление, имеющее предельно низкую степень централизации. Такое распределение полномочий в системе управления, при котором решающим уровнем является нижестоящий уровень иерархии. Иначе можно сказать: основные полномочия жизнедеятельности системы и ее развития переданы на нижние уровни системы управления . При этом, конечно, сохраняется иерархическое строение системы управления, но на верхних ее уровнях сосредоточены только полномочия на принятие отдельных решений координационного или стратегического типа.

Отдельным типом управления может быть ситуационное управление , в котором полномочия на принятие решений распределены в зависимости от возможных ситуаций.

Основные факторы, определяющие степень централизации или порядок распределения полномочий в системе управления

Организации развиваются, делая постоянный выбор между цент­рализацией и децентрализацией. Р. Акофф объясняет тягу к центра­лизации желанием координировать работу нижестоящих уровней и использовать потенциальную синергию, а также стремление предот­вратить серьезные ошибки на нижних уровнях управления, послед­ствия действий которых для организации в целом не всегда видны и предсказуемы. Давление в сторону децентрализации, по его мнению, обусловлено желанием облегчить проявление быстрых и эффектив­ных инициатив и реакций на изменения с тех уровней, на которых потребности, опасности и возможности проявляются раньше всего, и обогатить труд руководителей нижестоящих уровней управления путем расширения их ответственности.

При проектировании организации на выбор между централиза­цией и децентрализацией могут влиять следующие факторы.

1) масштабы управления. Чем крупнее масштабы управления, тем сложнее осуществ­лять централизованное управление. Происходят перегрузка центральных звеньев системы управления информацией, недостаточная проработка конкретных обстоя­тельств и особенностей проблемы;

Размеры предприятия. Ранее уже назывались возможные пределы эффективно управляемой организации. Так как в любом случае, су­ществует предел, до которого централизация дает эффект, то после превышения этого предела встает вопрос о децентрализации.

2) Капиталоемкость принимаемых решений. На практике, в регули­рующих документах компаний указывается даже конкретная сумма, в пределах которой руководитель может принимать те или иные решения. Соответственно, если организация допускает относительно большой размер этой суммы для среднего или нижнего уровней управления, то она строит свою деятельность на децентрализованной основе.

3) Наличие соответствующих кадров. Отсутствие у руководителей нижестоящих уровней готовности принять на себя большую ответ­ственность не может способствовать развитию процессов децентрализации, а порой может перерасти в скрытое сопротивление этому процессу.

гармоничность или дисгармоничность распределения персонала по уровню профессионализма в иерархии системы управления;

4) Стремление частей к самостоятельности. В социальных систе­мах, каковой является организация, отделение части от целого сопро­вождается стремлением этой части превратиться в новое целое, стать самостоятельной. Тенденция проявляется тем сильнее, чем больше различие между бывшим целым и отделившейся частью.

5) индивидуальные качества менеджера и стиль его работы. Философия управления. Субъективная вера высшего руководства в один из управленческих подходов может определенное время удер­живать организацию от нового выбора. Например, Г. Форд - старший известен тем, что гордился отсутствием у него каких-либо управлен­ческих титулов, кроме президента и генерального управляющего компании, и собственноручно принимал максимально возможное число важных решений. В отличие от него, А. Слоун - председатель Совета директоров «Дженерал Моторс» - вывел компанию на высокий уровень, когда лишь 5% решений принимались на уровне штаб-квартиры корпорации.

6)использование технических средств обработки информации, наличие или отсутст­вие интегрированной системы информационного обеспечения. Развитие техники контроля. Широкое внедрение в организациях электронных информационных систем резко снижает искаженность информации и позволяет быстрее переходить к децентрализации.

-Единообразие политики . Например, организация банковского дела или торговли предполагает» что одна и та же компания во всех своих отделениях должна одинаково качественно строить свои отношения с потребителями. Это же, в свою очередь, вынуждает ее ис­пользовать высокостандартизированные процедуры.

-Организационная культура. Приобретенные организацией с мо­мента ее создания ценностные ориентации, нормы и образцы пове­дения носят, как правило, устойчивый характер и не могут быть игнорированы при выборе проектируемой системы.

-Степень разделения труда. Высоко диверсифицированные компании, как правило, строятся на децентрализованной основе по продукту, проекту, потребителю, рынку, территории.

-Тип предпринимательства. Каждый бизнес имеет свою динамику, характеризующуюся разной скоростью изменений. Известно, что вы­сокая скорость изменений невозможна в условиях жесткой централи­зации. Так, фирмы-производители ЭВМ обычно отличаются высо­кой степенью децентрализации в своей деятельности.

-Изменения внешней среды. Государственная политика в области демонополизации, налогообложения и т.п. может способствовать развитию одного из рассматриваемых процессов.

Эти факторы действуют во взаимосвязи и могут определять как необходимость в повышении централизации, так и потребность в децентрализации.

Централизация управления должна быть в зоне регулярной оценки и контроля тенденций развития управления. Она оказывает существенное влияние на гибкость, оперативность и инновационность управления, формирование корпоративной культуры, создание благоприятного социально-психологического климата.