Как заработать на госзакупках: советы. Бизнес на госзакупках для малых предприятий Можно ли заработать на тендерах

Виктория Рябенко

Bsadsensedinamick

# Бизнес-идеи

Самые крупные закупки осуществляют Росавиация, Департамент строительства города Москвы и Минобороны.

Навигация по статье

  • Виды торгов
  • Пошаговая инструкция участия в тендере
  • Трудности, которые возникают при участии в тендере:
  • Как не попасть на мошенников
  • Как стать посредником

Выиграть тендер и реализовать продукцию государственным учреждениям – отличная возможность для среднего и крупного бизнеса. Для этого компания принимает участие в торгах. Но можно ли зарабатывать на тендерах в России? Государство является одним из самых крупных заказчиков, и, поставив свою продукцию бюджетным учреждениям, можно хорошо заработать. Федеральный закон 44 «О государственных закупках» регулирует весь процесс проведения торгов, поэтому коррупция в этой сфере сводится к минимуму. Заработок на госзакупках с нуля стал сегодня реальным и выгодным занятием.

Найти подходящие заявки на поставку продукции можно на официальном сайте «Единой информационной системы в сфере закупок». Государство – самый крупный потребитель, поэтому даже начинающие бизнесмены могут подыскать подходящий тендер на сайте и принять в нем участие.

Участвовать в торгах могут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Причем по закону, заказчики должны ежегодно отдавать 15% закупок ИП.

Виды торгов

Согласно законодательству, подрядчик выбирается с помощью торгов. Они бывают разных видов.


Если подрядчик выбирается открытым способом, то информация о заказе распространяется во всех возможных каналах: в СМИ, на официальном сайте и так далее. Условия конкурса четко прописываются и фиксируются документально. Как только завершается прием заявок, комиссия определяет победителя.

В закрытом конкурсе могут принять участие только одобренные заказчиком компании. Такой вид торгов проводится, если информация не может придаваться широкой огласке или заказ является узкоспециализированным.

Сейчас популярностью пользуются электронные торги. Подрядчики могут легко получить тендер из другого региона. Подача заявки и отслеживание результатов происходят в интернете.

Пошаговая инструкция участия в тендере

Сегодня все тендеры публикуются на аккредитованных сайтах, и заявку легко подать онлайн. Для этого нужно заранее позаботиться о получении электронной подписи.

Сделать электронную подпись можно в течение 3–8 дней в специальных сервисах. Для этого вам понадобится паспорт, СНИЛС, документы на ИП или ООО.

Первый этап – выбрать площадку. В России аккредитовано четыре портала в сфере закупок.

  • Сбербанк-АСТ ;
  • РТС-тендер ;
  • ОАО «Госзакупки» ;
  • Агентство по госзаказам, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Татарстана (сайт ).

Второй этап – пройти аккредитацию. На каждом портале необходимо регистрироваться отдельно. Для аккредитации вы предоставляете установленный пакет документов. В него входят форма заявки, выписки из госреестров, документы на организацию. Если в торгах участвует посредник или представитель фирмы, то руководитель пишет доверенность и предоставляет ее вместе с другими документами.

Заявка рассматривается в течение 5 дней, после одобрения ее порталом, компания получает доступ к заказам.

Третий этап – пополнить свой счет на портале. На счету участника аукциона должна быть определенная сумма, так как при подаче заявки на тендер портал замораживает от 2 до 5% от общей стоимости заказа. Если на счету будет недостаточно денег, то заявка не одобряется.

Четвертый этап – составление заявки. Правильно составить заявку – важный этап работы. Она состоит из двух частей: анонимной и информационной. Первая отправляется заказчику, в ней не указываются данные участника. Это позволяет сделать отбор непредвзятым. В анонимной форме необходимо грамотно описать все преимущества компании, опыт, время работы на рынке и услуги, которые может предоставить фирма. Информационная часть включает полные данные об исполнителе.

После рассмотрения заявки заказчиком, оператор портала сообщает о вынесенном решении (положительном или отрицательном) участнику.

Трудности, которые возникают при участии в тендере:

  1. Вам понадобится специалист, который разбирается в госзакупках и умеет вести торги. Вы можете самостоятельно изучить всю необходимую информацию или привлечь обученного человека.
  2. Необходимо досконально знать продукцию, которую вы собираетесь поставлять, а также иметь представление о текущей ситуации на рынке. Эта информация необходима для составления заявки и оценки товара. Цена должна быть конкурентной, но в то же время выгодной для заказчика.
  3. Вам потребуется свободный капитал для выполнения заказа, так как деньги на счет будут перечислены после исполнения договора.
  4. Если конкурс проводится на электронных торгах, то имейте в виду, что понадобится электронная подпись.
  5. Все документы и лицензии должны быть в порядке, иначе вас не допустят к участию в торгах.

Как не попасть на мошенников

Несмотря на закон, который регулирует весь процесс тендеров на государственные закупки, можно встретить заказчиков и подрядчиков, которые используют незаконные методы.

Следуйте некоторым правилам, и тогда вероятность попасться на удочку мошенников будет минимальная.

  • Проводите постоянный мониторинг новых конкурсов и аукционов. Опытный сотрудник сразу определит сомнительное предложение.
  • Обращайте внимание на юридический адрес предприятия. Если он фигурирует в разных конкурсах, то, скорее всего, это мошенники.
  • Постоянно проверяйте условия, которые выставил заказчик. Если он что-то поменяет, то ваша компания выйдет из конкурса.
  • Если подрядчик поставил цену ниже рыночной, то товар может быть плохого качества.
  • Если заказчик ставит слишком завышенные условия или запрашивает специальную партию товара, которую изготовляет только один подрядчик, то такой конкурс сфабрикован под конкретную компанию.
  • Следить за торгами лучше круглосуточно, тогда вероятность выигрыша возрастает.
  • Не забывайте проверять организацию, которая проводит аукцион. Если она отдает свои заказы одному подрядчику, то не стоит тратить время на этот тендер.

Если у вас возникли подозрения, что торги прошли нечисто, и заказчик нарушил закон, подавайте жалобу в ФАС.

Всегда внимательно читайте условия, которые предлагает заказчик. Если в документе указана подозрительно низкая цена, лучше самостоятельно уточнить информацию. Например, в тендере указано, что нужно поставить 1000 единиц товара за 1000 рублей. Однако рыночная стоимость одного товара 2 рубля, то есть производитель будет работать себе в убыток. За день до окончания подачи заявок, заказчик сообщает о технической ошибке и меняет условия: 1000 единиц за 2000 рублей, в то время как основная масса подрядчиков отказались от данного конкурса. Такие случаи могут встретиться на практике.

Как стать посредником

Физическому лицу можно заработать на госзакупках без каких-либо вложений, если стать посредником. Для этого нужно изучить всю информацию и оформить документы, чтобы выступать как самостоятельный субъект.


Рад нашей новой встрече, друзья. На связи Сергей Иванисов с новой темой заработка. Скажите, многие ли из вас верят в честность тендеров, которые, якобы по справедливости выиграны некими компаниями, оказавшимися в собственности братьев или сватьев одной высокопоставленной шишки? Вот-вот… И подавляющее большинство тоже не верит.

А знаете почему? Потому что сначала молодые и опытные компании, возглавляемые не чьими-то родственниками, а просто успешными предпринимателями, слишком искренне поверили в возможность получать выгодные заказы путем справедливого конкурентного отбора. А потом перед многими возник вопрос: как заработать на тендерах и госзакупках, если там уже все схвачено и оплачено?

Да, некоторые участники торгов делились впечатлениями о том, что выигравшая компания обращалась к участнику, занявшему второе место, с предложением за энную сумму уступить свой выигрыш и, соответственно, будущий фронт работ. Причем, организаторы тендера клятвенно заверяли, что участники торгов не могут знать имен и контактов конкурентов, поскольку вся информация конфиденциальна и на сайте не светится.

Как в таком случае можно объяснить осведомленность победителя, решившего поторговать своей победой? И чем можно измерить уровень честности организаторов? Картинка получилась незавидной, но не все так плохо в нашем тендерном королевстве. Хотите – докажу, что заработок на тендерах все-таки возможен?

1. Кто участники?

Упустить свой шанс выхода на рынок госзаказа могут только очень неопытные или очень недальновидные руководители предприятий, или очень ленивые менеджеры, ничуть не беспокоящиеся о своем карьерном росте. В остальном – участвовать в аукционе могут все поставщики товаров, услуг или работ, и не только резиденты РФ.

Для участия в торгах достаточно иметь формальное соответствие требованиям тендерной комиссии (например, быстренько организовать ООО, узнав об интересных для вас лотах), подать электронную заявку и необходимый пакет документов.

Некоторые компании принимают участие в тендерах, соревнуясь за услуги, в оказании которых у них нет ни малейшего опыта, – просто ставят минимальную цену и ждут результата. В случае выигрыша или перепрофилируются и сами занимаются предоставлением услуг, или перепродают свое право победителя другой компании. Но не таким образом, как было описано выше, а дают объявление на тематических форумах, в сообществах, на сайтах.

Существуют конторы, условно назовем их в стиле Остапа Бендера «По заготовке рогов и копыт», которые участвуют в тендерах не ради того, чтобы развивать выигранный проект в стабильный бизнес, а только потому, что знают, как зарабатывать на тендерах.

Если Вам случалось видеть на форумах объявления типа: «Выиграем тендер для вас», – это они и есть. Товарищи просто умеют побеждать в аукционах и за определенную плату легко и с удовольствием победят для любой настоящей фирмы.

Для того, чтобы несколько сдерживать отказников, тендерные комиссии вводят штрафные санкции и черные списки, но это никого не пугает, поскольку на своих, не очень опытных в тендерных торгах, клиентах можно зарабатывать столько, что заработок перекроет все штрафы.

2. Как самому научиться побеждать в тендерных торгах

Если у вас постоянно возникают сомнения в честности организаторов торгов, то просто переждите, пока состояние недоверия пройдет, не, ну а что я ещё могу порекомендовать? Да, не все так чисто с аукционами, как хотелось бы, но отказываться от возможности заработать на госзакупках и при этом еще поучаствовать в процессе детенизации среднего и малого бизнеса, и при этом еще использовать процесс во благо своего бизнеса – для этого нужно быть либо очень самоуверенным, либо очень безынициативным человеком.

Чтобы успешно развивать свое дело или участвовать в тендерах для других компаний за деньги, необходимо овладеть хотя бы базовыми знаниями о контрактной системе обеспечения госструктур и муниципальных организаций услугами и товарами. Если есть знания, значит, можно исключить риски и ошибки.

2.1. Запастись терпением и спокойствием для отслеживания заявки

По невнимательности или из каких-то других соображений заказчик допускает ошибку. Например, самая распространенная – несоответствие общей суммы стоимости товара рыночной цене. Предприниматель, занимающийся поставкой конкретного товара, видит на сайте заявку о поставке 1000 единиц за 2000 рублей, а на рынке поштучно он стоит 4 рубля. Такие условия – работать себе в убыток – не устраивают предпринимателя, и он не считает нужным тратить свое время на бессмысленное соревнование.

В этот же момент другой поставщик, подозревая ошибку, просит заявителя объяснить цену и тот, наконец, замечает несоответствие и исправляет 1000 единиц товара на 500. Но к этому времени 85% претендентов уже бросили рассмотрение заявки.

Так ли это плохо для оставшихся на аукционе? Ничуть! Чем меньше конкуренция, тем выше шанс выиграть. Но для этого нужно следить за заявкой до конца.

2.2. Участие в подозрительно выгодных торгах

Я не случайно подчеркиваю слишком подозрительную выгодность заявки: многие из них созданы специально под «свою» компанию и условия там соответствующие. Чего язык не повернется даже пообещать чужим фирмам, для «своей» заявитель готов выполнить с радостью и в точности с условиями.

Не игнорируйте таких заявок. На примере сориентирую вас, как они приблизительно выглядят: в размещенном проекте фигурирует сумма 10 000 рублей, при этом цена товара с учетом маржи не может превышать 2000. Такой ценник запутывает «не своих» участников торгов, первое, что они думают: « Это, наверное, просто визуально похожий товар с намного превосходящими характеристиками».

Думайте, что хотите, но проверьте технические характеристики обязательно. Если совпадают, то смело подавайте заявку. В случае выигрыша воспользуетесь всеми «шоколадными» условиями, предоставленными заявителем – в процессе тендерных торгов и после их завершения никто не имеет права их изменять.

2.3. Свой собственный «черный список»

Если вы частый гость на тендерных ресурсах, то не можете не заметить, какие организации ведут себя нечестно и отдают заявки одним и тем же людям или фирмам. Изучите такие закономерности, как несколько лет подряд тендер у компании выигрывают два субъекта: некий ИП О.П. Петров и ООО «Пересвет» (имя и название – вымышленные, возможные совпадения – случайны), юридические адреса которых совпадают.

Такие конторы-однолюбы однозначно должны быть в вашем ЧС – у них не выиграете.

2.4. Смелость и принципиальность

Принцип «Пусть делают, что хотят» в этом случае неуместен и вреден. Если вы заметили явные нарушения (неправильно указанная дата, конкретная модель и производитель), не проходите мимо и укажите на них заявителю – он обязан реагировать. Иначе – штрафные санкции до 100 000 рублей.

Если вышеописанный способ не помог…

Ябедой-корябедой можно быть только в детстве, когда ставки в играх не настолько серьезны… А жаловаться на нарушителей в ФАС (какая соответствующая аббревиатура, заметьте), это способ защиты своих прав. Если вы наблюдаете нарушение законодательства, пожалуйтесь в это ведомство – Федеральную Антимонопольную Службу – в большинстве случаев нарушителей наказывают, да и другим неповадно. Только активность с

Вы можете, конечно, продолжать думать, что все давно поделено, и как зарабатывать на тендерах без вложений Твитнуть

Чтобы разобраться в механизме заработка на госзакупках, нужно знать схемы проведения тендеров.

Механизм тендеров

Главным свойством закупок из федерального бюджета, законодательно закрепленным, выступает принцип открытости и общедоступности проведения торгов. Заказчиками являются государственные и муниципальные учреждения, которые регистрируются на специальном портале, выставляя свои заявки, утвержденные годовыми планами закупок.

Поставщиками являются субъекты предпринимательства, зарегистрированные на электронном портале госзакупок.

Объявление о торгах публикуется в СМИ. К заявкам подается необходимый комплект документов. При рассмотрении организаторами тендера отсеиваются заявки с неполным комплектом документом и с ненадежным обеспечением непрямого или прямого залога.

Принятые заявки тщательно анализируются и отбираются наиболее подходящие с точки зрения финансовой и качественной. Ввиду государственной политики по экономии средств бюджета заявки с более доступной ценой являются приоритетными.

Как заработать на госзакупках

Чтобы участвовать в тендерах на государственные закупки, нужно обладать некоторыми знаниями в области тендерной политики, юридической составляющей этого вида деятельности. Тогда можно реально зарабатывать хорошие деньги, а не перебиваться случайными заказами. Ведь государственные закупки – это очень выгодная система, с помощью которой физическому лицу может открыться широкая дорога в бизнесе.

Для обучения тонкостям тендерных закупок созданы специальные школы, в которых оказывается правовая, методическая, консультационная помощь участникам тендеров – как заказчикам, так и поставщикам. Школы коммерческие, обслуживание контрактное, то есть платное. Каждое направление курирует специалист в своей области закупок.

Занятия могут быть очными и путем вебинаров. Квалификацию слушателя курсов подтверждает сертификат, полученный по их окончании.

Теперь, обладая некоторыми навыками и зарегистрировавшись на электронной торговой площадке, впору приступать к торгам. Назревает вопрос: чем можно торговать? Государственные учреждения покупают все что угодно. Это и сельскохозяйственная продукция, и оргтехника, и услуги строительства, и объекты недвижимости, и многое другое. Процесс реализации государству несколько разнится с обычными рыночными отношениями, но он не настолько сложен, чтобы его не освоить. Страх перед неплатежами также неактуален, потому что сейчас государство является платежеспособным контрагентом.

Итак, если предприниматель имеет товар, необходимый заказчику в лице государства, и, имея регистрацию на аккредитованной торговой площадке, поставщик начинает анализировать тендеры по тем категориям, которые интересны именно ему. На сегодняшний день трудно сказать, сколько поставщиков в торговле с государством явно не хватает, и есть ниши, которые очень даже можно занять. В одном тендере варьируется количество участников от 1-го до 5, а потому конкуренция незначительна. Остается только сформировать конкурентоспособную цену, особенно если поставщик является производителем – и вот уже тендер выигран.

Трудно передать, насколько электронные закупки упростили возможность торговли с государством. Ведь даже подумать сложно, как еще несколько лет назад обыкновенный предприниматель смог бы добраться до «тела» закупщика. Сейчас это элементарно и недорого.

Подводные камни в тендерной торговле

Вопрос «А можно ли получать хорошие деньги на тендерных продажах?» способен получить положительный ответ, если учесть все ошибки и знать некоторые нюансы:

  • нужно вести тщательный анализ конкурсов и аукционов. Опытный глаз сразу видит, когда идет нечестная игра;
  • если на конкурс вышли, например, два предприятия с одним юридическим адресом – имеет смысл задуматься о прозрачности конкурса;
  • если победа досталась котировке, в которой цена на товар в несколько раз ниже рыночной цены, велика вероятность поставки товара низкого качества;
  • если заказ идет от крупного поставщика с товаром, которого нет ни у кого, например, рукавички резиновые с манжетой 475 мм, в то время как стандартные у всех конкурентов имеют манжету 470 мм. Нетрудно догадаться, кому уйдет этот заказ;
  • ввиду круглосуточности электронной торговли желательно присутствовать на торгах постоянно многократно увеличивается вероятность выигрыша.

Закон о госзакупках действует больше 10 лет. Однако многие предприниматели не решаются подавать заявки на участие в конкурсах и аукционах. Это неоправданные опасения. Запросы организаций весьма разнообразны, а объемы поставок, с учетом тотального курса на экономию, бывают вполне доступными для малого бизнеса.

Множество предпринимателей успешно строит бизнес на госзакупках, но немало и тех, кто считает систему размещения заказов слишком сложной. Просто не верит в реальную возможность получить «кусок государственного пирога» — и напрасно. При всех своих недостатках она более прозрачна, чем многие другие коммерческие схемы, и освоить ее при желании можно. В конце статьи мы приведем интервью с владельцем МП, выручка которого на 80% обеспечена госконтрактами.

Госзакупки и госзаказ, нормативные документы

Главные регламентирующие документы:

  1. № 44-ФЗ от 05.04.2013 — «Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. № 223-ФЗ от 18.07.2011 — «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Все претенденты на получение государственного или муниципального заказа на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ — равны перед законом. К этому сводится суть действующих норм, которые регулируют заключение таких договоров.

Заказчиками услуг, товаров в системе выступают государственные, муниципальные:

  1. органы исполнительной власти;
  2. компании, корпорации, естественные монополии (например, Газпром);
  3. автономные, унитарные предприятия; бюджетные учреждения;
  4. предприятия, обеспечивающие снабжение водой, газом, теплом;
  5. организации с долей государственного, муниципального участия более 50%.

Поставщиком может стать юридическое лицо любой формы собственности, ИП — независимо от места нахождения, регистрации (с 2015 года — за исключением зарегистрированных в офшорных зонах). Заказчики обязаны использовать конкурентные способы отбора исполнителей (рис.1). Побеждает участник, предложивший самую низкую цену, лучшие условия. Правилами госзакупки для малого и среднего бизнеса установлены существенные льготы, о которых расскажем ниже.

Общие требования к поставщикам товаров, исполнителям услуг:

  1. соответствие законным требованиям и ограничениям;
  2. отсутствие приостановления, банкротства, ликвидации;
  3. налоговая задолженность не больше 25% от стоимости активов.

Весь процесс закупки, начиная от составления планов до определения поставщиков и подписания контракта, проводится в Единой информационной системе — ЕИС (www.zakupki.gov.ru). Справедливости ради нужно заметить, что заказчики жалуются на ее сложность даже больше, чем представители бизнеса. Требования к ним предъявляются жесткие, а за нарушение порядка установлены такие санкции, что среди работников госслужб появилось выражение: «штраф в кредит».

За 2015 год ФАС России было возбуждено 22 063 дела по КоАП за нарушения закона № 44-ФЗ, выдано предписаний о штрафах — 18 966, взыскано — 158,3 млн. рублей. Из них 6 425 дел — за утверждение документации о закупке, не соответствующей требованиям (5 469 штрафов); 5 237 — за нарушение порядка отбора поставщиков (3 452 штрафа). Данные отчета Минэкономразвития.

Как организована работа ЕИС

Сейчас ЕИС работает исключительно как техническая система, выполняя такие функции, как:

  1. формирование, обработка и хранение данных о госзаказе;
  2. предоставление доступа поставщикам для подачи заявок;
  3. обеспечение обмена электронными документами с ЭЦП.

С 2017 года она будет выполнять контрольные функции: проверять, соответствует ли план закупок объему выделенного госфинансирования, а условия заключенного договора — документации к заявке и протоколам. Госзаказчики будут обязаны осуществлять закупки строго по графику.

Какую информацию размещает заказчик

При осуществлении конкретной закупки он должен внести следующую информацию, включая все последующие изменения:

  1. извещение о закупке;
  2. документацию, разъяснения;
  3. проект договора.

Срок внесения изменений —15 дней, а когда при заключении договора и по ходу его исполнения меняются существенные условия: цена, сроки, объемы — 10 дней. Информация поддерживается в актуальном состоянии.

Пример поиска информации о размещенных контрактах

Открыв главную страницу сайта госзакупок (рис.2), по нажатию кнопки «Поставщики» можно просмотреть полный реестр размещенных заказов и закупок. Ниже справа есть выход на список, предназначенный только для малого бизнеса.

Приведем для примера результаты поиска по нескольким произвольно выбранным запросам:

  1. канцелярские товары — 5200;
  2. запчасти для автомобилей — 3;
  3. медицинские принадлежности — 43;
  4. ремонт — 800 000;
  5. аудиторские услуги — 243;
  6. заправка картриджей — 192;
  7. мебель — 74 000;
  8. ремонт копировальной техники — 703;
  9. IT-услуги — 793;
  10. хозяйственные товары — 2700;
  11. моющие средства — 3600;
  12. инструменты — 7600.

Выбрав, например, конкретный заказ по реестру — госзакупки для малого бизнеса, можно просмотреть полную информацию об условиях по нажатию номера заявки (рис.3).

Преференции для малого и среднего бизнеса

Участие малого бизнеса в госзакупках регламентируется статьей 30 закона № 44-ФЗ. Она устанавливает минимальную долю для МСП и СОНКО как 15% от общего совокупного годового объема размещенных закупок. При этом они могут заявляться в любых аукционах и конкурсах, включая закрытые и с ограниченным участием — если обладают лицензией или разрешением на определенный вид деятельности.

Заказчик может выбирать претендентов из числа МСП двумя способами (№ 44-ФЗ):

  1. ограничить претендентов непосредственно в извещении, при этом начальная (она же максимальная) цена контракта не должна быть больше 20 млн. рублей (ч.3 ст.30, п.4 ст. 42).
  2. установить требование к участнику (любому) о привлечении МСП в качестве субподрядчика с указанием объема участия в % от общей стоимости; тогда ограничения не применяются (ч.6, ст.30).

Предприятие, ИП должны соответствовать условиям ст.4, № 209-ФЗ, 24.07.2007 г. До 1 августа 2016 года закон применяется в старой редакции. После этой даты все субъекты СМП будут внесены в единый реестр, который будет размещен на официальном сайте ФНС. Это позволит заказчикам получать достоверную информацию о поставщике. Сейчас участник, подающий заявку, предоставляет только декларацию о соответствии СМП.

По отчету Минэкономразвития в 2015 году 15% квота для участников — представителей малого и среднего бизнеса выполнена. Представители этого сегмента только по прямым контрактам (без субподряда) получили из бюджета около 490 млрд. рублей. Сам глава ведомства (интервью газете «Коммерсант») считает цифру завышенной, но по его словам она не меньше 400 млрд. рублей (рис.4).

Общее количество заявок в 2015 на 10% больше по сравнению с 2014 годом, а среднее количество претендентов на один заказ стоимостью до 10 млн. рублей увеличилось с 2,6 до 3,5. Преобладающий способ определения поставщика (исполнителя) — электронный аукционы (56,6%).

Порядок отбора на электронном аукционе (ЭУ)

Порядок проведения ЭУ регламентирован статьями 59 -71 закона № 44-ФЗ. Когда заказчик проводит отбор этим способом, то в извещении должна быть указана следующая информация:

  1. Интернет-адрес электронной площадки;
  2. срок, до которого принимаются заявки;
  3. дата проведения аукциона;
  4. размер и форма обеспечения участия;
  5. ограничения по участникам (СМП, субподряд);
  6. условия допуска зарубежных товаров.

В настоящее время работает 5 электронных площадок: ЗАО "Сбербанк-АСТ" (www.sberbank-ast.ru), АО "Единая электронная торговая площадка" (www.roseltorg.ru), ГУП "Агентство по госзаказу" (www.zakazrf.ru), ЗАО "Электронные торговые системы" (www.etp-micex.ru), ООО "РТС-тендер". Ниже показаны три схемы, наглядно отображающие процесс проведения таких торгов.

Что нужно чтобы принять участие в торгах

Участие в ЭУ бесплатно, но чтобы иметь доступ к аукциону, необходимо получить аккредитацию на конкретной площадке. Для этого оператору отправляется пакет документов в электронном виде, подписанный ЭЦП (требуется отдельная для каждого):

  1. заявление стандартной формы;
  2. выписка из ЮГРЮЛ или ЕГРИПП;
  3. копия паспорта участника (физического лица);
  4. копии решений, приказов на лицо, получающее аккредитацию от имени компании;
  5. учредительные документы юридического лица (копии);
  6. ИНН, адрес электронной почты;
  7. документ, подтверждающий полномочия руководителя;
  8. решение о праве на совершение крупных сделок (если требуется).

Чтобы более детально понять как устроен бизнес на госзакупках приводим интервью с реальным участников торгов.

Интервью с Галиной Мишиной, ООО «КЦЛР «Протэкс-Гарант», г. Новокузнецк

Краткая информация. Кузбасский центр лечения и реабилитации работает с 1992 года. По всем параметрам соответствует субъектам МСП, численность работников 39 человек. Главное направление: производство технических средств для детей-инвалидов: опор, столиков, стульев, а также ортопедической продукции и приспособлений для развития мелкой моторики.

Поскольку значительная часть такого оборудования приобретается через Фонд социального страхования (ФСС), предприятие активно работает по госзакупке. Галина Борисовна ответила на несколько наших вопросов.

Здравствуйте, Галина. Скажите, пожалуйста, какую долю в вашем бизнесе занимают госзакупки? Как давно вы работаете в ЕИС?

Государственные заказы по контрактам с заказчиками составляют 80-90% от всей деятельности. Точная цифра зависит от возможностей предприятия и федерального финансирования социальных программ. Работаем с ними давно, со дня основания. До ЕИС мы также работали, но через бумажные носители, что было очень неудобно и ненадежно.

Как организована работа, сколько человек занимается поиском заказов? В чем основные проблемы?

Работа по составлению заявки (техпредложения) и подачи ее на площадку, участию в аукционе (или котировке), а также проверке и подписанию контракта выполняется специалистами коммерческого отдела под контролем юриста. В отделе 4 человека, все имеют юридическое или экономическое образование. За каждым специалистом закреплены определенные регионы страны, с которыми мы работаем по госконтрактам. Особых проблем по аккредитации и формированию заявок нет.

Кто ваши заказчики, сильно ли отличаются цены? Какое примерно количество конкурентов у вас бывает?

Заказчиками являются филиалы ФСС в регионах, Министерства, которым переданы полномочия ФСС по обеспечению средствами реабилитации детей. Они устанавливают цены сами на основании 44-ФЗ. Иногда начальная цена равна себестоимости изделий и доставки до места. В этом случае мы принимаем решение не участвовать в аукционе. Если цена приемлема, то мы проводим расчет, до какой цены можно падать. Конкуренты, конечно, есть. Иногда мы сами удивляемся, когда видим в списке те фирмы, которые у нас же и закупают оборудование.

Трудно ли работать с госорганами? Как они соблюдают сроки оплаты? Часто ли судебные разбирательства?

Проблемы есть всегда, но не по оплате, а по другим моментам. Есть те, которые не понимают, что изделия изготавливаются для детей-инвалидов, а их одинаковых не бывает. Если подходят адресно, с учетом всех индивидуальных особенностей, то это дает реабилитационный эффект. Документация, грамотно составленная заказчиком, это наполовину выполненный контракт; когда все понятно: что, кому и какое изделие. Однако некоторые из них составляют техническое задание из четырех строчек и не учитывают различную патологию больных детей. С ними чаще всего проблемы. Ребенку требуется не то, что прописано в техзадании, получатель просит поменять, а мы не имеем права по договору. А заказчику все равно. Вот и начинается досудебная переписка. Судов мало, но есть.

Как вы считаете, могут ли ИП, малые предприятия участвовать в госзакупках? Есть реальные шансы у небольшого бизнеса?

Предприятия должны принимать участие в аукционах, за этим будущее. Однако, если форма собственности ИП, то надо помнить, что при нарушении сроков поставки будут выставлены большие штрафы, а ИП (в отличие от ООО) отвечает всем своим имуществом. Поэтому прежде чем подавать заявку, предварительно надо изучить Обязанности поставщика в проекте контракта, который прилагается к документации. Если все в порядке, то - вперед!

Подводя итоги.

При отборе поставщиков на госзакупки малый и средний бизнес имеет законные преимущества. Учитывая платежеспособность контрагента, предприниматели могут планировать свою деятельность и снижать риски. Технически освоить процедуру не сложнее, чем сервисы ФНС, ПФР. Конечно, любые конкурсы и аукционы имеют свои «хитрости», но это уже вопрос опыта. Вряд ли стоит прибегать к помощи посредников, предлагающих услуги по поиску госзаказа, практичнее освоить навыки работы с ЕИС и электронными площадками самому.

Понравилась идея?

0 

Получить доступ к обширному рынку спроса – одна из самых важных задач бизнес-планирования. Но российская действительность богата сюрпризами, в том числе и экономическими. Функционирующая электронная площадка по госзакупкам сегодня пустует практически наполовину. И дело не в отсутствии или сложности запросов – поставщиков нет. В таких условиях ответ на вопрос о том, как заработать на госзакупках, звучит очень просто: работать с госзакупками.

Причины для деловой активности в сфере закупок

Суть получения прибыли на рынке государственных закупок состоит в хозяйственном посредничестве.

Посредник, который научился работать с государственными и муниципальными тендерами, ищет в системе электронных торгов выгодные заявки и под полученные заявки находит поставщиков, согласных поставить запрошенную заказчиком продукцию. Финансовую разницу от такой сделки посредник забирает себе. О том, как выполняется поиск подходящих тендеров, можно узнать .

Но, несмотря на простоту и кажущуюся прозрачность операции, в ней есть подводные камни. Причем камни имеют довольно угрожающий вид, что в определенной мере препятствует полноценному развитию закупочного рынка.

По оценкам самих посредников, формированию полноценного и активного рынка закупок препятствуют:

  • инертность и частичная правовая неосведомленность большого процента поставщиков, которые не доверяют новым подходам в торговле;
  • усложненная и затратная процедура доступа поставщика к госзаказам;
  • отсутствие надежных гарантий для поставщика в том, что заказчики выполнят свои финансовые обязательства по закупочным договорам.

Сам поставщик или производитель зачастую не хочет связываться с такими рискованными операциями, тогда как посредник способен минимизировать риски и просчитать график поставок и закупок так, чтобы обеспечить беспрерывный товарный оборот и заработать на наценке.

Аккредитация на торговых площадках

Требования на всех площадках к поставщикам примерно одинаковые, поскольку полный перечень таких требований содержится в федеральных законах, регулирующих сферу закупок.